+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Пономаренко Василий Лаврентьевич

1237 0

Пономаренко Василий Лаврентьевич

Когда Василий Лаврентьевич отметил 90-летний юбилей, французский консул вручил ему высшую награду Франции – орден Почётного Легиона.  

12.08.2013



 
Как русский парень французов воевать учил. 
На наших самолётах 
 
     Время неумолимо, редеют ряды фронтовиков Великой Отечественной. Мало осталось и тех интернационалистов, которые плечом плечу с воинами Советской армии сражались против фашистской Германии, тем самым приближая освобождение стран Европы. О своих боевых французских соратниках из авиаполка «Нормандия-Неман» вспоминает омич Василий Пономаренко.  В прошлом году, когда Василий Лаврентьевич отметил 90-летний юбилей, французский консул вручил ему высшую награду Франции – орден Почётного Легиона. Это стало очередным признанием заслуг ветерана, награждённого почти двумя десятками боевых советских и зарубежных орденов и медалей.
    За год до войны Василия Пономаренко, паренька из села Богдановка Кормиловского района, призвали в Красную армию. Служба началась в военном училище, дислоцировавшемся в украинском городе Умань, где готовились специалисты, обслуживающие авиационную технику. Занятия длились один год, сержант Пономаренко при выпуске получил профессию авиамеханика. Его зачислили в 489 истребительный авиационный полк, который располагался неподалёку от места обучения, в Виннице. Здесь пришлось в числе первых пережить бомбёжки немецких люфтваффе. По счастливой случайности авиаполк сохранил боеспособность, крылатые «ястребки» перебазировались по мере наступления немцев, долетев до Кавказа. А дальше - через Каспийское море, Среднюю Азию и Сибирь, пока полк в 1942 году не оказался в городе Иваново. Там был развёрнут крупный учебный центр, испытательный полигон которого включал в себя несколько аэродромов. 
    По договорённости генерала де Голля, возглавившего французское сопротивление, с советским правительством, в конце ноября 1942 года в Иваново и стали готовить французов лётному делу. Для переобучения им предложили несколько типов самолётов – английские, американские «аэрокобры» и наши ЯК-3. Асы Европы, на счету которых было по нескольку сбитых фашистских самолётов, отдали предпочтение нашим авиамашинам. Сформированная эскадрилья, состоящая поначалу из 15 единиц авиатехники, называлась «Нормандия», вторая часть названия была присвоена, когда авиаторы в то время уже полка из 80 боевых единиц прославились в бою при форсировании реки Неман.
     Василий Лаврентьевич дал высокую оценку профессионализму французов, с которыми наши авиамеханики быстро сдружились, а незнание языка компенсировалось постоянным присутствием переводчиков. С доброй улыбкой он вспомнил актёра Алексея Смирнова, воплотившего экранный образ авиамеханика в фильме «В бой идут одни  «старики». Памятен нашему земляку и фильм «Нормандия-Неман», в одном из эпизодов которого француз по ошибке сбивает советского лётчика. Был такой случай, но он разбирался в лётном составе, авиамеханики выполняли свои задачи, сводившиеся к безупречной подготовке самолётов к бою. Кстати, воевали французы на самолётах, выпускаемых в Омске и Новосибирске.
    Механику Пономаренко достался первый французский лётчик по фамилии Предциози, к несчастью сбитый в бою в августе 1943 года. Тяжело переживали совместные потери и русские, и французы, которых связало боевое братство. По каждому смертельному случаю прибывал комдив, чтобы лично выразить соболезнование. А вот со вторым своим подопечным у Василия языковых проблем не было – Константин Фельдзер оказался из семьи российских евреев, эмигрировавших во Францию. Перед концом войны был сбит и его самолёт, но каким-то образом Костя вырвался из немецкого плена и пробрался в Париж. Хотел вновь вернуться в ставший родным авиаполк, но Германия уже к тому времени капитулировала. А встреча Василия Пономаренко с Константином Фельдзером в Париже всё же состоялась, когда наш земляк сопровождал французских лётчиков, вылетевших домой на советских самолётах. Это был дар правительства СССР, состоявший из новеньких крылатых машин, только что изготовленных на наших предприятиях. 
      После демобилизации в 1945 году старшина Василий Пономаренко из Кормиловки переехал в Омск, немного поработал школьным учителем, а затем связал свою судьбу с электротехническим заводом, которому позднее присвоили имя Карла Маркса. Окончил авиационный техникум им. Жуковского, работал мастером, потом начальником цеха. Когда сформировалось Центральное конструкторское бюро автоматики, возглавлял  там службу по технике безопасности до ухода на пенсию. Василий Лаврентьевич остался одним из немногих ныне живых членов Совета авиаполка «Нормандия-Неман». Объединённая городская организация «Совет ветеранов и пенсионеров» приняла решение разместить его портрет на ветеранской Аллее славы.

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: