+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

​Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Азаров Александр Иванович

200 0

Азаров Александр Иванович

+79514232820

26.07.2020


















 

Подступы  к  реализации  идеи всенародной  школы



Читателю, наверное, наскучили повествования о частностях переживаний, порожденных обстоятельствами, с которыми пришлось встречаться автору, потому, видимо, целесообразно будет провести некоторый экскурс и взглянуть на сферу просвещения несколько обобщенным взором.

В этой связи нельзя не остановится на главных составляющих систему образования, к которым в первую очередь принадлежит школа.

Заслуги нашей школы во все времена, начиная от истоков ее существования с начала 18 века переоценимыми быть не могут.

Сегодняшние политологи наряду с отвергнутыми общественно-поли­тическими устоями стремятся бесцеремонно, а кое-где и безрассудно опорочить систему образования прошлого семидесятилетия. Не надо этого делать. Не надо хотя бы потому, что школа находилась на службе у своего народа и государства, она честно и добросовестно в силу своих способностей и возможностей выполняла социальный заказ общества.

В ночь с 25 на 26 октября (с 7 на 8 ноября) 1917 года Петроградский телеграф известил миру о том, что в России установлена власть рабочих и крестьян, а уже 29 октября (11 ноября) первый народный комиссар А.В. Луначарский опубликовал документ «О народном просвещении». Главной целью, которую преследовала власть, было «Добиться всеобщей грамотности, путем организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики, и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения».

В обращении наркома просвещения провозглашено требование по организации единой для всех граждан абсолютно светской школы в нескольких ступенях.

«Идеал - это равное и возможно более высокое образование для всех граждан.

До тех пор, пока он не осуществлен, для всех естественный переход на высшую ступень должен быть поставлен в зависимость исключительно от дарований ученика и вне всякой зависимости от степени зажиточности его семьи.

Как ни пришлось бы урезывать и далее другие статьи народного бюджета, расходы на народное просвещение должны стоять высоко: щедрый бюджет просвещения - гордость и слава для каждого народа.

Свободные и полновластные народы России этого не забудут».

Принципы, провозглашенные обращением, немедля заработали.

Особая роль в воззвании отводилась спецам-профессионалам. «Ни одна мера в области народного просвещения не должна приниматься, какой бы то ни было властью, без внимательного взвешивания голоса представителей педагогического мира».

Так-то гласили трактаты. Точь-в-точь все не сбылось. Взлеты и падения имели место на всем промежутке жизни государства, но пусть кто скажет, «неправда» о том что главная линия приоритетов науки, просвещения, культуры и народом, и властями особенно на первых этапах жизни нового общества, старательно поддерживалась.

Видные итоги целеустремленного решения задач появились в невиданно короткие сроки. Всеобщей грамотностью, затем непрестанным наращиванием уровня образованности, научности, повышением всестороннего окультуривания населения, подтверждалась реальность исполнения планов, намеченных Советами в развитии социальной жизни народа. В труднейшие для судеб революции и безопасности родины времена, придавая должное значение просвещению народа, советская власть установила запрет на призыв в армию учителей, осуществляющих ликвидацию безграмотности.

Только безумец может опровергать заслуги школы в ликвидации поголовной безграмотности, доставшейся России от царя-батюшки. В духовности самого просвещения заложены величайшие взлеты века в областях отечественной науки, значительные успехи в развитии обороноспособности, мощи экономического потенциала, достижений культуры и, не погрешу против истины, если скажу: более высокой по сравнению с нынешней нравственностью человека страны.

Все это - заслуги школы.

Не прав ли был В.И.Ленин, когда говорил, что: «Победу революции может закрепить только школа». Забвение этой истины, несомненно, и привело к тому, что забуксовала, а потом, поскользнулась и позорно рухнула вся система некогда мощнейшего государства.

Жизнь, быт, нравы, образование народа всегда строятся по давно сложившимся, отработанным временем канонам. В этой части полагаю возможным поведать о некоторых принципиально значимых положениях, влияющих на формирование у современных граждан приоритетов, отвечающих общественным потребностям. А посему от чисто частных повествований перейдем к более обобщенным суждениям.

Жульнически захватившие и узурпировавшие власть демократы ныне злобно охаивают нашу революцию 1917 года, не утруждая себя подумать над тем, а что бы они представляли собой, если бы этой революции не было. Революция родила нового человека, она утверждала невиданную до сих пор государственность. И вот на очередном витке истории, упиваясь сладостно-мифическими, несбыточными воображениями при диктате новых управителей, поддавшись мании собственного величия, бывшие союзные и автономные административные территории начали глотать обещанный им в хмельном угаре суверенитет. Всем враз привиделось: вот уж мы при самостоятельном правлении, без влияния и без давления больших и малых друзей соседей заживем, повластвуем и попируем.

И что же? Суверенитета наглотались до одурения. Короче подавились суверенитетом. Губительными оказались для всех без исключения территорий бывшего союза последствия этих крупномасштабных подельческих операций.
 
Демократическая авантюра способствовала восшествию во властные структуры бездарных отупевших типов, льстецов, лжецов, хитроумов и отбросила на десятки лет назад экономическое, культурное развитие, нравственное самочувствие народов Великой державы мира.

Гордились все мы могуществом страны, бескорыстными братскими отношениями, культурными достижениями каждого нашего народа -русского, украинского, казахского, грузинского, литовского и более сотни других. Правомерно спросить сегодняшних держателей власти: знали ли ваши предки Достоевского, Руставели, Лесю Украинку, Абая? Не знали, потому что не умели читать ни на каком языке.

До революции три четверти российского населения были неграмотными. До сорока народностей империи не умели читать ни на каком языке, не имели своей письменности.

Советская власть, над которой шумливо надругались и с которой варварски расправились демократы, научила их дедов читать и писать, причем каждого на его родном языке: царь же лишал их такого права.

Все, кто возглавил поворот стрелок часов в обратном направлении, являются хорошо образованными выпускниками высших учебных заведений, добрались до доцентско-профессорских званий. Не усекли, что только один из десяти имеющих профессию работников умственного труда мог стать им до 1917 года.

Теперь с приходом демократической когорты к власти мы вновь заговорили о возвращении давно позабытых тифа, холеры, чумы и оспы.

Ваши деды, уважаемые господа демократы, умирали до 45 лет, вам же революцией отведен срок жизни до 70, к сожалению, вашими стараниями срок этот начал резко укорачиваться.

При ненавистных вам советах не продавались за зеленые и не выходили стаями на панель ваши жены, сестры и дочери. Теперь это позорное ремесло вошло в моду. Просвещенные умы запада все чаще недвусмысленно утверждают, что плодами Великой русской революции умело воспользовались многие страны мира, они раньше и лучше, чем мы сами, усвоили рожденные революцией закономерности и по сей день так же широко заимствуют наши плюсы, как мы заимствуем их минусы.

Существует много причин того, что в упадническое состояние пришла наша экономика, утеряны былые приоритеты в научно-техническом прогрессе, растрачены общечеловеческие и культурно-нравственные ценности.

Однако главная из этих причин та, что образование народа, а вместе с тем и наука после определенного взлета оказались заброшенными на задворки общества.

Сомнений уже нет в том, что все нынешние и предстоящие людские беды у нас идут от полупросвещенности, укоренившейся привычки к поверхностно-дилетантской осведомленности, нравственной невоспитанности, профессиональной некомпетентно-сти теперешних граждан страны.

По мнению известного французского социолога Ж. Серван-Шрайбера: «...Источники, из которых можно черпать силу находятся не в земле... не в машинах и других благах. Источником богатства является разум, точнее - оюсобность размышлять и творить».

Неоспоримо, что основные успехи Советов в первые послереволюционные годы рождались в ликбезе и стремлении народа добыть знания. В недрах образования кроются корни научно-технических достижений страны в 50-е годы, когда весь мир был удивлен запуском первых советских спутников земли и первого в мире космонавта.

Потом, как и свойственно людям нашего склада, последовало расслабление, самообольщение успехами, успокоенность, застой, потеря добытой огромными усилиями престижности и, наконец, нынешний общегосударственный упадок и прогрессирующая деградация во всех сферах жизни.

Сложно враз предсказать, что нам принесет переход к свободному рынку, куда приведет приватизация государственной собственности, сколько хлопот доставит грядущим поколениям возврат земель в частную собственность. Убедительных доказательств, однозначных прогнозов этим процессам не в состоянии оказались дать и наши, и зарубежные специалисты, имеющие высокие ученые чины, академические степени и государственные ранги. Однако бесспорно, что из сложных, подобных нашей сегодняшней, ситуации можно выйти за счет всемогущей силы, имя которой «ЗНАНИЯ». Верно сказано, что страны и народы, где низок уровень образования, отстают, а отстающих бьют, грабят, эксплуатируют, ассимилируют и оттесняют на задворки истории.

Не вызывают сомнения выводы реалистов-политологов о том, что развал державы, приведение в нищенско-рабское состояние населения некогда могущественного союза, уготован целенаправленными, умно и грамотно спланированными, четко проведенными институтами наших мнимых «друзей» Запада. Они, наши заклятые враги, оказались просвещенней, оттого, - умней, а потому отвоевали право праздновать над нами издевательскую победу Сейчас же общество должно идти на любые жертвы, чтобы создать или восстановить для развития просвещения и науки благоприятствующие условия.

С приходом настоящих патриотов к власти на этом решающем участке придется сосредоточить максимум внимания, сконцентрировать деньги, средства, изыскать резервы, мобилизовать людей, словом, сделать все возможное для возрождения просвещенчества. Ситуация усложняется тем, что на Запад беспрепятственно уплывают лучшие ученые умы, способные оказать попавшей в беду родине сыновнюю помощь. Это сильнейшим образом усугубляет беду нашу

И все-таки кто виноват в том, что система нашего просвещения оказалась неспособной выполнять обязанности, возложенные на нее 
обществом. Я опять к тому, что поддавшись невежественному самодовольству некоторыми достижениями, наши главные политики заболели манией величия, увлекшись идеями всемогущества и всегосподства за счет накапливания средств военного потенциала, перестали замечать, что основные, стимулирующие жизнь, рычаги -ПРОСВЕЩЕНИЕ и КУЛЬТУРА слабеют, предаются забвению, утрачивают свое истинное значение и приходят в упадническое состояние.

Содействовала этому и сама власть, утратившая свою ответственность за судьбу народа, нередко предательски угодничая западу, старалась не замечать многие пороки, рождающиеся на фоне мнимого благополучия в народном образовании.

Стиль государства внедрился и в систему просвещения. Далеко «не приоритетная» отрасль, каким оказалось образование людей, испытывала на себе и чиновничье самоуправство власть имущих, некомпетентность руководства, нередко доходящую до явного административного головотяпства, и, наконец, полунищенское собственное существование.

Многочисленные бесплодные эксперименты в учреждениях просвещения недвусмысленно выражали пренебрежение к подтвержденным жизнью законам людской мудрости и обычной народной педагогики.

Нередко бредовая мысль «ученого», либо своевластного высокорангового чиновника принималась к безапелляционному повсеместному исполнению. Так родились профанирующие суть образования идеи и повального среднего всеобуча, приказы министров о переводе в очередной класс учащихся, неуспевающих по ряду предметов, много лет процветавшая в жизни школы процентомания, валовой подход к профессионализации; полнейшее отречение от принципов приучения детей к труду, воспитания в труде и для труда и т.п. Искривления в образовании привели к тому, что мнимую силу приобрели низкопробный аттестат зрелости, диплом специалиста, а не уровень знаний, профессиональная компетентность, степень владения специальностью.

Появилось много аттестованных, дипломированных, остепененных полу инженеров, полуврачей, полуагрономов, полуучителей, полуученых. Истинные знания уступили место эйфории самообмана исебяхвальства.

В середине 80-х годов в Союзе было 43 миллиона служащих, в том числе 35 миллионов дипломированных. Политологи непрестанно ссылались на высоты достижений в науке и просвещении, акцентируя внимание на том, что каждый пятый врач в мировой медицине - это наш врач, каждый третий ученый - это наш ученый. Однако никому дела не было до того, что врач этот и ученый во многом - специалисты примитива, не отвечающие минимальным требованиям означенных титулов. Безнапряженное пребывание в роли посредственности устраивало дипломированных спецов, в обществе стимулировался ранг бумаги, снижался уровень интеллектуальности и непомерно возвеличивалось значение трудяги-ремесленника. Умелые руки ценились больше, чем умная голова.

Несоответствие в оценке умственного и физического труда привело к тому, что более 7 миллионов дипломированных специалистов перешли на дефицитные высокооплачиваемые места рабочих, где заработки их стали в 2-3 раза выше инженера, врача, учителя.

С появлением коммерческих кооперативов отток специалистов с госпредприятий усилился. Кто ради наживы, кто ради того, чтобы выжить, устремились на легкие заработки, сожалея о напрасно затраченных силах и впустую проведенном на приобретение диплома времени. Сейчас хлынула новая волна коммерциализации. Печально, что и здесь набирают силу невежественные, малообразованные, наглеющие, ничего общего не имеющие с честной цивилизованной коммерцией дельцы. Стимулов к углублению истинных знаний, совершенствованию профессионально-созидательных деяний, личности, повышению общей культуры человека пока не добавляется.

Видно, что теперь государство Российское идет тем же ложным путем, поощряет, подпитывает и первоочередно поддерживает тех, кто может враз вырубить жизнестойкость общества: шахтер, шофер, путеец, нефтяник и т.д., а так же наиболее оборотистый предприниматель и мелкий делец, шарлатан - перекупщик и др.

Профессор, учитель, врач, инженер - все, кто способен обеспечить жизненную перспективу обществу, остаются обманутыми, обсчитанными и позабытыми. Они получают многоразовые, либо мизерные подачки, чтобы не возникали и не подавали голос, а чаще всего с ними просто не считаются. Для начала, чтобы окрылить их, был издан первый Президентский Указ по образованию, но и Указ этот оказался несбыточным и бутафорно-обманчивым, поэтому виды на остановку общественной деградации окончательно утрачиваются.

Нынешнее общество быстро как бы поделилось на три категории.

Первая: самодовольные невежественные грабосумы, наживаю­щиеся на воровстве и присвоении добра народного, как в мелких, так и в особо крупных размерах.

Вторая: тоже довольные полупомазанные, получившие солидные подачки от правительства, чтоб не довели жизненно-важные отрасли хозяйства до остановки и следующего за этим народного бунта.

Наконец, третья категория те кто с совестью трудится, сохраняя собственную честь и достоинство, создает материальные и духовные блага, влачит жалкое существование, являясь третьесортной категорией, внутренне возмущается в кругу семьи и близких, ропщет на судьбу свою и несет эту ношу, постепенно теряя надежду на выживание. От того и перспектива на завтра у страны всесторонне удручающая.

Интеллект в общественной жизни окончательно утратил свою значимость.  В  сфере просвещения прогрессирует процесс 
неуправляемости. Главные позиции отрасли, содержание обучения и традиционные педагогические приемы целенаправленно разрушаются. Здравому смыслу организации дела нередко противостоит неумная выдумка, начетничество, «эксперимен-таторство». На школьных зданиях появляются модные вывески, обращающие людские взоры в старину и первобытность. В полемике, какой быть школе дебатируются самые неожиданные мнения. Среди них, критика доперестроечной и восхваления нынешней, пока не сложившейся системы, прогнозы и рекомендации по поводу нового устройства просвещения и т.д. Авторы отдельных концепций предлагают немедленно выводить школу из государственных структур, прогнозируя, что школа, мол, погибнет, если она будет государственной/Другие ратуют за широкую демократизацию всей системы, в том числе и внутришкольной жизни: отдать все во власть и управление общественности, самим ученикам, родителям; третьи призывают вывернуть школу наизнанку, не оставлять ничего, что было в прежнем виде. Четвертые проповедуют еще более бредовые идеи, рассчитанные на полнейшее разложение морали, уничтожение человеческих идеалов, утрату людской чести и совести. Кто-то опять предлагает кооперативную школу, ориентирует на свободное посещение занятий, учить только по интересам, позволять детям не приходить домой ни днем, ни ночью, а если им того хочется, свободно вступать в половые связи между собой, и даже с учителем и директором школы (см. ж. «Народное образование» № 11,1988 г. с.93). Думается, что можно все разрушить и сделать это не так уж сложно. Мы рушить, разносить созданное многими усилиями предшествующих поколений научились. В запале и эйфории людовластия подчас забываем даже подумать о том, что когда-то и кому-то придется все-таки все это восстанавливать, собирать воедино, и приводить в порядок. О разгосударствлении школы, сейчас особенно, когда страна находится в состоянии хаоса и неразберихи, когда погоня за дармовым куском, наглейшее растаскивание государственных ценностей, беспрепятственное присвоение добра народного, омиллионеривание немногих и обнищание большинства граждан достигли беспредела, такие советы не иначе, как утопичны.

Массовая школа, просвещение завсегда находились на содержании и под опекой общества, государства. Нынешний возрождающийся частник не будет вкладывать капитал в то, что не принесет ему личной выгоды, причем в ближайшем обозримом, а не когда-то, во вне его существования. Государству и то очень тяжко держать на плечах своих эту ношу, а посему магнат, предприниматель добровольно не возьмется за это, заведомо ущербное для него дело.

Частная школа может быть организована на двух главных принципах: либо такое учебное заведение будет готовить кадровое пополнение покорных служителей для расширения производствен-ной, коммерческой, духовной, какой иной сферы в интересах хозяина, или созданное учреждение на условиях платности принесет определенный доход его учредителю.

Наши же ученые опять в погоне за необъяснимой невидалью, рыхлят и раскидывают многое доброе, что наработано прежде. Образовательные стандарты реально существуют и действуют в школе и речь сегодня нужно вести не о создании новых стандартов, а о необходимости плановых изменений в существующей системе стандартов под те новые условия, в которых работает школа.

Таким образом, в частных ведомствах могут прижиться профессиональные, специализированные школы, однако, это не удел массовой школы всеобуча. Повального разгосударствления образования в цивилизованных странах мировая практика не знает. Свыше 80% школ в США ныне содержатся за счет государства. В Англии всего 30% дошкольных учреждений содержится церковниками и частновладельцами, остальные дошкольные, а равно как основная часть начальных и средних школ - государственные. Одной из высокосовершенных систем образования является японская система.

Законом о школьном образовании, принятом в Японии еще в 1947 году, главными принципами провозглашены: государственный или общественный характер школы, бесплатное обязательное образование детей в возрасте от 6 до 15 лет, отделение школы от церкви, светский характер образования и др. Думается, если вопреки сложившейся в мире практике провести повсеместное разгосударствление школы, значит заживо погубить все, даже то немногое, что на сегодня создано усилиями нашего государства, народа, учительства. И без того, находясь на волнах стихии, как и во всем сейчас, многое теряем и в просвещении, хотя повторяю, отчетливо себе представляем, что побеждают всегда наиболее образованные.

Сейчас началась полемика вокруг опубликованных стандартов образования. Здесь должен преобладать принцип, все, что вводится новое должно быть построено на базе испытанного оправдавшего себя старого. Не случайно нынешняя передовая южнокорейская школа в полной мере использовала наши школоведческие стандарты.

Общеобразовательная народная школа с обязательным объемом знаний, определенным разумными пределами, доступными каждому имеющему средние способности школьнику, безусловно и впредь должна оставаться основой системы просвещения повсеместно. Однообразные программы на низших этапах обучения для всех школ должны обеспечивать возможность непрерывности, в образовании преемственности содержания, достаточную подготовку, позволяющую каждому школьнику быстро овладевать современными техническими достижениями, свободно и привычно входить в трудовую деятельность по окончании основной школы. К тому же государство должно во много крат усилить внимание и заботу о просвещении народном, вместе с хлебом дать людям знания, книгу, помочь изменить свой образ жизни, пробудить совесть, возродить добрые нравы, убедить каждого, что только труд может обеспечить достаток и поднять жизненный уровень граждан.

Отрасли народного хозяйства обычно производят определенные вещи или услуги для человека.

Образование – единственная отрасль, которая «производит» самого человека, обеспечивая его всестороннее развитие, служащее всем без исключения отраслям. Потому образованию и следует уделять это внимание.

Из закономерности прогрессивного развития общества следует, что наука должна развиваться быстрее экономики, а образование быстрее науки. Обо всем этом мы много говорим, но, отговоривши, немедля забываем. Вот и сейчас главные причины общественной деградации ищем в экономике, а в это время идет разложение, деморализация всех слоев населения падает дух, расточаются нравы.

Вспенились межнациональные амбиции, уходят в Лету понятия истинной патриотической гордости, любви к Родине, всего на чем держались, добытые поколениями, общенародные единство и согласие, растаптываются многие славные традиции минувших поколений.

Когда рассуждаем об идеалах, берем в пример Америку, восхищаемся, сколько там много и автомобилей, товаров повседневного спроса, завидуем роскоши, изобилию, и никогда не вспоминаем о том, что в США у каждого дома вывешен национальный флаг. Новый день в семьях начинается с молитвы - своеобразной присяги национальному флагу.

Сейчас мы видим, что в жизнь государства без совета и учета народного мнения учреждается герб орла с двумя головами - это давно отработанный, отпетый и пройденный этап, думается, что реально существующей птице одной умной головы достаточно. У монголов существует такая притча, что если двое управляют одной кибиткой, она непременно перевернется. Нет ли тут аналогии?!

В то же время янки приняли всевозможные меры, чтобы наши мини-думы отреклись от своего авторитета государственного могущества и вошли   в   ранг   плебейства,   опять   же   в   пользу   ехидно покровительствующей нам единственной теперь сверхдержавы.

Становится стыдно и больно за нашу политическо-патриотическую небрежность, за огульное охаивание всего и вся. И пропаганда наша на волне демократизации и межпартийной перепалки все больше использует силовые приемы, негласно поощряя разгул вандализма и вседозволенности, вульгаризацию и надругательство над святынями прошлого. На этом сейчас воспитывается наш современник, скорее не воспитывается, а охамляется. Идеологические теоретики усердно и не без успеха сейчас ругают Сталина, а между строк, тонко и хитро, коварно и предательски порочат все святое, защищают пошлость, нарочито выворачивают наизнанку всякую мелочь, за которую цепляются крикуны и бузотеры, выдающие себя за правдолюбцев; спекулируя на народном доверии, они ввергают страну в пучину новых бед и разрушений. Просвещение - производная общенародной жизни - вот здесь наш прорыв. Больно должно быть нашим академикам и министрам зато, что не имеем мы на сегодня национальной программы образования. Бушуют страсти о стандартах, нововведениях, уходят силы на обоснование несбыточных теорий, а дело рушится.

Особо о демократизации управления образованием.

Полагаю, что школьная демократизация в подносимом теоретическом смысле - это не что иное, как дань временной моде.

В школе веками накапливались по опыту оправдавшие себя нормы организации жизни, взаимоотношений между учителями, учащимися, родителями, органами власти. Комфортный морально-психологический климат, доброжелательные отношения в коллективах - условия неопровержимые, но при этом обязательным является и соблюдение определенных дистанций, наработанных практикой дисциплинарных правил, этического поведения. Демократизация не должна превращать систему в анархически неуправляемую область жизни общества. Известно же из практики, что в любом деле, когда все правят, то никто не отвечает. Вряд ли полезно делать лишь только то, что хочу, но не то, что надо.

Демократизация должна преследовать цели раскрепощенного, свободного поведения и развития личности в пределах общечеловеческих и уставных норм, определенных житейским опытом и законодательными актами о просвещении, а потому процессы школьной жизни не должны протекать беспорядочно, кто во что горазд, здесь очень важна регламентация.

Управление этими процессами на всех этапах от министра до руководителя школы - должны осуществлять достаточно подготовленные умные и ответственные специалисты своей отрасли, а не костоправы и боцманы.

Система образования может быть больше, чем другие сферы жизни общества, не выносит дилетантства, легковесных подходов, некомпетентных решений.

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: