+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Лукьянов Иван Фёдорович

12.08.2013



 

Его судьба – на станции Входной 

 
    Нет точных данных о сиротах минувшей войны. Нечем измерить боль утраты каждой семьи, в которой погиб кто-либо из её членов. Сейчас часто (это и хорошо, и правильно) можно услышать  об общественных организациях военных сирот. Их воспоминания, книги, сохранённые фотографии и письма возвращают нас в то страшное время. Статистика такова, что из всего класса средней городской школы у нас только у четверых были живы отцы. Но не мыслю, чтобы кто-то напоминал или намекал на безотцовщину. Такого не было. Семьи без отцов и даже без обоих родителей были обычным делом. С нами росли ребята из Москвы, Сталинграда, с Кавказа.  И слово «сироты» не было в нашем обиходе. Сейчас это слово я слышу чаще. 
    Не пришлось Ивану Лукьянову ни разу в жизни сказать кому-то «мама». Не помнит он ни маму, ни папу. Не помнит ничего. Только с четырёх лет  отрывочно что-то сохранилось в памяти. Но это уже  был детдом. И хоть считается, что он родился в 1939 году в Украине, не факт, что его малая родина именно в Черновицкой области. В самые первые дни войны он потерялся. Мальчика подобрали, спасли и вывезли в Казахстан. Своих ни имени, ни фамилии он не знал. Родителей назвать тоже не мог. Погибли они или остались живы, искали его или нет - знать ему  уже не суждено. С чьей- то легкой руки носит он фамилию Лукьянов. Чьи-то добрые руки подняли с земли плачущего ребенка, прижали к себе, успокоили, вытерли его первые сиротские слезы.
    В детском доме было 200 таких мальчишек, и выглядели все примерно одного возраста. Среди них - русские, украинцы, белорусы, молдаване, уроженцы Кавказа. Кто есть, кто и откуда - ребята не разбирались. Все одинаково чувствовали суровость и неустроенность быта и голод.
    Ели всё подряд – лебеду, полевой чеснок. Воровали у местных жителей кукурузу, кут (козий сыр для чая). Жмых, который они собирали на железнодорожных путях, был несказанным лакомством. Сытая жизнь ещё долго только снилась.
    Иван успешно окончил 7 классов и его там же, в Казахстане, направили в Уральский строительный техникум. Стипендии хватало на одноразовое питание. Но это была совсем самостоятельная жизнь. И выбор был большой: стать поездным «каталой», примкнуть к «хорошей» компании, промышлять воровством. Но в том-то и дело, что учёба Ивану давалась легко, он без труда сдавал зачёты и сессии. В конце концов, это определило его дальнейшую судьбу. 
     Окончив техникум, Иван Лукьянов работал на целине до призыва в 1958 году в армию. Служил авиационным механиком в Совгавани Хабаровского края. Отцы-командиры – из бывших фронтовиков. В то время армия воспитывала, обучала, физически закаляла. После демобилизации ребята приходили совершенно взрослыми, сформировавшимися личностями. После  службы Иван точно знал, что будет учиться  дальше.  Заочно, потому что кормить его было некому. Он совмещал работу на строительстве Темиртаусского металлургического комбината с учебой в Новосибирском институте железнодорожного транспорта. Окончив учёбу в вузе,он более трёх с половиной десятков лет останется в самой почетной должности – омский железнодорожник. Вот его карьера - техник по ремонту путей, инженер путей сообщения, заместитель начальника Входнинской дистанции пути. Все этапы реорганизаций, объединений, строительства сортировочной станции Входная – рабочие будни Ивана Фёдоровича. 
     Каждый  из нас, кто реже, кто чаще, ездит по железной дороге. Нет в городе ни одного сооружения, завода, летательной, плавательной техники грандиознее, необходимей,  важнее, совершенней, чем железная дорога. Особенно, если учесть масштабы страны. Посмотрите на вокзал, сортировки с высоты виадуков, посмотрите снимки станции Входная, сделанные с вертолета. Красотища! Какая сложность, точность, слаженность, дисциплина. Железная дорога - это не только рельсы и поезда. Это многочисленные службы, обеспечивающие бесперебойную работу и безопасность движения.
    Иван Фёдорович работал на Входной с основания этой станции, основное назначение которой - подготовка порожних вагонов под погрузку угля в Кузбасском районе и системного пропуска составов с углём в обратном направлении. Протяженность станции - более 7 км! Вагонооборот на станции Входной - более 17 тысяч вагонов  в сутки! Вдумайтесь: более 242 составов в сутки! Наш железнодорожный мост пропускает состав каждые 3-5  минут! Это круглосуточно, беспрерывно, год за годом. Какое должно быть взаимодействие, чёткость между службами! Электричество, водоснабжение, сортировка, ремонт вагонов и локомотивов, ремонт самих путей. Железобетонные шпалы надо менять каждые 50 лет, деревянные служат гораздо меньше. Рельсы необходимо заменять каждые 8-10 лет.
     Вот и занимался Иван Федорович безопасностью движения по железной дороге  нас с вами и грузов, как говорят, народно-хозяйственного значения.
    Выросли дети, есть благоустроенная квартира, дачка помогает с запасами на зиму. А как неустроенно, тяжело начиналась личная жизнь. Вагончик на путях на две семьи. В тамбуре буржуйка для приготовления пищи. Работа на путях тут-же. Закончили часть участка, передвинулись дальше. Отстраивалась Входная, налаживался быт. Ох, как медленно приходил в семью достаток.
     Нет и не было у Ивана Фёдоровича забот более важных, чем заботы о детях. Он и сейчас спросил:
     - Что ждёт наших внуков? Времена-то непростые.
     Кто успокоит, кто ответит человеку, выросшему в сиротстве.
    Думаю, приспособятся ваши внуки, Иван Фёдорович. Времена в России никогда не были простыми. Уж  вы-то знаете это по своему голодному детству, полуголодному студенчеству и жизни в вагончиках.
     С большой теплотой и уважением о вас, Иван Фёдорович, рассказывает Антонина Ивановна Ефимова. Она долгое время была председателем первичной организации ветеранов Входная. Знает вас по работе, знает вашу семью, соседей, сослуживцев. Считает вас большим оптимистом, добрым, порядочным человеком, очень скромным. Мне так тоже показалось, уж очень мало вы рассказывали о себе, всё больше о друзьях из детдома, своих наставниках.        Напрямую спросила:
     - Что вас удерживало на железной дороге? Заработки не ахти какие, условия полевые.
     Иван Федорович ответил:
     - Дисциплина и порядок.
     Что ж, званием «железнодорожник» можно гордиться. И организация это знает, потому  и дорожит каждым своим работником, не оставляет без помощи пенсионеров, заботится о детях. Всегда на железной дороге были лучшие пионерские лагеря, дома отдыха, больницы, дома культуры. Всегда у железнодорожников были льготы, организованные выезды на ту же картошку, родители-железнодорожники не платили за нашу учёбу в школе. Дачный массив «Локомотив» вырос одним из первых. 
    Когда смотрю по Интернету на фотографии станции Входной, когда разговариваю с такими людьми, как Иван Лукьянов, то думаю: надо было учиться в транспортном институте и всю жизнь работать на железной дороге. Ведь говорил мне наш сосед по даче:
- Поступай в наш транспортный. Не пожалеешь.
     А он был заместителем начальника отдела кадров Омской железной дороги.
    

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: