+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

02.02.2013

Живопись, выросшая из самой жизни

В Галерее искусств Зураба Церетели проходит выставка произведений Аркадия Пластова в честь

120-летия со дня рождения народного художника СССР.

Редкая цельность отличает творчество Аркадия Пластова. Всю свою яркую, мощную силу живописца отдал он одной теме — теме русской деревни, ее природе и людям, мудрому, веками сложившемуся укладу народного быта. Такие широко известные картины художника как «Жатва», «Полдень», «Юность», «Фашист пролетел», «Ужин трактористов», «Первый снег» стали классикой русского искусства ХХ века. Они находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и других российских и зарубежных музеев.

В состав экспозиции вошло более 120 произведений живописи и графики из собрания семьи художника. Это мощные по пластике и цвету жанровые полотна, портреты родных и близких людей, сельских жителей, передающие все многообразие и сложность людских судеб, пейзажи, натюрморты, созданные в 1910-е — 1970-е годы.

В ретроспективной экспозиции представлены произведения на тему войны, в т.ч. авторский вариант картины «Фашист пролетел», полотно «Трактористки», детские портреты, портретная галерея выдающихся художников ХХ века, иллюстрации к поэме Н.Некрасова «Мороз. Красный Нос», православные сюжеты, выполненные в технике акварели и гуаши.

Аркадий Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Симбирского уезда в семье иконописцев. Следуя семейной традиции, обучался в Симбирском духовном училище, затем в духовной академии. В 1914 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурный факультет к С. М. Волнухину, посещал занятия по живописи у А. Е. Архипова, А. М. Васнецова, постигая лучшие традиции национальной художественной школы.

Возвратившись в родное село, Пластов много работал, создал огромное количество эскизов и этюдов. Запечатленные в них наблюдения — «непререкаемые свидетели живой жизни» служили подготовительным материалом для будущих картин. От правды факта художник шел к высокой правде поэтического обобщения, «к постижению внутренней сущности и строя вещей и к умению найти в жизни самое главное, ... то зерно бытия, без которого нет настоящего искусства, а лишь бездушный, зеркальный натурализм».

Уже с середины 1930-х годов художник участвовал во всех крупных выставках, и его крепкая, плотная, сочная живопись покорила всех. В знаменитой картине «Купание коней» проявилось умение художника построить динамичную композицию, «вылепить» цветом и светом фигуры, сложно разработать красочную гамму. Но главное, в ней он передал ощущение жизни как праздника, где человек и природа нераздельны и существуют в полной гармонии друг с другом.

В своих работах Пластов шел от сиюминутного к вечному, конкретные жизненные сюжеты приобретали у него поистине метафорический смысл. Стремление увидеть за простыми явлениями повседневного крестьянского быта глубокий философский смысл характерны для последних работ художника.

До конца дней Аркадий Пластов продолжал жить и работать среди своих земляков, никогда не отделяя себя от окружающего мира, так убедительно и страстно, с такой эмоциональной силой воссозданного им в полотнах. Его произведения словно вырастали из самой жизни, раскрывая нам ее высший, сокровенный смысл.

 

Выставка открыта с 1 февраля по 10 марта 2013 года.

Фото