+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

​Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Борсуковский Борис Александрович

119 0

Борсуковский Борис Александрович

Человек который пытается заглядывать в неведомое, составлять проекты и реализовывать их в действительности.

 

+79514232820

26.04.2020













1.  Встреча со Святыней

2.  Зёрна веры

3.  Мудрость

4.  Невостребованная старость

5.  Постижение мира

6.  О блудном сыне






 
Детройт  08.03.04г.


 

ВСТРЕЧА СО СВЯТЫНЕЙ

 

     

Курская икона "Знамение" Божией Матери - одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси. История этой иконы исполнена такого множества благодатных знамений и чудес, что вызывает невольное благоговение к дивной святыне.
     
Иконы Божией Матери, известные под именем "Знамение", появились на Руси в ХI-ХII веках и изображают Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец. А называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году, когда соединенные силы русских удельных князей подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцы дни и ночи молились, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
     
Подобная икона, которая явилась около г. Курска, носит название Курско-Кореная. Охотник на берегу реки Тускари случайно заметил лежавшую на земле при корне дерева икону, обращенную ликом вниз к земле. Подняв ее увидел, что она по изображению подобна Новгородской иконе "Знамения." При этом явлении иконы совершилось и первое чудо от нее: едва только охотник поднял святую икону с земли, как тотчас из того места, на котором она лежала, с силою забил чистый и многоводный источник. Это было 8-го сентября 1295-го года.  Он построил здесь небольшую деревянную часовню и в ней поставил новоявленный образ Богоматери. 
     
Вскоре об этом узнали жители Рыльска, который был меньше разорен набегами татар, чем Курск, и стали посещать место явления для поклонения новой святыне, которая с течением времени все более и более прославлялась чудотворениями. Князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск. Но икона пребывала здесь недолго: чудотворным образом она исчезла из храма и возвратилась на место своего явления, на берега реки Тускари. Жители Рыльска неоднократно брали ее отсюда и ставили в храме, но всякий раз она непостижимо возвращалась на прежнее место. Тогда они поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления своей иконы, и оставили ее здесь в часовне.
     
В 1383-м году Курская область подверглась новому разграблению со стороны татар. Татары, встретив на своем пути часовню, схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили их в разные стороны, а часовню сожгли. Иерей Боголюб был отведен в плен. Проезжавшие к хану послы московского выкупили его из плена. Боголюб поселился на прежнем месте, где стояла часовня с иконой. Здесь он нашел части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они тотчас же срослись настолько плотно, что не осталось никакого следа от этого повреждения. Здесь была выстроена новая часовня, в которой икона "Знамение" и пребывала около 200 лет, непрестанно источая чудеса.
     
В 1597 году повелением московского царя Феодора Иоанновича она была доставлена в Москву.
     
Царь приказал сделать на верхней части иконы изображение Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, на остальных же сторонах - изображения ветхозаветных пророков в различных одеждах, по различию происхождения и звания, со свитками в руках. Изображение Богородицы, Господа Саваофа и пророков по царскому приказанию были украшены сребропозлащенным окладом, жемчугом и драгоценными камнями. Икона затем была возвращена, и в том же году, при ближайшем содействии царя, на месте часовни был основан монастырь и воздвигнута церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В том же году была построена другая церковь во имя "Живоносного Источника" под горою, у самой реки, над тем источником, который образовался при обретении иконы. Новооснованный монастырь стал называться Коренной Пустынью в память явления иконы при корне дерева.
       
Много чудес совершалось иконой Пресвятой Богородицы. Ограничимся перечисление некоторых из них.
    
В 1612-м году польские войска осадил Курск. При самом начале осады некоторые граждане видели осеняющую город Богоматерь с двумя светлыми иноками. Во время осады жители неоднократно совершали крестные ходы с ее иконой. Неприятели вскоре сняли осаду и отступили от Курска с большими потерями. 
     
В 1767-м году поднесли болящего Прохора (в будущем - преп. Серафим) к иконе "Знамение," после чего он стал быстро поправляться. Незадолго перед тем мальчик увидел во сне Божию Матерь, которая обещала посетить и исцелить его. Так икона оказалась связана с житием великого русского чудотворца, сыгравшего столь важную роль в дальнейших судьбах России.
   
8 марта (старого стиля) 1898 г. хранящийся в монастыре чудотворный образ стал объектом совершения дерзкого террористического акта. Во втором часу ночи раздался ужасный взрыв. Силою взрыва была разорвана на куски чугунная позолоченная сень над иконой; тяжелое мраморное подножие из нескольких массивных ступеней сдвинуто со своего места и разбито на несколько частей; находившийся пред иконой большой массивный подсвечник далеко отброшен в сторону. Находившаяся близ иконы окованная железом дверь была вся изломана и выперта наружу, причем попорчена была сама стена, давшая трещину. Все стекла в соборе и даже в верхнем куполе были разбиты. Но среди всего этого всеобщего разрушения икона Пресвятой Богородицы "Знамение" чудесным образом осталась целою и невредимою. Даже стекло на ее киоте осталось целым. Злоумышленники, рассчитывая уничтожить святую икону, послужили только к большему ее прославлению.
     
В середине октября 1919 года икона была вывезена из Курска, а второго  апреля 1920 года прибыла в древнюю столицу Сербии, город Ниш. В 1925-м году в Белграде была построена русская Троицкая церковь, в которой по разрешению Архиерейского Синода и с согласия епископа Феофана и была помещена Курская чудотворная икона для постоянного пребывания. Из Белграда она неоднократно отбывала для посещения многих мест, где находились рассеянные по всей Европе русские люди.
     
Во время второй мировой войны Божия Матерь через Свою Чудотворную икону явила много дивных знамений и чудес, чему имеется множество свидетелей. Белград пережил сильные бомбардировки. Но было замечено, что не только все три русских храма в Белграде, но и те дома, куда была приглашаема для молебнов св. икона, от бомб не пострадали или пострадали незначительно. Тогда русские люди, а за ними часто и сербы, начали усердно приглашать в свои дома Чудотворную икону, носимую священниками бесстрашно даже во время бомбардировок, и чудеса продолжали изливаться непрерывным потоком на страждущих белградцев. 8-го сентября 1944-го года она покинула Белград, пробыв в Югославии без малого четверть века.
   
Через некоторое время Синод и митрополит Анастасий переехали в город Мюнхен, а позже, вместе с Чудотворной иконой, отбыл в Женеву, чтобы установить связь со всеми частями Русской Зарубежной Церкви. Начался массовый отъезд за океан, и перед Чудотворной иконой ежедневно служились напутственные молебны. С чувством разлуки с самым дорогим и светлым, прощались люди с любимой иконой, увозя с собой, как ее благословение, ее маленькие, освященные на ней, копии.
     
23-го января 1951 года Одигитрия Русского Зарубежья, Курская чудотворная икона "Знамение" Божией Матери была доставлена в Нью-Йорк. . Несколько дней оставалась икона в Нью-Йорке, а потом перевезена в Новую Коренную Пустынь, построенную в 40 милях от города. В 1959-м году Архиерейский Синод благоустроился на 93-й улице, в одном из лучших районов города Нью-Йорка. На заседании Синода было постановлено городскую церковь, как это было в Курске, наименовать Знаменской, в честь Чудотворной иконы, а Новую Коренную Пустынь считать летней резиденцией митрополита и летним местопребыванием иконы.
   
На 4-й месяц пребывания Чудотворной иконы в Америке начались ее путешествия по приходам Русской Зарубежной Церкви. Первым было путешествие в Калифорнию в послепасхальные дни 1951-го года. В октябре-ноябре 1967-го года Чудотворная икона Курская Коренная "Знамение" посетила Бразилию и Аргентину.
     
В июне 1968 года Чудотворная икона посетила Европу. И везде, куда бы ни прибывала икона Царицы Небесной - в Англию, Бельгию, Германию, Швейцарию, Францию, Испанию; в величественные храмы или маленькие домовые церкви, в монастыри и скиты, в старческие дома и детские приюты и лагеря - везде с восторгом, с благоговейным преклонением, с горячими слезами, с молитвами и любовью принимали русские люди свою Небесную Покровительницу.
     
4/17-го июля, в день убиения царской семьи, в 8 часов вечера, в величественном, первом в мире храме-памятнике убиенному царю-мученику Николаю II и царской семье в Брюсселе, по распоряжению Архиерейского Синода, в присутствии Чудотворной Курской иконы "Знамение" было совершено отпевание убиенных царя-мученика Николая II и царской семьи и всех убиенных и замученных безбожной властью. И в этот великий момент с молящимися пребывала наша святыня - Чудотворная икона Божией Матери. А впоследствии, 19-го октября/1-го ноября 1981 года в Знаменском Синодальном храме в Нью-Йорке, в присутствии Чудотворной иконы "Знамение," было совершено прославление новомучеников и исповедников Церкви Российской.
     
Посетила Курская Коренная икона "Знамение" и далекую Австралию; в первый раз с первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Филаретом, и, спустя годы, - с архиепископом Никоном.
   
Святая икона Божией Матери Курская Коренная "Знамение" почти ежегодно посещает все приходы Северо-Американской и Канадской епархий. Много было вознесено молитв и пролито слез перед Чудотворной иконой Божией Матери; безмерны радость, утешение и чудесная помощь от Царицы Небесной, изливающиеся через Ее чудотворный образ.
 
    
7 - 8 марта 2004 года мне посчастливилось встречать в Детройте Курскую икону Божией Матери «Знамение». Незабываемы минуты вечернего торжественного ожидания в Успенском соборе, куда из Кливленда должны привести икону. Собор, недавно отметивший свое семидесяти пятилетие, уютный, небольшой, вмещающий до пятидесяти человек. Нас вместе с хором собралось человек тридцать пять. И вот оживление, настоятель собора торжественно вносит Святую икону и устанавливает ее на подготовленное место. После краткой молитвы все по очереди подходят к иконе. Какое от нее шло ни с чем не сравнимое благоухание! Изображения Божией Матери, Божественного Младенца и Святых пророков со временем потемнело, так что их трудно рассмотреть, да к тому же они почти полностью скрыты богатым окладом. Началась вечерняя торжественная служба. Восторг от нее ощущается во мне и по сей день. После службы я имел возможность еще раз подойти к Чудесной иконе, постоять и попросить у Богородицы прощения и помощи. На следующий день в понедельник с сыном снова был в церкви. Ожидал, что она будет переполнена, но прихожан было меньше, чем вчера. Имел возможность еще дважды подойти к Святыне, которой скоро исполняется 714 лет со дня ее чудесного приобретения. 
   
Торжественное чувство благодарности этому событию не покидает меня. Но к нему примешивается и ощущение горечи, что не мог бы поклониться Курской иконе Богородицы в России, покинувшей ее восемьдесят пять лет назад. За эти годы, облетев почти весь мир, она ни разу не была на Родине. Понятны опасения иерархов и прихожан русской Зарубежной Церкви о возможности не возвращения ее символа, как Одигитрии русского рассеяния. Но и нельзя лишать русский народ, Родины иконы, возможности общаться с одной из самых почитаемых русским Православием икон Божией Матери.  Не мне грешному предлагать решения этой назревшей больной проблемы. Смею предположить, что оно не под силу и всему Православному Христианству, а только Божественному решению Пресвятой Богородицы, явившей свой Чудесный Облик Курской Коренной иконой. Так же как сотни лет назад много раз икона чудесным, не постижимым образом возвращалась к месту своего приобретения, так и современному Православному миру нужно молиться о выборе пребывания иконы самой Богородицей.
     
Да услыши, Пресвятая Владычица Матерь Господа нашего, молитвы единого русского народа, в какой бы части света он не жил. Слава, тебе Владычица, Слава!

     
Статья написана по материалам Миссионерского листка №13 Свято-Троицкой Православной Миссии под редакцией Епископа Александра (Милеанта). 




 

Зёрна веры

 
Раз в несколько лет Николай Александрович приезжал в полузаброшенную деревню, родину своих предков, где и он проводил немало времени во время летних школьных каникул. Дом деда стоит пустой, но ещё не разрушен. Двор и сад заросли бурьяном и репейником. В доме некоторое время жили другие люди, но уехали.

После посещения родного подворья обязательно шёл на сельское кладбище, которое было в полукилометре от дома. Приходил на могилки деда и бабушки, дяди и тётей, сродного брата, вырывал сорняк, убирал траву и сидел на развалившейся скамеечке, вспоминая давно ушедшие времена и события жизни. Мысли были разные, но в основном они связаны с родной деревней, детством. Иногда удивлялся тому, что могилы тёти Даши и брата вынесены за общую ограду, хотя там было вполне достаточно места. Но ни одних похоронах не был, поэтому принимал это как свершившийся факт, не более. Так продолжалось много лет.

Но в последнем традиционном посещении деревни, его финальная часть, размышления, неожиданного для него самого развернулись к воспоминаниям о судьбе и влиянии на его жизнь тёти Даши. Мысли пошли независимо от его воли и желания, но  только возвращаясь домой, он задумался о причине. Она открылась не сразу и не в один день, выстраивалась из обрывочных детских воспоминаний, но связей между ними долгое время не находил.

О том, что есть эта тётя лет до девяти - десяти не знал, пока она не приехала к ним из далёкого восточного края. Гостей, которые жили у них, бывало много, поэтому Коля почти не обратил на тётю особого внимания. Её было лет сорок пять, может быть немного больше. Объяснили, что она родная сестра мамы, возвращается с мужем жить в нашу деревню. Прожила у нас несколько дней, но более запомнилась тем, что однажды заставила маму перемыть пол, так как ей показалась, что плохо промыты углы. Коля даже немного обиделся за маму, но ненадолго.

Через какое-то время мама рассказала, что тётя с мужем уехали жить в другую деревню в пятнадцати километрах от нашей. Там им дали комнату в доме на несколько семей, дядя устроился работать механиком на водокачке. И ещё, что у тёти сильно болят ноги, и нужно достать лекарство под названием «змеиный яд». Само название устрашало, подсказывало, что там что-то серьёзно. Всякими правдами и неправдами мама доставала эту мазь, пересылала тёте, но лекарство не помогло – тётю парализовало.

Однажды Коля с мамой был в этой деревне. Большой дом, в котором жило четыре или пять семей стоял почти в центре большого совхоза. Рядом с домом будка той самой водокачки, где работал дядя. Их комната с небольшой русской печкой была крайней в доме. У стен две железные кровати, у окна большой деревянный стол, у печи небольшой посудный шкафчик, несколько табуреток – это вся домашняя мебель. Тётя лежала на одной из кроватей, могла поворачивать голову, разговаривать, немного шевелить одной рукой, но не могла переворачиваться. Тогда он впервые услышал слово «пролежни». Мама сменила затёртое постельное бельё, переодела больную, накормила. В этих хлопотах прошло несколько часов гостевания.

Другой раз, через год или два,  Коля был у тёти более двух недель. Гостил в деревне деда и неожиданно для себя и остальных надумал поехать к тёте Даше. Ему было лет двенадцать, вполне самостоятельный, старики отпустили. Он не предполагал там долго задерживаться. Направление дороги знал, вышел за деревню. Там его подобрала машина, которая ехала в тот совхоз, доехал быстро и без приключений. Местное сарафанное радио сообщило деду о благополучном приезде на место.

Приняли радушно, предложили у них пожить. В доме было несколько мальчишек, с которыми быстро познакомился и подружился, спешить возвращаться смысла не было. Уже писал, что в комнате было две кровати. Одна была у тёти, другую отдали Николаю, оставалась загадкой, где спал дядя. Он инвалид войны, без стопы левой ноги. Ходил на деревянной култышке, но без палки. Позже сделали протез, мог одевать обувь.

Дядя был невысокого роста, худощавый, по характеру холерик, заводной, матершинник, любил выпить. Всё домашнее хозяйство было на нём. У дома небольшой сарайчик, где он держал кур и кабанчика. По субботам пёк хлеба, которые отличались от привычной деревенской круглой формы, прямоугольной городской. Хлеб получался очень вкусным. Готовил простую еду, убирал в комнате, стирал. Ухаживал за тётей, которая была совершенно беспомощна. Однажды водил Колю по грибы. Шёл быстро, Коля с трудом поспевал за ним, ничего не набрали.

Откуда у этого измученного жизнью человека столько старания, ответственности и сил. Ругался, выпивал, но далеко не каждый муж будет так ухаживать за своей больной беспомощной женой. За что ему такое наказание или испытание?

Тогда Коля над этим вопросом не задумывался. Он бегал с друзьями, чем-то помогал дяде в его небогатом хозяйстве, забегал к нему в насосную, где, вероятно, тот и спал. Трудно сказать, какие чувства испытывал к дяде. При всех его недостатках, скорее всего, испытывал какое-то равнодушное уважение. Как это объяснить не знает до сих пор. Сказать, что уважал – будет преувеличением, равнодушее – преуменьшением, что-то между ними.

Нередко Коля оставался наедине с тётей. Ей это доставляло большое удовольствие, она могла поговорить. Основная тема – о Боге. Сказать, что Коля что-то понимал из её слов, будет большим преувеличением, но слушал внимательно. Он воспринимал не слова, а чувства, скорее, любопытства, которые они вызывали. В них была скрытая тайна или загадка, совершенно непонятная не подготовленному сознанию мальчишки. Тётя учила молитвам, но он их не запомнил, объясняла, как нужно креститься, но крест у мальчишки послевоенного рождения вызывал только раздражение и полное неприятие.

Однажды тётя рассказала, как Бог наказал девушку за то, что она в обиде на своего ухажёра, сняла икону и стала с ней танцевать в кругу друзей. Вдруг девушка окаменела. Она была жива, кричала, но превратилась в камень. Так она простояла несколько недель, её не могли сдвинуть с места, положить, так и умерла. Колю поразил этот сюжет, сказать, что он в него полностью поверил, конечно, нельзя, но и не поверить не смог. Оскорбление должно иметь наказание – это правило мальчишеской жизни. Обида, нанесённая иконе, какой-то, пусть непонятной ему вере, тоже требовала отмщения. Другие рассказы тёти о вере укрепляли эти детские рассуждения.

Много лет спустя Николай Александрович в одной из духовных книг прочитал об этой истории, которая была засвидетельствована многими очевидцами. Как тётя узнал о ней? Конечно, людская молва донесла эту историю до неё. В печати об этом событии рассказать не могли.

Из деревни принесли сообщение, что бабушка беспокоится за его долгое отсутствие, ждёт возвращения. Пришлось, попрощавшись с тётей и дядей, на следующий день уезжать.

Прошло много лет. Тётя Даша умерла, её похоронили в родной деревне. Как жил, где упокоился дядя Николай Александрович, не знает, да и не старался узнать.

Жизнь помотала его, были взлёты и падения, много работы, семья, дети, теперь внуки, уже пенсионер. О религии не задумывался, хотя был терпеливым к её проявлениям. Однажды ему как комсомольскому лидеру предложили выступить на конференции с докладом о вреде религии. Отказался, не видел он этого вреда, а тупо пересказывать чьи-то измы не привык. Работал школьным учителем. В его классе была девочка – баптистка, училась хорошо, трудолюбивая, но в классных мероприятиях участвовала редко. Николай Александрович сочувствовал ей, но не старался влиять на её религиозные чувства. Возил своих учеников на экскурсии по стране, посещали храмы, но экскурсоводы рассказывали об их архитектуре, строительстве, живописцах, внутреннем оформлении соборов и совершенно не касались вопросов религии. Время было такое. Разговоров о религии избегал, так как ничего в ней не понимал, да и не пытался понять. Не до того было.

Первый стресс испытал, когда сын после окончания школы решил креститься. Как это ему пришло в голову? Но привык уважать выбор других, поэтому не возражал, более того, пошёл с сыном в церковь. Стоял в стороне, наблюдая за происходящим, и не переставал удивлять тому, что он оказался здесь. Другой раз сын венчался. Снова опустошённый стоял в храме, не в силах поднять руку для крестного знамения, хотя рядом стоящий сват размашисто крестился.

Много больших и малых событий, хороших и плохих, позже привели его с супругой в крестильную, где они приняли православную веру, чем, по убеждению Николая Александровича, привлекли на себя немало испытаний и радостей. Но только сейчас понял, что именно та детская поездка к тёте Даше, стала незаметным источником его будущей веры. Её непонятные ему рассказы о Боге, проходя мимо сознания, достигли каких-то глубин детской души. Ещё много лет понадобилось этим зернам, чтобы созрели условия для их прорастания. Но рассказы больной, недвижимой тётушки создали главное - условия для терпеливого отношения к религиозным чувствам людей, которые постепенно побудили любопытство, а позже желание её понять. Оказывается, что незаметный, непримечательный двух недельный эпизод детской жизни стал тем краеугольным камнем, который заложил основание его Веры. Зёрна веры должны были когда-то прорости и это произошло. Нет в нашей жизни мелочей, всё разумно взаимосвязано. Мелочи нужно замечать, уважать и понимать их важное для человечества значение.

Спасибо Вам родные тётя и дядя! Жаль, что эта благодарность произносится спустя полвека.
   
 
 

ХОЧУ ПОНЯТЬ, ЧТО ТАКОЕ
МУДРОСТЬ


Давно пытаюсь  понять, что такое мудрость. Нет исчерпывающего ответа в справочниках и словарях. Придумываю определения, но они своим содержанием не отражают всей многогранности данного понятия.
    
Мудрость должна объединять в себе знания, опыт, умение видеть глубину проблемы, обозначать пути и средства ее решения, делать широкий далеко идущий прогноз. Прогноз не предсказание, а вывод, рекомендация.
      
В сознании возникли вопросы, которые вбирают в себя понятие «мудрость». Однозначных ответов нет, но уже хорошо то, что появились сами вопросы.
  
  
Мудрость охватывает все человеческие отношения в целом или возможна в узкой области?
    
Может ли мудрость быть направлена на познание природы?
    
Природа познаваема только знаниями, системой знаний или к ним необходима мудрость?
    
Может ли великий ученый быть мудрым в своей науке? 
    
Может ли малограмотный или неграмотный человек быть мудрым?
    
Может ли мудрость принадлежать народу?
    
Есть ли связь между мировоззрением и мудростью?

 
   
Подобных вопросов много больше, но они не упрощают, а существенно усложняют поиск ответов.
     
Мир раскрывается перед человеком множеством явлений, которые есть внешние признаки, многообразие сторон действительности. Явления можно предсказывать, полно или поверхностно описывать в зависимости от подготовленности и способностей наблюдателя, яркости, четкости события. Они могут быть простыми и сложными, краткими и длительными, открытыми, перекрытыми или скрытыми другими явлениями. Явления – сигнал к поиску их причин, если в этом имеется потребность. Причины могут быть истинными и ложными, основными и не основными, простыми и сложными.
    
Философия указывает два направления организации познания: от явления к сущности (эксперимент) и от сущности к явлениям (теория). Современные науки широко используют оба направления.
    
От явления к сущности первого порядка. Углубляясь в познании причин, открывается сущность второго порядка и т.д. Но постепенно познание может дойти до предела технических возможностей науки данного времени, теорий, технологий, когда невозможно раскрыть более глубокую сущность.
    
Прорыв в познание таких сущностей возможен развитым сознанием отдельных людей. Они могут предсказывать, указывать, обосновывать то, что будет когда-то доказано или опровергнуто опытом или научными теориями и открытиями, то есть выходить за пределы познаваемого в данный момент. Полагаю, что это и есть мудрость, то есть способность видеть за пределами понятого. Мудрость – это выход за пределы познания.
    
Конечно, предел пределу рознь. Можно представить абсолютное знание, когда все в мире объяснимо, более нет тайн мироздания и отношений. Но тогда нет и мудрости. Сумма знаний, каких бы размеров она не была, даже ее система не есть признак или условие мудрости. Абсолютное знание можно усилить абсолютной мыследеятельностью – владением всеми способами и формами познания. Но и это добавление не приводит к пониманию мудрости.
    
Мир изменчив, поэтому абсолюта в знаниях нет и не будет. Возможности же сознанием выходить за пределы познанного вечны. Поэтому вечна и мудрость.
    
Неожиданно возник вопрос: «А Бог мудр?» Он же Абсолют. Или Он все же находится в вечном развитии?
    
Развитие имеет начало?

Если есть начало Бога и есть то, что Ему неведано?
    
Можно ли спроектировать и спрогнозировать все содержание, этапы и формы развития мироздания?
    
Это уже мудрость. Спасибо диалектике, выручила. 
    
Мудрость – это степень развития сознания. И, вероятно, необходимо добавить высокая. Но высоты различны. С какой из них начинается мудрость, а что характеризует развитые знания. Выражение, высокая степень развития сознания, можно принять за родовой признак определения понятия. 
   
Вероятно, видовое отличие позволит выделить необходимую высоту. Для видового отличия уже обозначилось «за пределы». 
   
Но предел для кого: человека, группы, нации, человечества? 
     
Предел бытового познания, научного, духовного или можно использовать синтез всех пределов?
  
Можно рассмотреть уровни мудрости, например, от бытовой до Абсолюта. Но кто мудрее уважаемый безграмотный деревенский дед или ученый с мировым именем?
   
Вероятно, качество мудрости определяется или проявляется в окружении человека. Тогда необходимо зафиксировать уровни развития сознания группы, общества. Эти уровни различны, что не требует специальных доказательств. Тогда выход за пределы сознания данного социума и есть мудрость этого уровня.
     
Джамбатиста Вико писал: « …Мудрость – это сила, преобразующая человека изнутри». То, что мудрость преобразует человека изнутри, сильное утверждение. Если у человека не появляется внутреннее желание осмыслить личный опыт и знания, то нет условий появления мудрости. 
     
Из проведённых, довольно широких рассуждений вырисовывается вариант определения мудрости.
     
Мудрость – это высшая степень развития сознания, источником которой является внутренняя сила желания осмыслить личный, общественный и духовный опыты на основе сформировавшейся системы знаний, выраженное в стремлении выйти за пределы познанного в обществе.
     
В грубом, неотточенном содержании определение Мудрости составлено. Его еще нужно уточнять, убирая из него всякую двоякость суждений.
   
Мудрость в одиночестве не возможна, точнее не востребована. Под одиночеством понимаю жизнь вдали людей, даже если они рядом. В таком состоянии человек совершенствовал бы только свои знания, даже если бы стал размышлять по вопросу опыта жизни. Для мудрости необходимо сравнение личного Я с другими Я. В группе людей с определенным уровнем развития мышления мудрым может быть назван тот субъект, кто способен размышлять, делать выводы за пределами мышления и познания данной группы. Крестьянская мудрость стариков не в том, что они знают больше о сельском труде и общинности, а в том, что они из привычных явлений, не замечаемых другими, могут довольно точно предсказать события и варианты их развития. Этот уровень мудрости можно назвать житейским.
     
В литературе, особенно политической, указывают на народную мудрость. Каждый индивид имеет свои взгляды и  убеждения на процессы, происходящие в обществе. Разброс этих суждений очень большой – от крайне негативных, до слепого безграничного одобрения. Выделить все индивидуальные суждения невозможно, да и нет необходимости. Но по отдельным социально важным проблемам общественное суждение необходимо и может сыграть свою политическую роль.
     
К таким общественным проблемам можно отнести выборы, референты, реформы и т.д. Голосование – это суммированное суждение индивидов. Чем больше людей свободно выскажет свое отношение к заявленной проблеме, тем более объективен для данного социума выбор, который может поддержать предложенные идеи, может отказать или проявить безучастность.
   
Беда в том, что необходимое условие – свобода выбора, может быть не предоставлена. Науками разработаны методы и формы манипуляции общественным сознанием, которыми целенаправленно и бессовестно пользуются, чтобы выдать полученный результат за общественное мнение.
   
В цивилизованном обществе, где редко прислушиваются к мудрым людям, качество решений понижается на порядок: в обществе циркулирует информация, а решения принимаются людьми, обладающими только знанием. Недостаток мудрости покрывается избытком информации.

    Томас Элиот писал:
     Где наша мудрость?
     Мы потеряли её ради знаний.
     Где наши знания?
     Мы потеряли их ради информации.
   
А.Швейцер: «Любая глубина (это относится и к мудрости Б.А.) – это одновременно и простота, и достигнута она может быть только тогда, когда обеспечена ее связь со всей действительностью. В этом случае она представляет собой абстракцию, которая сама по себе обретает жизнь в многообразных ее проявлениях, как только соприкасается с фактами»(с.38) (Швейцер А. Культура и этика. –М.: Прогресс, 1973. – С. 51).
   
Мудрость заключается в умении абстрагировать, т.е. выделять главные сущностные стороны и свойства объекта, отвлечение в данной ситуации от второстепенных. Верная действительности абстракция состоит в таком упрощении нерасчлененного многообразия явлений, кое делает мысль более емкой - благодаря ее сосредоточенности на существенном для данной познавательной ситуации.
    
Может ли мудрость ответить на вопросы или обозначить принципы взаимодействия материального и духовного миров?

     
Можно ли индивидуальные мудрости  объединить в мудрость общечеловеческую?     Нуждается ли человечество в мудрости?

   
Сможет ли человек понять и принять мудрость человеческую, если не понимает и принимает мудрость Сверхчеловеческую?

    
Неужели мир устроен так, что истина от человека сокрыта навеки?

   
Пусть непрерывное бесконечное развитие мира не позволит ему понять все тайны, пусть Истина так же непознаваема, но моделирование, абстракция Истины должно быть возможно. Модель не истина, абстракция, содержит не все элементы составляющие оригинал, но должна отражать в себе ее основные, сущностные элементы, которые тоже могут быть системами. Пусть грубо, отражая уровень развития сознания и мышления индивида и общества, но может хотя бы обозначить направление движения к истине, пусть не полное и неточное содержание. Но это уже ориентир для развития общества, личности, которые обладает смысловым содержанием, имеющего свою ценность.
   
В культуре русского характера не обязательно четко, детально  разъяснять цель. Обладателю данного характера важнее понять смысл, а пути движения к нему определит сам. Он в процессах познания более мыслитель, чем подражатель, руководствуется своими соображениями, но не чужими указаниями. Конечно, указания им учитываются, но в них обязательно будет привнесено свое осмысление, разумное дополнение.

     
В миссионерском листке № 64 под редакцией епископа Александра Милеанта «Послание к Ефесянам святого апостола Павла» есть определение Мудрости, которое дано христианской догматикой.
    
«Мудрость – это способность постичь взаимоотношение между причиной и следствием, понять взаимосвязь между разными истинами веры».
    
Удивительное по простоте и глубине мысли определение. Главным в нем является «взаимоотношение между причиной и следствием». Если знания определяют взаимоотношение явления и сущности, т.е. между внешними признаками и причинами (внутреннее) их вызывающими, то мудрость указывает связь между причиной и последствиями. Следствие отражается в явлениях, но не является ими. Явления это внешние картинки события. Следствие же результат процесса, запущенного причиной, как и сам процесс. Этот процесс сопровождается явлениями, фиксирующими его. Наука, изучая явления, объясняет их причины, открывая те или иные закономерности, выдвигая гипотезы и формулируя теории, часто не обращает пристального внимания на перспективы развития процесса, варианты будущих последствий.
    
Можно сказать, что наука смотрит назад на причины явлений, а мудрость вперед на будущие последствия, которых еще нет, но обязательно или с высокой степенью вероятности проявятся. Это не предсказание будущего как ясновидение, а его понимание, неизбежность. Увидеть, понять будущее намного сложнее, чем объяснить прошлое и настоящее. Последние уже состоялись, их можно более или менее реально описать, измерить, а будущее всегда имеет ту или иную степень фантазии, домысла, предположения. Чтобы наиболее полно предсказать будущее (следствие) необходимо объединить огромное число существенных и несущественных элементов настоящего и прошлого, которые к тому же не все вовремя могут быть выявлены, что сделать очень не просто.
    
Вот почему приведенное выше определение мудрости продолжается «понять взаимосвязь между разными истинами веры». Если опустить для упрощения слово «вера», то определение мудрости становится вполне «материальным». Но любая истина основана на уверенности, значит на вере.
    
Мудрость – это способность «увидеть» сложный процесс развития причины, включающий в себя разнообразный спектр различных истин, дополняющих или исключающих друг друга, приводящая к обоснованному следствию.
    
Но данную мудрость можно назвать земной. Христианство раскрывает понятие духовной мудрости, которое включает в себя откровение Божие, превышающее земную логику и не поддающуюся повседневному опыту. Нужно, чтобы Бог дал прозрение человеку.
    
Процесс познания идет не только от явления к сущности, но и наоборот. Познанием от сущности к явлениям занимаются теоретические науки. Это доказывает то, что многие ученые мудрые люди.
    
Был уверен, что данное мною определение Мудрости и христианское в сущности близки друг другу. Но внимательно всмотревшись нахожу, что общего между ними не так уж много.
    
Я рассматривал Мудрость как высшую степень развития сознания. Второе определение не ограничивается возможностями сознания, а отмечает способность. Что же еще имеет возможность постигать? Религия подсказывает, что постижению способствует Благодать Божия, которая не зависит от степени развития сознания индивида, точнее, его мышления. Невольно в своем определению обращаюсь к «…внутренней силе желания…», возможно, духовного происхождения.

Как достичь Мудрости без благодатной подсказки?
    
Может ли сознание достичь уровня мудрости?
    
Если же мудрость высший уровень сознания, тогда возможна разработка технологий доведения сознания до этого уровня?



Согласно второго определения мудрости начнем учить людей искать связи между причинами и следствиями, постепенно формируя способность постигать эти связи.
   
Мудрость станет явлением массовым?
   
В жизни человек эти связи более менее находит, но их недостаточно для оценки мудрости. Вновь напрашиваются уровни, теперь связей.
    
Не могу объяснить мудрость деревенского старика. Образования никакого – один класс начальной школы, а мудр. Связи между причинами и следствиями видит довольно глубоко и точно. Его выводы настолько точны, что дадут сто очков многим академическим умникам с философским образованием. Пусть круг мудрости этого старика не так широк, как уровень знаний этих философов. Но последние не все выходят на уровень мудрости, а старик вышел. Или чем больше знаний, тем более глубокими должны быть выводы, чтобы соответствовать Мудрости?
    
В русских сказках есть присказка: «Утро вечера мудренее». Не спеши с выводами и решениями, подумай. Но только ли на время указывают сказки? Почему называют вечер и утро, а не утро и вечер. Почему советуется лечь спать, а не ломать голову всю ночь, как это, вероятно, происходило бы днем. Днем активно работает сознание, а ночью оно отключено, как и мышление. Делаем вывод, что для принятия мудрого решения, сознание для мышления помеха. Вряд ли наши предки догадывались о наличии подсознания, т.е. безусловного. Но наблюдали и отмечали, что утреннее решение лучше вечернего. Почему бы этим не воспользоваться.
    
Это сейчас современная психология изучает бессознательные процессы. Активность сознания – помеха подсознанию. Этот вывод не вызывает серьезных возражений. Не могут между бессознательным и подсознанием поставить знак равенства.
    
Ночь, точнее сон, - это минимальная активность сознания и привычная или максимальная активность подсознания, которое не зависит от состояния бодрости тела человека. Полагаю, что сознание связано с телом, а подсознание с душою человека. Тело спит, а душа всегда бодрствует. Интересно, что в ней при этом происходит? Религия утверждает, что Благодать Божия передается человеку во сне. Не исключено, что для принятия решения сон полезнее бодрствования. Сознание заявляет проблемы, но ему не хватает объема информации (память, мышление), которая сокрыта в подсознании. Интересно, систематизирована ли информация в подсознании или разорвана на части по мере ее поступления? Своей активность сознание мешает получению решения из подсознания? Сон смиряет сознание, и подсознание передает ему более глубокие варианты решений, если, конечно, сознание способно их понять, отразить в себе, принять.
    
Хочу уберечься от мысли, что лежебока мудрее активного человека.
    
Подсознание, бессознательное, Благодать более доступны в периоды наименьшей активности сознания. То, что полезно мудрости обозначено, но что же такое мудрость?
    
Мудрость проявляется в сознании, отражается сознанием, мышлением – это бесспорно, но какова в этом степень его участия?
    
Несомненно, мудрость имеет отношение к воле человека, зависит от нее. Необходима четкая постановка цели, преодоление внутренних препятствий, мешающих поиску правильного, оптимального решения. Можно же осознанно или неосознанно ограничить себя простым, поверхностным решением, не утруждаться анализом сложных, запутанных вариантов, а затем убедить себя, что это решение истинное. Незавершенность следствия не пугает. Она часто не видна или кажется незначительной. То, что большее складывается из малого, слышали все, но мало кто это понимает, тем более этим руководствуется. Малое для многих и остается малым, которым удобно пренебречь без видимых потерь, чем искать ему место в целом.
    
Система включает в себя и большое, и малое, а так же связи между этими элементами. Но система знаний – это еще не мудрость, хотя близка к ней, точнее, необходима ей. Системность знаний одно из важнейших условий появления мудрости. Тот сельский мудрец, вероятно и не догадывается, что рассуждает системно. Он просто привык замечать больше, чем другие, обращать внимание на различные сопутствующие мелочи, незаметные другим. В мудрости мелочей нет! Малое сегодня завтра вырастает в большое. Хорошо, если это завтра близко, а если она за годами, десятилетиями, столетиями..? В доброе или злое вырастет эта мелочь? Может ли человек управлять ее развитием?
    
Итак, мудрость возможна при условии развитого сознания, обладающего системным мышлением, способного постичь взаимоотношения между причиной и следствиями. Направления: причина - следствие и следствие – причина равнозначны. 
    
Мудрость – это способность человека с развитым сознанием, обладающим системным мышлением, наиболее полно, адекватно постигать взаимоотношения между причиной и последствиями, как и между последствиями и причинами.
    
Основой системного мышления для большинства людей является жизненный, профессиональный, научный опыт. Чем больше у человека опыта, тем больше элементов и связей взаимодействия он обнаруживает, тем полнее его база для выводов.
    
Полагаю, что подсознания людей мало отличаются друг от друга объемом информации и способностями к ее обработке. Но чтобы принять помощь подсознания необходимо подготовленное к такой деятельности сознание. Если приемник (сознание) слабый, то результат его работы малозначителен.
    
В качестве демонстрации данного утверждения используем некоторую аналогию. Интернет (подсознание) несет в себе огромную по объему информацию, которая постоянно обновляется разными источниками. Передать и принять ее можно при помощи компьютера. Компьютеры (сознание) отличаются по своим техническим параметрам (объем памяти, скорость обработки, наличие компьютерных программ и т.д.), а значит возможностью и качеством обработки информации собранной в интернете. Компьютеры первых поколений вообще не способны работать во всемирной информационной сети. Чем совершеннее компьютер, тем больше возможностей работы в интернете. Отсюда вывод, чем более развито сознание и его параметр – мышление, тем большую помощь оно получает от подсознания. И не только по объему, но что важнее – по качеству. Слабый компьютер не способен принять и обработать сложную структурную информацию. Так и сознание «не видит» многое, чем наполнено подсознание индивидуума. 
    
Мудрость присуща развитому сознанию. Но остаются вопросы:

Почему активное состояние сознания мешает получению помощи от подсознания? (День – ночь).
    
Что за «компьютер» в мудрости деревенского мудреца?
    
Что отнести к «компьютерным программам» сознания? 
    
Роль подсознания в формировании мудрости?
    
Влияние духовности на мудрость человека и человечества?

  
     
Не сумел дать определение Мудрости, хотя, вероятно, существенно к нему приблизился. Но известно, что труднее всего даются последние шаги. Могу, потратив значительные усилия, уйму времени добиться результата, который меня бы удовлетворил, но насколько при этом приблизился б к истине? Я не специалист во многих областях наук, которые требуется задействовать в формировании этого понятия, без их анализ определения будет не полным.
    
    
И последний вопрос, который задаю себе и читателю, который наберётся терпения добраться до этих строк: «Кому это надо?» Подмывает ответить на этот проклятый философский вопрос, но позволю себе пока воздержаться от него, дать свободу возможным ответам, если они у кого-то появятся. Трагедия цивилизации в том, что она теряет интерес к Мудрости, обставляя себя хорошими или дурными законами, которые в итоге её и уничтожат.
 

 

НЕ ВОСТРЕБОВАННАЯ СТАРОСТЬ

 
Ещё сто лет назад русской общественности одинокое проживание стариков, идея массового переселения стариков в дома-интернаты или Геронтологические центры с удобствами для их проживания, представлялась если не безумной, то маловероятной. В современном обществе примерно 80% стариков живут отдельно от семей своих детей и внуков, и отсутствуют какие-либо предпосылки для уменьшения этого состояния в будущем. Тысячелетия в народах мира состарившиеся родители до своих последних дней жили среди детей и внуков. Присутствие стариков в семьях было востребовано, было необходимостью, условием выживания народа, но не обузой.

1. Старики хранители ценнейшего опыта жизни, созданного предыдущими поколениями.   

 2.Старики - воспитатели внуков в семье.

Человек тяжелым трудом, в борьбе с природой и соседними племенами, устраивал выживание своей общины. Из года в год накапливался опыт жизни и труда, потеря которого могла поставить племя в ситуации гибели или порабощения. В этой борьбе определились основные функции трех поколений, которые жили вместе и удачно дополняли друг друга. Потеря хотя бы одного их них создавала для племени тяжелую жизненную ситуацию. Дети - это рост и воспроизводство численности племени, компенсирующее естественные и неожиданные человеческие потери. Взрослые своим трудом обеспечивали родичей средствами жизни и защиту от врагов. Старики, потеряв часть трудоспособности, становятся ценными хранителями опыта жизни, воспитателями и наставниками последующих поколений. Причем роль бабушек в воспитании детей могла быть даже выше, чем матерей, которым большую часть времени приходилось заниматься непростым домашним хозяйством. Старики становились требовательными наставниками для юношей и мужчин.

В условиях низкой производительности труда человек не мог создавать большие запасы продуктов, необходимых для выживания. Поэтому жизнь племени постоянно зависела от опыта и знаний, которыми оно владело, потеря которых приводила к тяжелым последствиям, что было известно всем племенам, так как основные памятные события многие столетия устно передавалось из поколения в поколение.

Носителями и хранителями накопленного опыта были старики. К нему они добавляли новые знания, полученные из событий своей жизни. Отпадала «шелуха» мелочного, все более четко формировались знания обобщенные, которые и составляли основу опыта и традиций рода.

В условиях отсутствии письменности носителем знаний являлась память, которой люди вынуждены были дорожить. Вот почему стариков слушали, уважали, заботились о них, что постепенно формировало, укрепляло их социальный статус и отношение. За советами шли к старейшинам, беспрекословно выполняя их требования. Чтобы мудрейшие старики не отказались выслушать просьбу и дать совет, проявляли перед ними почтение и смирение. Строптивость молодых перед старостью могла быть осуждена и сурово наказана.

Появление письменности еще долгое время не могло существенно изменить сложившегося отношения к старикам. Грамотой владели единицы, а знания, которые можно было получить из письменных источников тех лет, были не существенны для практики жизни.

Но зерно раздора явилось. Грамотность, развитие книгопечатания постепенно стала оттягивать на себя сохранение части информации. Рукописи и книги становились все более содержательными и полезными для организации жизни общества. Конечно, роль стариков ещё была очень высока, так как эти рукописные источники знаний должно дополнять конкретным опытом жизни отдельного рода.

Лиха беда начало. Великое достижение человечества, грамотность, постепенно становилась причиной потери востребованности общества в опыте и мудрости стариков. Появлялись новые источники информации, доступные и понятные населению. Современные знания формируются в образовательных и научных учреждениях, а не в семьях. Хранителями и источниками информации стали книги, газеты, журналы, радио, телевидение, интернет. Содержательность и разнообразие этой информации на порядки выше возможностей индивидуальной памяти. Её обновление идет темпами, за которыми не угнаться и молодому уму. Станет ли одурманенная потоком информации, спесивая от образованности молодежь внимать опыту старшего поколения? Знания черпаются из учебников, справочников, журналов. Память жизненного опыта поколений становится мало востребованной. Устанавливаются отношения, где молодым везде дорога, а старикам имитация почета и уважения.

Многие столетия на стариках лежала ответственность за воспитание в первую очередь внуков. В современных семьях один, два ребенка. Большую часть времени развитием детей занимаются специалисты детских садов и школ. Участие старших членов семьи в воспитании внуков значительно уменьшилось. Да и возраст дедушек и бабушек, не редко от 40 лет, вполне трудоспособный. По этой причине расширение социальной роли детских учреждений в воспитании детей объяснимо.

Несколько веков назад, когда средняя продолжительность жизни жителей планеты равнялась 40-45 годам, поколение стариков довольно четко вписывалось в свою социальную роль. В современном обществе эта роль впору прадедушкам и прабабушкам, а дедушки и бабушки (социальный статус), вырастившие своих детей, еще не могут, в силу трудовой занятости, освободиться для воспитания внуков.

На территории небольшой квартиры происходят столкновения двух трудоспособных поколений, отличающиеся друг от друга своими взглядами, привычками, темпами жизни. Возникают и активно развиваются предпосылки к бытовым конфликтам. Каждое из этих поколений способно обеспечить свой самостоятельный быт. Для разрыва находится удобная мотивация. Родители желают отдохнуть от забот о детях. Дети стремятся жить самостоятельно.

Цивилизация сделала наш мир легко доступным, взаимосвязанным. Получив образование, профессию в одном городе или государстве, молодой специалист может найти работу по полученной специальности в другом месте, за сотни и тысячи километров от родительского дома. Переезд оправдывается не только личным желанием молодежи, но и социальной и производственной необходимостью, которая постепенно перерастает в привычку жить самостоятельно как молодежи, так и родителям.

Напрашивается поразительный вывод: развитие цивилизации, в частности одной из ее основных составляющих - информационность социальной системы обучения и воспитания, в бурных темпах современной жизни, поставило большинство стариков в положение социальных изгоев общества.

Чем заниматься человеку, вышедшему на пенсию или как называют: «заслуженный отдых». Вероятность трудоустройства, тем более по специальность в которой накоплены профессиональные знания и опыт, малы. Где, как «перебиться» ещё каких-то лет двадцать, двадцать пять до конца жизни?
Социальный портрет старости последние годы претерпевает существенное изменение. Лет тридцать, двадцать назад на пенсию выходило поколение, родившееся в двадцатых, тридцатых годах, для которого средний уровень нескольких классов начальной школы был достаточен, а восьмилетнее образование считалось довольно высоким. Начиная с 2000 года на пенсию по старости выходит послевоенное поколение, которое настойчиво стремилось получать среднее и высшее профессиональное образование. Довоенное поколение стариков могло довольствоваться «отдыхом» на дачах и у телевизоров, для поддержания которого требовались незначительные, доступные материальные ресурсы, то послевоенное поколение не теряет надежду быть полезным обществу своими профессиональными знаниями, опытом и тяготится отсутствием или недостаточностью условий. Если человек «горел» трудом в активном этапе жизни, то тлеть на «заслуженном отдыхе» ему непривычно и некомфортно. Чтобы в жизни «тлеть», требуется, чтобы её «пламя» погасло.

Современное поколение пожилых людей надеется на продолжение активности своей творческой жизни. Результаты проведенного нами опроса показывают, что пенсионеров не устраивает сформировавшийся уровень социальной жизни, отмечают отсутствие социальной инфраструктуры для пожилых людей, подчёркивают потребность, актуальность и значимость социальной активности своей жизни. Девизом для многих остаются слова песни: «Жить, а не существовать…», подчёркивая этим не только материальные условия.

Последния десятилетия молодежь, переполненная информационными потоками жизни, не задумываясь над содержанием и значением понятий «информация» и «знания», скептически посматривало на старческую мудрость: что вы старики можете понимать в современной жизни. Технический прогресс должен был окончательно вытеснить пожилое поколения, стариков на обочину социальной активности. Информация это не ещё не знания, тем более не мудрость, о которой, правда, сейчас мало вспоминают. Уровень образованности пожилого поколения значительно вырос и продолжает расти. Многие ветераны не уступают молодежи в умениях владеть электронными источниками информации и связи. Активность физическая все более заменяется творческою активностью мысли в интернете, которую доступно проявлять не покидая дома. Мы далеки от мысли призывать закрывать стариков дома у компьютеров, а указываем на развивающуюся тенденцию востребованности знаний, опыта и мудрости пожилого поколения для гармонии развития современного общества.

Невостребованность старости чрезвычайно опасна, так как обесцениваются, безвозвратно теряются её основные качества: знания, опыт и мудрость. Отношение к старости, есть вектор, указывающий направление развития общества, заключающийся в ценности, последовательности и системности всех этапов жизни. Практическая значимость завершающего этапа не столько в материальном экономическом продукте, сколько в духовном наполнении культуры своего народа, выраженном в не только в различных формах благодарности, но и в создании экономических и социальных условий активности людей в течение всей жизни.
 
     

ПОСТИЖЕНИЕ МИРА
(вопросы для поиска ответов)

 
Аль Фараби: «Человек – это индивид, постигающий мир и действующий в нем».
В этой короткой фразе отражены две тайны: постижение и действие. Действие целеполагаемо, технологично, поэтому разумно. Его изучению посвящено множество теорий в различных науках. Основными элементами в нём являются: субъект, необязательно человек; цель, не всегда явно и полно осознаваемая; средства и способы, применяемые субъектом для достижения цели. Эту тайну человечество довольно полно разгадало, наполнило технологиями, методиками, приёмами.

Что же скрывает в себе понятие «постижение мира»? Наиболее близкое к нему понятие «познание». Познание направлено на раскрытие сущности прошедшего, существующего и возможного. Мир представлен многообразием явлений как природных, так и социальных. От явления к сущности – процесс познания, что представляет собой огромное, неисчерпаемое таинство, если учитывать сложность и изменяемость многообразного мира.

Постижение идет дальше познанного. Оно ищет истоки возникновения, причины, послужившие созданию существующего, т.е. начало начала. Если что-то создано, то зачем, какими мотивами руководствовался создатель, что определяло его решение действовать, к какой цели он продвигался? Чем обоснован выбор данного плана воплощения идеи? Были ли варианты? Почему они отвергнуты? В чем сущность проекта? В постижении необходимо выявлять, осознавать, обосновывать замысел проектировщика, а в познание – само творение.

Мир создан Творцом, но не случайным результатом хаоса. Имею ли право посягать на тайну Творца? Философия утверждает, что человек, даже человечество, своим слабым сознанием не способно вместить эту бесконечную изменяющуюся тайну. Согласен. Но если Мир создан по Замыслу, а человек в нем должен жить, действовать, то имела ли какое-то значение его жизнь в исходной идее. Человек случайный, проходящий, несущественный элемент Проекта (пусть не кощунственно это звучит) или состояние его жизни имеет в нём какое-то место и смысл?

У человечества во всей его истории результат жизни отдельного человека большого значения не имеет. Люди умирают, а человечество продолжает жить, для нашего исследования пока неважно, как и в каких условиях. Человек привыкает, что его жизнь временна, проходяща, не задумывается или не понимает её смысла для человечества, как и оно не понимает смысла отдельной жизни в замысле Творца. Для развития человечества некоторые жизни субъектов могут отметиться какой-то положительной или отрицательной ролью. Таких людей принято называть замечательными, их заметили и отметили их значение в истории. А в чём смысл жизни простого человека, о котором потомки через одно – два поколения просто забыли? Как жизни этих людей вписались в замысел Творца? Этот вопрос порождает у думающего человека, к которым отношу и себя, ещё множество вопросов, но опасаюсь исписать ими немало страниц.

Зачем человеку сознание? Только ли для познания доступной малости Творения или ему предусмотрено в нём необходимое участие? Можно ли человеку прожить жизнь без постижения? Звучит как у Шекспира: «Постигать или не постигать – вот в чем вопрос». До какого предела оно распространяется? Предусмотрено ли место или значение сознания человека или человечества в системе Творения и её развития? Коварство сознания в том, что оно постоянно ищет ответы на малые и большие вопросы не только в материальном и социальном, но и в духовном мирах, не может по-другому существовать. Сознание - это высокое приобретение человечества, но оно же и самое коварное. Оно мешает безмятежно жить и «спокойно» как неизбежное её завершить.

Источник духовных поисков – смерть. Она заявляет о тленности всего земного: богатств, достижений, неудач, признания, отверженности и прочего. Смерть ставить вопросы о смысле или бессмысленности жизни. Смерть выводит сознание за пределы земного (материального) существования. Какое же место и значение она занимает в системе Творца?

Постижение – это не инспектирование глубины Его замысла. Но свою роль, место, значение в нём человеку необходимо знать, для соответствующего ему участия. Тайна тем и опасна, что она полуслепа, является источником многочисленных малых и больших ошибок, многие из которых могут оказаться роковыми. Зачем, для чего, почему человек живет? Каков смысл его жизни? Как её нужно прожить? Может ли человек своими действиями разрушать Замысел, являясь испорченным, неправильно функционирующим элементом системы Творения? Может ли этот элемент упраздниться или в нем есть программа саморазвития, самоусовершенствования?

Величина ошибки не зависит от глубины тайны, хотя напрашивается вывод, что чем более глубокая тайна, тем больше по размеру должна быть ошибка. Полагаю, что это не так. Глубокая тайна, вероятно, порождает большое число разных по размеру и значению ошибок, зависящих от степени развития сознания. Так и хочется воскликнуть: «Не было бы сознаний, не было бы и ошибок». Чем больше развито сознание, в большую глубину тайны желает заглянуть человек, тем больше прямых и косвенных ошибок он совершает. Если смерть финал жизни, то сознание должно быть направлено на обеспечение, усовершенствование, улучшение, украшение, обеспечение безопасности человеческого быта, создание благоприятных условий для потомков. Наука - царицей познания мироздания во всех его проявлениях, независимого развития, которое само по себе неисчерпаемо. Познавай мир и используй познанное во благо жизни – основной постулат материализма. Чем же он плох, замечателен. Человечество развивается познанием мира и пониманием для него степени опасности, ответственности за ошибки пользования результатами открытий.  
Но тогда нет необходимости в постижении мира. Если мир создался случайно, без участия Творца, то и постигать нечего. Хаос непостижим, так как в нем отсутствует замысел. Материалистическое постижение мира – пустая фраза.

Зачем Мир постигать? Может быть достаточно его познавать? Зачем человеку и человечеству неразгадываемые тайны постижения? Если замысел Творца постигнуть невозможно, то зачем прилагать бессмысленные усилия? Забот и на Земле хватает. Может быть, хватит забивать себе и другим головы этими загадками. Душа, дух, потусторонний мир, Творец, его Замысел – всё это отвлекает от совершенствования реальной, видимой жизни с её сложным устройством и несовершенством.

«Бога разумом постичь невозможно», - Уильям Оккам. С этим утверждением трудно не согласиться. Человеческий разум не вместит в себя весь замысел Божий. Это аксиома. Значит для постижения необходим не только человеческий разум, но и что-то сверх его.

Эти вопросы сформулированы для читателя, на многие из них не знаю ответов. Но постараюсь выделить основные принципы, заставляющие задумываться о необходимости постижении. Их немного, как и нот для создания музыкального произведения. Нот всего семь, но клавиш на музыкальном инструменте значительно больше. Ноты можно озвучить в различных тональностях. Чем сложнее музыкальный инструмент, тем больше музыкальных гамм можно из него извлечь, тем богаче возможности палитры звуков музыки.  Для сложного музыкального произведения недостаточно одного инструмента, необходим оркестр и дирижёр. Так и для Постижения необходимо усилие многих и многих мыслителей на протяжении всего развития человечества.

Не претендуя на полноту и завершённость выделяемых принципов, отмечу следующие:
  1. Материальный мир в своём огромном многообразии содержания и форм не мог организоваться в результате случайных событий. Хаос имеет только одну функцию – беспорядок.
  2. Созидать может только высокоразвитое сознание, которое способно определять цель,  создавать или подбирать необходимые средства, организовывать способы её достижения.
  3. Мир Сознания имеет существенно более сложное содержание и строение, чем мир материальный.
В нашей аналогии эти принципы не три ноты, а, скорее, три струны. Многие инструменты тоже имеют три струны, но какие сложные музыкальные произведения на них исполняются не набором хаотических ударов, щипков или движениями смычка, а продуманными, отработанными усилиями маэстро.

Человек, прослушавший курс философии, вероятно, отметит, что мы топчемся вокруг основного вопроса философии: первичность материи или сознания. Актуальность этого вопроса не только не уменьшилась, но и усилиями, достижениями современной науки, нередко вопреки ей, существенно возросла. Наука, в отличие от наукообразности, всё более занимается не только познанием мира, но и попытками его постигнуть. Она всё более будет выходить за пределы мира материи в неизведанные пока миры. Впереди её ждут потрясающие открытия, которые перевернут мировоззрения не только отдельных субъектов, но и всего человечества. Будущая наука не сможет ограничивать себя познанием, её основной задачей станет постижение, которое, не исключено, рано или поздно снимет основной вопрос философии.

Основными вопросами человечества были, есть и будут:

Что такое жизнь?

В чём её ценность?

Есть ли жизнь после смерти, и какова её связь с жизнью материальной?

И главный вопрос: Можно ли постигнуть замысел Творца?
 
 

 

Притча о блудном сыне

 
Верующим и маловерным известна евангельская притча о блудном сыне. Если не всю, то основное содержание вспомнить не сложно. Оно сводится к тому, что сын, раскаявшись в своей блудной жизни, возвращается к отцу, который с радостью и даже почетом его встречает. Верующим притча указывает, что Господь ждет всех раскаявшихся, которые в его доме найдут свое счастье и покой. Он не просто формально прощает грешника, проявляя милость, для него раскаяние – праздник. Что еще нового можно понять из сказанного?..

В сюжете притчи есть действующее лицо, на которое почему-то мало обращают внимание – послушный сын, который недоволен действиями отца, даже обижен. Удовлетворен ли он ответом, что всегда был с отцом, а вот блудный сын считался потерянным, но вернулся?

В притче, рассказанной Господом, могло быть ещё как минимум два варианта развития приёма блудного сына:
  • Любящий отец рад возвращению сына, принимает его в свой дом, прощает его прегрешения, но праздника не устраивает.
  • Праздничный стол накрыт, гости приглашены. Любящий послушный сын искренне рад возвращению в семью блудного брата.
Почему же в притче обозначен конфликт? Что Господь пожелал подчеркнуть ропотом послушного сына?
           
Человек верующий ответит, что конфликт возник, но грамотно разрешен, так как отец – это Бог, а он не может оставить ситуацию без верного решения, которое отражено в ответе: «Все мое твое». В нем нет никаких ограничений для благости. И отношение отца понятно – сын всегда ему послушен.
           
Но все ли так просто и понятно для маловерного, не остались ли без ответа недоверчивые вопросы?
           
Первый из них: «В какой форме жизни развиваются действия в притче?» На первый взгляд вопрос достаточно наивен и на него можно ответить вопросом: «А какая разница?». По сюжету - это материальная, земная жизнь. Она более понятна, доступна восприятию человека. Но так как Бог-отец дает блага как в земной жизни, так в духовной, то сюжет может легко перейти в область духовных аналогий. В этом-то и смысл притч.
           
Отец радуется возвращению блудного сына, приказывает слугам приготовить праздничный стол и пригласить гостей, чтобы и они разделили его радость. Скорее всего, гости придут и порадуются счастью отца. Так почему и чему огорчен самый близкий для отца человек – послушный сын?
           
Наивно полагать, что огорчение связано с возвращением брата. Об этом притча не повествует. У отца много богатств, которые не уменьшились тем, что он когда-то выделил долю непутевого сына, которую тот промотал.
           
Трудно предположить, что послушный сын затаил на брата обиду, за то, что тот своим поступком огорчил отца, заставил беспокоиться, страдать в ожидании добрых вестей. У послушного сына достаточно своих забот, чтобы отвлечься от переживаний. Да и отец, надо полагать, скрывал от близких силу своих страданий, держа их в себе, не давая проявляться внешне. Братья могли по доброму относиться друг другу, как близкие родственники, выросшие в одном доме. Их объединяли детские радости, забавы, любовь и забота родителя. Повзрослев, они оказались разными по запросам, отношению к жизни, развлечениям, в чувстве благодарности, но тому могли быть причины, не вытекающие и не влияющие на отношения братьев.
           
Предположим, что послушный брат рад возвращению блудного брата. Так что же его так сильно огорчило, что он, послушный сын, позволил себе недопустимую ранее дерзость - выговаривать отцу?
           
Вероятнее всего, его удивление и огорчение вызвано приемом, оказанным брату. Ладно бы встретили, пожурили, простили, но зачем и почему объявлять праздник. Брат великий грешник, неблагодарное дитя, растратчик и мот. Да и вернулся он лишь по причине тяжелых жизненных обстоятельств. Выбор у него был не велик: или умереть с голоду, или просить у отца прощение. Рассчитывать на материальную помощь он не мог, так как свои богатства уже получил и растратил.  Требовать что-нибудь дополнительное не решался, так как, конечно, испытывал страх перед отцом. Он промотал богатства, затребованные и полученные авансом, которые должен был создавать трудом в течение жизни и получить по закону наследства. Можно ли еще раз требовать? Что требовать? Каков будет ответ? Отец добр, но справедлив. Каждый должен получать свою долю, но не отрывать от других. Своим добром ты можешь распоряжаться, как заблагорассудится, но посягательство на чужое, несправедливо, осуждается и карается.
           
Есть только один вариант спасения – раскаяние. Христос не стал раскрывать процесс осознания блудным сыном своих грехов, понимания, что он сам по своим страстям стал виновником падения с высот богатств до топкой болотной нищеты. Главное, что блудник понял, принял и глубоко раскаялся. Можно ли было обмануть себя, схитрить ради спасения, оправдаться, попытаться что-то в себе немного изменить к лучшему, сыграть повинную роль? Конечно, но вряд ли хитрец сумел бы обмануть справедливое отцовское сердце.
           
Блудник раскаялся. Он по заслугам выстрадал, но выбрал, увидел, понял и принял путь своего спасения. Радоваться за то нужно послушному брату, что, скорее всего, и произошло. Что же огорчило?

Его собственная жизнь. Кроме того, что он послушный сын, он еще и труженик, преумножающий родительские богатства, непритязательный в быту, способный обуздывать свои желания. Не требует для себя каких-то привилегий, работает наравне со всеми. Благодарный сын. Отец источник всех его богатств, которые можно получить только посильным, а, может быть, и тяжелым трудом, и он безропотно принимает волю отца. Он любимый сын, опора отца. Ощущает на себе Его благодарность и любовь, который дал ему жизнь, благополучие, работу, уверенность в будущем. Так чем же могла не устраивать послушного сына собственная жизнь? Всем устраивала или не было повода для проявления недовольства до появления блудного брата, точнее, того праздника, который отец объявил по его возвращению.
           
Здесь уже срабатывает вольное и невольное сопоставление, которое особо отражается в своей контрастности – черное, белое. И не образы жизни сравнивались, они только фон. Не оценка отцом жизни сыновей, который не одобрял, не оправдывал блудника, но огорчался.  Отец радовался, гордился послушным сыном. Получается, что радость о возвращении и раскаянии грешника больше, чем за последовательную, благочестивую жизнь послушного сына? Этот праздничный всплеск счастья о спасении грешника, по сравнению с тихой, даже, наверно, будничной благодарностью послушанию и породил обиду.
           
«Все мое твое», - говорит отец. Так почему же послушный сын не мог по своему желанию, без разрешения отца устроить свою жизнь как ему захочется? В жизни присутствуют, должны присутствовать, малые и большие развлечения, праздники тела, которые, полагаем, существенно ограничены для послушного сына. Слово «праздник» созвучно со словом «праздность», как результат свободы выбора жизни человека. Послушный сын выбрал труд, но в его сознании, как и в сознаниях всех людей, присутствовало желание пусть небольшой, крохотной праздности. Рядом друзья, просто хорошие люди, так почему бы немного не расслабиться, повеселиться с ними, поболтать о приятном, ощутить наслаждения для тела. Причем не постоянно, а иногда, хотя бы раз в жизни, на мгновения, чтобы потом вернуться в упорный и продолжительный труд. Уступал ли отец свою волю небольшому желанию верного ему человека? Что «всё моё» принадлежало послушному сыну? Можно ли чуть-чуть затенить свои желания от отцовского всевидящего ока, чтобы потом не испытывать перед ним чувство неловкости. Разве повеселиться с друзьями грех? Нужно ли за это просить прощение? Что же тогда такое жизнь? Только лишь послушание и труд?!

Брат грешник, принес много огорчений и зла, справедливо попал в зависимость от других более удачливых людей, падший растратчик чужих богатств, не способный создавать что-то доброе, достойный презрения только за отчаянное раскаяние получил прощение и почёт. Тогда, что мешает жить блудником? Важно успеть раскаяться. Хотя слово «успеть» не точно отражает необходимость, нужно использовать слово «суметь», так как первое фиксирует момент возможности, а второе – качество. Может ли праведность быть достойно оценена? Маловерные, наверно, добавят: «…материально оценена».

Всё ли в притче понятно маловерному человеку со средним и высшим образованием, у которого желание понять преобладает над Верой. Послушными или блудными сыновьями и дочерьми являемся мы сами. Христианин знает, что противодействием может стать только смирение Веры. Но как далек от такого понимания жизни наш образованный человек! «Можно ли в современном мире жить по монастырским правилам?» - воскликнет он.

Верующие, ощущая благодать Господа, надеются на еще большие блага в жизни духовной, вечной. Маловерные благодать, как правило, не замечают и часто сетуют, что в земной жизни так мало счастья, согласятся, что неплохо получить блага Там, но почему их недостаточно в земной жизни, когда в них так остро нуждаешься. Но что такое «благодать» и «счастье», какая между ними связь? Обратим внимание только на понятие «благодать» - благо давать. Не собирать, не отбирать, не покупать, не подбирать и прочие подобные «не», а давать. Оно трудно соединимо с земным человеческим бытием, чаще связано с душевным, эмоциональным восторгом. Так ли это? О какой благодати говорится в притче? Одинаково ли родные братья воспримут её значение?
           
Не случаен вопрос маловерного: «Если отец Вечный Бог, то когда послушный сын получит свою долю наследства?». Если верующий все же надеется получить признание за свой праведный труд, блага в жизни вечной, после смерти, то в сюжете притчи такого варианта нет, просто не может быть. Когда же послушный сын получит свой ожидаемый праздник, достойный его труда и послушания? Получается, что никогда - ни в жизни материальной, ни в жизни вечной. Его праздник – оставаться послушным сыном?

Или нельзя отца называть Богом. Это только сравнение. Отец смертен и наследует послушный сын свою долю, большую часть богатства отца. К послушанию и труду необходимо добавить веру и терпение. Или еще что-то?

Не остались ли вопросы без ответов. В неоднозначности понимания счастья земного и духовного, на наш взгляд,  скрыта причина конфликта. Но позвольте пока не раскрывать наше видение этого не простого земного и духовного счастья, а послушать Вас, уважаемые читатели. Образованность не нуждается в советах, она стремится иметь своё мнение, сравнивая его с мнениями других людей.
           
Давайте попробуем размышлять вместе.
           
 

 

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: