+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Коршуков Борис Дмитриевич

23.04.2014



 

Его мосты соединили берега и сердца

 
   Борис Кошуков, окончив Тевризскую школу с пятёрками и одной четвёркой, в 1952 году поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. Специальность он выбрал такую, где постоянно был востребован его аналитический склад ума. В Омске он начал свою трудовую деятельность ещё студентом-практикантом на строительстве Ленинградского моста. После окончания вуза (с преобладающими отличными оценками) по специальности инженер путей сообщения по мостам и тоннелям, Борис в 1957 году начал работу мастером в «Мостопоезде-413» (так назывался будущий «Омскстроймост»). 
     
    Борису Петровичу удалось быстро пройти все ступеньки профессионального и карьерного роста. Вскоре он был назначен главным инженером «Мостопоезда-413». С февраля 1965 года, когда ему только исполнился 31 год, Кошуков стал руководителем этого предприятия. Данный факт следует оценивать как особенный. Действительно, в эпоху индустриализации, которая для Омской области отнюдь не завершилась 1930-ми годами, было много примеров стремительного профессионального взлёта молодых специалистов. Но тогда это легко объяснялось нехваткой образованных, хорошо подготовленных кадров. В 1960-е годы ситуация изменилась. В директорский корпус способные руководители выбивались лет примерно в сорок, а то и позже. Значит, достижение Бориса Петровича – это случай по-своему уникальный. Как объяснить данную уникальность, по-видимому, ясно – выбор жизненного пути для него не был случайным. Этот человек занял именно своё место по призванию. За полвека высокопрофессиональной трудовой деятельности под его руководством возведено более 180 объектов, в том числе на Транссибирской магистрали, в нефтегазовых районах Западной Сибири, в Новосибирской области. Мы можем с гордостью говорить, что первые подземные переходы, укрепление набережной Иртыша, все мосты в городе Омске  через Омь и Иртыш, а также третья плеть железнодорожного моста через Иртыш и его капитальный ремонт выполнены  под руководством представителя рода Кошуковых. Самое значительное сооружение «Мостоотряда-63» в Омске – это метромост им. 60-летия Победы через реку Иртыш, который был пущен для наземного транспорта в сентябре 2005 года.

    Среди разных объектов путевого назначения особо памятны те, что сооружались в 1990-е годы. Так, при начале строительства путепровода через железную дорогу в районе Калачинска участвовали строители «Мостоотряда-63» из Омска, которым руководил Борис Кошуков. Вот как вспоминает это время бывший глава администрации Калачинского района Омской области Анатолий Негодяев: «Борис Петрович был душой и вдохновителем этой стройки. Меня всегда поражали его доскональные знания всех тонкостей своей профессии, потрясающая эрудиция. Надо сказать, мы, в свою очередь, старались создать для строителей все условия… Мост уже находился в стадии завершения, когда неумолимо встала очередная транспортная проблема: ремонт путепровода через железную дорогу, срок службы которого уже приближался к 30 годам. Через путепровод шёл основной поток грузов с контейнерной площадки железной дороги. Обращаюсь за помощью к Борису Петровичу. Объясняю ситуацию, обещаю рассчитаться, как только представится возможность. И руководитель мостоотряда решил рискнуть – начать реконструкцию путепровода практически без денег. Пока не был решён вопрос финансирования, мостовики многое сделали за счёт собственных средств. С помощью «Мостоотряда-63» удалось сделать путепровод практически заново. Старыми остались только опорные части. Думаю, что строительство мостов и путепроводов, их реконструкция сняли многие городские проблемы лет на 30, не меньше. Но главное заключалось в том, что в эти годы мы создали устойчивую транспортную связь со всеми населёнными пунктами района".

    В 2013 году в Омске вышла книга воспоминаний Николая Грицевича, заместителя председателя Омского горисполкома, курировавшего капитальное строительство с 1964 по 1984 годы,  «Омск со мной навеки». Дарственная надпись на книге гласит: «Дорогой Борис Петрович! Вторая глава книги называется  «Берег левый, берег правый», а соединили оба берега навечно построенные мосты под твоим руководством. Поворот города к реке был бы невозможен без строительства красивых набережных. Это тоже твоя работа. Возникла и крепнет династия мостостроителей: отец, сын, внук - твоя заслуга. Долгих лет тебе, Борис Петрович, без тревог и болезней. С глубоким уважением Грицевич». 

   В городе Тара имя Бориса Кошукова известно по берегоукрепительным работам русла Иртыша, крытому спортивному комплексу, по автодорожным мостам через реку Аркарка, на автодороге Омск-Тара и далее на север. Для жителей города Омска и области были построены шесть путепроводов на железнодорожных станциях, три моста через реку Омь, мосты через реки Авлуха, Ачаирка. В Тевризском районе его организация в 2005 году возвела мост через реку Туй. 

   Почётный гражданин города Омска, почётный дорожник России, почётный транспортный строитель, заслуженный строитель РФ,  Борис Петрович награждён орденами «Знак Почёта», Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, медалями «За доблестный труд», «За трудовое отличие», «100 лет Транссибирской магистрали», «Ветеран труда».

      Эти строки я написала к одному из юбилеев родного дяди:
Вся Ваша жизнь – сплошные будни.
Какой тут к чёрту выходной!
Ведь снова мост, и снова трудный
Встал над иртышскою волной.
Нападки недругов лихие
Не склонят гордой головы.
Пускай попробуют другие
Построить столько, сколько Вы.

    А недруги, к сожалению, нашлись и у такого далёкого от политики человека, как Борис Петрович, хотя он – Инженер с большой буквы, легенда мостостроения, мастер своего дела. Строительство метромоста шло в период огромных финансовых проблем. «Омскстроймост» включил все свои внутренние резервы, чтобы не сорвать сроки ввода в эксплуатацию так нужного городу нового моста, в надежде, что все затраты будут возмещены обещанным финансированием. Но вместо денег после триумфального ввода в эксплуатацию омского метромоста начались бесконечные проверки организации. В газетах, подконтрольных областному руководству, стали публиковать лживые статьи, порочащие имя Бориса Кошукова, которому в 2004 году за заслуги в строительстве мостов и других объектов нашего города, было присвоено звание Почётного гражданина Омска. Начало этой травли совпало с тяжёлой продолжительной болезнью и смертью его любимой жены Тамары Андреевны. Борис Петрович отошёл от дел. 
   
     В канун сдачи метромоста Борис Петрович написал: «Наши мосты – это наша радость и гордость! Их много! Я – счастливый человек! И не боюсь признаться в этом. Моё счастье - в моей семье, в моих друзьях, в моих товарищах-единомышленниках, коллегах моих, в удивительной и замечательной мостостроительной команде».

 
Ирина ФИЛИПЧЕНКО, член совета «Тевризского землячества в Омске».

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: