+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

​Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Азаров Александр Иванович

189 0

Азаров Александр Иванович

+79514232820

27.07.2020




















 

ПРОСЧЕТЫ В ВОСПИТАНИИ - РЕЗУЛЬТАТ

ОБЩЕСТВЕННОЙ  ДЕГРАДАЦИИ


Настал момент порассуждать предметно о том, где воспитательско-образовательские просчеты, в чем состоит вина наших поколений перед младшими, отчего волынит природа науко-привидских заявок, претендующих на только свои окончательные инстанции толкования в подходах к процессу подготовки к жизни следующих за нами поко­лений. О просчетах: они чрезвычайно многочисленны и разнообраз­ны. Случались просчеты и в отношениях с индивидуально взятыми личностями, не исключены были они и в подходах к воспитанию от­дельных групп, малых и больших коллективов. Немало просчетов со­вершалось и в особо крупных, глобальных, общедержавных масшта­бах. А теперь просчеты привели общество к рубежу, когда, кажется, ни веры ни правды в жизни не существует, живем на раскаиваниях, сплошном охаивании всего и вся, поддавшись стихийно-процветаю­щему авантюризму и в природе, и в межличностных отношениях и в производстве, и в науке, и во всех общественных сферах, словом, кру­гом, на чем держались надежда и вера в перспективу, на лучшее завт-ра, терпим необъяснимый провал и крах.

Подорвалась вся монетарная семидесятилетием создававшаяся система, утекли авторитеты процветающих авангардно-политических кланов. Конец пришел разгульным государственным структурам. Полетели в тартарары и базис, и надуманная для ласо-кормушечно воспитанных прихлебателей надстройка. Все заменено новыми структурами с еще более наглой хваткой, бесстыдно и безудержно выраженными приемами шкуросдирания с живого общечеловеческого организма.

Кругом царит масштабно державный хаос. Действительность в народном просвещении и в самом деле отторгала ученье от жизни, сопровождаясь многими просчетами. Общество, скорее всего в силу особой слепой наивности, чрезмерной доверительности сверху правящим, покорно, иногда просто раболепскн, исполняло то, что свыше приписано.

Уверовав в непогрешимость, всеумие и бескорыстие генеральных и приближения, не подозревая возможных просчетов, иногда ворча, а чаще безмолвно двигалось в указанном перстом направлении.

Те, кто мог осмыслить происходящее, рассуждать вслух побаивались, а те, кто о последствиях не думал, кричали «Ура!» по-темному, но потом все спохватились, благо было впору списать грехи прошлого на умерших или разжалованных. Начинали роптать. Так было и с колхозами, и с раскулачиванием, так стало и с организацией малых городов, и с выращиванием кукурузы за полярным кругом, так проведена антиалкогольная компания, так и сейчас форсируются акционирование вместе с приватизацией. Так развалили Союз и раскатываем Россию. Никто не встал и твердо не сказал: «Постойте! Погодите! Опомнитесь, не прите безрассудно в омут!» А кто пискляво попытался произнести такое, голос его тонул в пучине бурлящих жизненных водоворотов, и где по слабости того голоса, а где по умыслу ведущих услышан не был. Первая стадия всей этой эпопеи, была, завершена громом танковых орудий по белому дому. Однако думается, на этом завершен конец только первой части. Вторая - чеченская, а третью, доживем, увидим.
Возвращая память к своему педагогическому прошлому, взвешивая теперешнее состояние сегодняшней жизни, как бы прозренно приходишь к истине.

Видно, все-таки много на нашу долю пало огрехов, которые породили нынешние изъяны, спородирующие на общественно-человеческом организме. Что-то мы делали не так! Главная беда человека, живущего на земле, кажется, состоит в том, что он видит, умеет хорошо распознать и оценить то, что было вчера, в это мы теперь верим кое-как, с большими допусками подходит человек к оценке сегодняшних событий и явлений, нередко восхищаясь поверхностно обозримыми признаками происходящего, но почти ничего не умеет спрогнозировать наперед. Задним умом крепок, расчет чаще всего идет наудачу Мы заслужено преклоняемся перед психологом, педагогом, поразившим своей мудростью целые поколения, А.С. Макаренко.

Создал оправдавшую себя практически систему воспитания, преподал талантливо урок основ становления человека, однако и он не огражден был от ошибок, просчетов и неудач в собственных, показавшихся безапелляционными для его времени суждениях. Не хочется обидеть Антона Семеновича, уж больно талантливо-толковый был человек. Но почему-то и он оказывался в числе других самодовольно-ошибочно трактующих современность?

Почему не предостерег от скверны, которая неотступно преследует тех, кто позволил заразить себя хотя бы малейшей дозой бахвальского тщеславия, приводящего к неминуемой гибели любого полезного дела.

«Наша молодежь, - пишет А.С. Макаренко - это ни с чем несравнимое мировое явление, величия и значительности которого мы, пожалуй, и постигнуть неспособны. Кто ее родил, кто научил, воспитал, поставил к делу революции? Откуда взялись эти десятки миллионов мастеров, инженеров, летчиков, комбайнеров, командиров, ученых? Неужели это мы, старики, создали эту молодежь? Но когда же? Почему мы этого не заметили? Не мы ли сами ругали наши школы и вузы, походя ругали, скучая, привычно: не мы ли считали наши наркомпросы достойными только ворчания? (А.С. Макаренко. Книга для родителей., Педагогика, 1983 г. с.3)

На этом этапе видно такая характеристика была оправданной, но, наверное, и тогда надо было восторженные дифирамбы молодежи расточать поосторожней, потому как исходя из этой ноты, общество вскружилось, не нашло в себе силы к соблюдению непременной скромности, здравой оценки прогноза на перспективу. Не зря в старину говаривали: «Целовать ребенка позволено один раз в год и то, когда он спит.
 
Наверное, всякий молодой человек должен измала сначала твердо усвоить, что он обязан, а потом уже узнавать, что ему должна семья, страна, общество. Теперь в пору у нас, стариков, спросить. Неужели это мы, создали молодежь, которая не знает, что значит честно трудиться, зачем надо производить блага народные, почему нельзя жить и пользоваться всем вдоволь, наживаясь ловкачеством, обманом и воровством? Почему все это стало возможным? Как мы смели всего этого не заметить?

До чего довели государство воспитанные нашей школой, нами стариками сегодняшние всеранговые чиновники? И еще многое-многое почему?

Ведь это нами проигнорирован и тезис Макаренко «как можно больше требовательности к человеку». С определенным перебором была истолкована и в жизнь претворялась его мораль «Как можно больше уважения к человеку».

Уместно вспомнить о великих, незаслуженно выданных правах нашему комсомолу. Разве не видно было и не вызывало возмущения повсеместно утвердившееся вождистско-комсомольское чванство? Неприятно было глядеть на то, когда еще не до конца оперившийся юнец, вожак комсомола с одной извилиной в голове, чувствуя свое социальное априори, переходил на «ты» с повидавшим виды рядовым человеком.

Имея партийно-подкрыльные опоры эти юнцы уже при вступлении на порог руководящих ступеней комсомола знали, что им судьба готовит дорогу к свету.

Чистая характеристика, блестящая рекомендация ему будут обеспечены.

Во всем своем поведении комсомольские вожаки копировали повадки и замашки надстоящих, разносили вдребезги неугодность подчиненных, раболепствуя перед теми, от кого зависела их карьеристская будущность.

У руководящего комсомола складывались свои кланы. С возрастом, когда как прикатывались целым клубком, переходили на надежные посты в партийные органы, отдельных, кто не умел притереться, рекомендовали на работу в советы, не прижившихся направляли на руководящую административно-хозяйственную работу и, как правило, на теплую. Про систему комсомольской жизни можно тома составить: но в нашем тексте хочется разглядеть негативы последствий передоверия, незаслуженной поощренности молодых на недостаточно зрелой их стадии жизненного развития.

Теперь видим, что никакой внутренней убежденности, истинного патриотизма, принципиальной правдивости и других нужных человеку качеств мы в идущих следом поколениях не воспитали. Настали времена, когда откачнулась молодежь от всего, чему попугайски предавалась ранее, отслоилась от единого социального организма.

Вместе с проданными идеями покинули комсомольские вожди своих сподвижников, подчиненных и как, черная неблагодарная свора, двинулись на захват сиюминутных прелестей, подражая старшим, кто имея власть, до конца ее использовал ради мерзкой наживы и обогащения.

Не получилось из вождей наших стойких, благородно-преданных капитанов великих государственных кораблей.

Предательски бесстыдно покинули они свои капитанские мостики, вместе с идеей продали честь, совесть, Родину, поменяли свое человеческое достоинство на развратно-животные блага, не гнушаясь подлым глумлением над теми, кто в бывалую эпоху возвел их в верхние эшелоны, наделил правами и полномочиями, завалились они как продавшиеся дегенераты в ночную харчевню, самодовольно справляют там свою предательскую пирушку.

Кто они, Горбачев и Яковлев, Шеварнадзе и Волкогонов, а за ними и вся нынешняя мерзко халявная компания?! Идет непрекращающаяся борьба за кормушку, каждый волокёт награбленное в свою нору, напрочь позабыв о неминуемой ответственности за все содеянное. И все же, как видно, большинству из них, окончательно, удача не светит.

Мудрейший Еврипид в свое время говорил: «Высший закон справедливости состоит в том, что никакое преступление на этой земле не остается безнаказанным, и кара за грех - только вопрос времени». (Еврипид ЖЗЛ стр. 21).

Вспоминаются комсомольские энтузиасты начала советской власти. Они брали маузер и шли громить контру, делали это во имя идеи, во имя революции, знамена которой в те времена гордо развевались над страной.

Нынче идеи разметаны и эта разобщенность стремлений обессиливает все структуры человеческой общности. Всяк вроде без идеи себя защищает. Накупили газовых баллончиков, заводятся оружием и думают, по недомыслию, до них черед не дойдет. Ошибка!

То и слышно «рэкетиры убили, разгромили, обокрали, изнасиловали, сожгли, раздавили - словом низвели». А недавно вылупившийся коммерсант сидит и, как пригретый за печкой таракан, с опаской оглядывается: «не добрались бы до меня!» Будешь сидеть оскорлупившись - придут, доберутся, прирежут. Всему свой час!

Человек рожден затем, чтобы действовать, и не только ради своего нюха. Все, что нас окружает требует к себе внимания, взаимности, активного участия. Он - человек, то есть - часть целого, потому должен это целое знать, понимать, чувствовать, и соответственно действовать, а не уходить под тень, не загораживаться, не сталкивать положенную долю ноши на абы чьи, только не мои плечи.

Мера достоинства личности зависит от того, насколько ей удалось самореализоваться.
Природа так распорядилась, что самые большие резервы жизнестойкости находятся в самом человеке.
 
Возможности эти могут проспать и не пробудиться на протяжении всей жизни, таланты могут оказаться невостребованными, способности не раскрытыми, если человека не приучить, не сориентировать на каждодневное преодоление собственных слабостей, на развитие генетических задатков, приобретенных от рождения.

Победа над самим собой считается для каждого самой большой победой. Не найдись нужной силы для самопобеды, не состоялись бы ни Ломоносов, ни Толстой, ни Курчатов, ни другие корифеи мировой цивилизации.

Стержнем на котором создавалась педагогическая практика 20-50х годов при Советах было учение К.Д. Ушинского. Основоположник российской научной педагогики и народной школы, К.Д. Ушинский всю жизнь работал над самосовершенствованием.

Научно-обоснованный тезис о том, что «Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных»- К.Д. Ушинский претворял в практической жизни в сочетании с высокой требовательностью к себе, предельно-беспощадными самокритическими оценками собственного поведения.

Константин Дмитриевич вставал не позднее 4-х часов. Для себя придумал специальный рецепт, который был записан у него в дневнике и в соответствий с рецептом подвергал свои действия постоянному критическому анализу.
Вот как представляется этот рецепт:

1. Совершенное спокойствие, по крайней мере, внешнее.
2. Прямота в словах и поступках.
3. Обдуманность действия.
4. Решительность.
5. Не говорить о себе без нужды ни слова.
6. Не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь, а не то, что случится.
7. Издерживать только на необходимое, а не по страсти издерживать.
8. Каждый вечер давать отчет о своих поступках.
9. Ни разу не хвастать: ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
10. Никому не показывать этого журнала.

Критикуя себя за свои слабости 20 января 1845 г., Ушинский писал: «Я по-прежнему мелочен, тщеславен, брезглив, зол, нерешителен, труслив, лжив, тороплив, легкомыслен, ленив, сластолюбив, по-прежнему несчастлив без страданий. И во всем этом никто не виноват, кроме меня. Опять должен начать свое исправление». Дальше значатся такие записи: «Погрешил против первого номера», (не горячиться) «Ошибка против пятого правила», (не говорить о себе ни слова), или: «Сделал самую глупую издержку: занял деньги за адские проценты, когда совсем было не нужно!» Русский человек задним умом крепок!»... 25 - «Соврал без нужды» и т.д. (К.Д. Ушинский, собр.соч. 1952 г. том 11 с.с. 27, 28, 29.)

Известная, еще юная, ученая Мария Кюри, которой едва исполнилось 21 год, писала: «Основное правило - не давать сломить себя ни людям, ни обстоятельствам».

Выдающиеся ученые академики Лев Понтрягин, профессор Анатолий Ракитов достигли высочайших вершин в науке благодаря невероятно большим усилиям во имя победы над собственными недугами. Л.С. Понтрягин, потеряв зрение в 14 лет, достиг академических высот в сложнейшей математике. Удостоен звания Героя Соцтруда, его труды признаны выдающимися во многих странах мира.

Виднейший советский философ Анатолий Ракитов в 22 года ослеп. Вскоре начала прогрессировать глухота, к этому приключилась еще одна болезнь: известкование позвонков, и врачи предсказали ему, «матрацную могилу», запретив вставать и двигаться. Казалось его неминуемо ждет то, что испытал великий немецкий поэт Генрих Гейне, который последние восемь лет своей жизни провел без движения в постели.

Ракитов не сдавался, как только оставался дома один, вопреки запрету врачей - превозмогая адские боли вставал и по несколько часов занимался гимнастикой. Невероятными усилиями он достиг, кажется, невозможного.

Научился плавать, ходить на лыжах, бегать на коньках, прекрасно ориентироваться в передвижении, ходить в одиночку по Москве, закончил институт, освоил три иностранных языка, написал и защитил кандидатскую, затем докторскую диссертацию, заочно окончил математический факультет педагогического института. Его перу принадлежат две монографии по логике и языку науки, десятки статей, многие из которых переведены на иностранные языки.

Величайшие потенциальные возможности, какими наделен организм человека, непременно проявляются только там, где личность предъявляет к себе высокомерные претензии, не считаясь с собственными прихотями, в ущерб многим удобствам и сиюминутным желаниям.

Стимул победы над собой не должен предаваться забвению ни в раннем, ни в отроческом возрасте, ни в зрелой поре человеческой.

Подумаешь, почему же у верховьев власти многострадальной державы нашей не оказался человек по-карбышевски преданный Родине, а перерожденец Горбачев, отчего изменникам не преграждаются пути властного карьеризма, как это быть должно бы?

Рассуждения эти возвращают нас к мысли, что всяк, кто хочет жить - должен научить себя трудиться, не искать легкой приживки в капиталистической проказе, а учиться в благородстве бороть трудности, преодолевать их, чего бы это ни стоило, не подгребая под себя потерянное другими, не подминая рядом идущего; не блудить по путям черным, по живым людям не ходить.

Все эти задатки к человеку приходят в великом процессе школьного воспитания. Многолетней практикой доказано: хорошая школа создается дружным, работоспособным педагогическим составом; состав этот формируется настоящим талантливым педагогом, директором. Удачно назначенный директор за два-три года работы запустелую, числящуюся в отстающих школу и в наших условиях превращает в образцовую. Директор-неудачник может уничтожить все доброе, созданное многолетними усилиями, причем в еще более короткие сроки.

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: