+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Шепеленко Тамара Михайлова

23.10.2014



 

У музы голос слышен издалёка 

 
    Тамару Михайловну можно встретить на поэтических вечерах, концертах ветеранских хоров и ансамблей, спектаклях любительских театров, на вернисажах самодеятельных художников. То есть, везде, где собирается творческая общественность, и когда в городе проходят смотры и конкурсы, отмечаются славные исторические даты, приезжают делегации зарубежных гостей. Мир искусства ей интересен, она дружит с музыкантами и певцами, живописцами и актёрами. А потом в редакции раздаётся телефонный звонок, и Тамара Шепеленко предлагает подготовить об этом событии материал в газету или поздравить с юбилеем очередного деятеля омской культуры. Как правило, ей не отказывают в публикации, хоть литературному творчеству она отдалась не столь давно, всю жизнь проработав инженером. 

 
На улице Госпитальной


     Она – дитя военного времени. Тамара Леонтьева (в замужестве Шепеленко) родилась в один день со своей матерью - 3 мая 1940 года, коренная омичка. Отец Михаил Ефимович Леонтьев был кадровым военным, воевал ещё в финскую и не вернулся в семью с Великой Отечественной войны. Мать Елизавета Яковлевна Ситникова (сохранила девичью фамилию) в те годы работала на заводе им. Коминтерна, впоследствии оборонное предприятие «П/Я № 166», пережившее ряд переименований. 


    Первые детские впечатления – воспитание у дедушки Якова Евдокимовича с бабушкой Александрой Афанасьевной Ситниковых, поскольку мать с утра до ночи и без выходных трудилась на заводе. Дочка засыпала и просыпалась без неё. Девочка росла в родительском доме на улице Госпитальной, здесь же проживала семья погибшего маминого брата Якова Яковлевича. Тамара с двоюродными сёстрами Галей и Верой ставили во дворе для соседских ребятишек импровизированные представления. Почему-то она выбирала для себя роль далеко не благодушного повара и, надув щёки, пела: «Я повар злющий-злющий, усатый как Барбос». Спасительной во время суровой сибирской зимы была теплота русской печки, где можно было оттаять после уличных забав. Топили её в основном дровами, а ещё в ней готовили пищу. Особенно щекотал ноздри аромат бабушкиных пирогов, который хоть и не часто витал в воздухе. 

     Всеобщим ликованием встречали в семье Ситниковых победу над врагом. Окончание войны ей запомнилось возвращением с фронта 25-летнего офицера Георгия Ситникова, ещё одного маминого брата. С ним в доме поселилась уверенность, что все беды и невзгоды войны остались в прошлом. Он продолжил военную службу и вскоре был переведён в Новосибирск, вырастил с женой двух сыновей.        


   Тихую улочку редко тревожил гул проезжающего транспорта. Внизу, под горой текла река Омь. Летом ребятишки гуляли по её бережку, резвились в играх. А питание оставалось скудным и в первые послевоенные годы. Поскольку малышкой занимались дома, то садик ей был не положен. Только перед школой успела один год повоспитываться с детьми в садике. Затем в 1947 году пошла в начальную школу, размещённую в барачном здании близ завода Козицкого. До сих пор с благодарностью вспоминает свою первую учительницу Марию Ивановну Горош. А с 5 по 10 классы она училась в школе № 12. Училась ровно, на твёрдые «четвёрки», одинаково интересны для неё были уроки и математики, и литературы, поскольку их вели увлечённые своей профессией педагоги.

    Вместе с омскими ребятишками в этой же школе учились дети ленинградских рабочих Ленинградского приборостроительного завода, эвакуированные вместе с родителями. С жителями блокадного Ленинграда омичей сблизили общее горе и труд в тылу во имя победы нашей страны над коварным врагом. После победы многие блокадники так и остались в нашем городе, а отъезжающие прощались со своими спасителями с чувством глубокой благодарности сибирякам, со слезами на глазах. Семья Тамары тоже простилась с Анной Ситниковой, вышедшей замуж за ленинградца.

    Школьные годы запомнились Тамаре дружбой со сверстниками. Всем классом они смотрели спектакли в ТЮЗе, не пропускали новые фильмы, особенно в близком кинотеатре «Луч» на улице Герцена. Особое впечатление произвела трофейная кинолента «Тарзан». А каникулы девочка обычно проводила в пионерском лагере Чернолучья. Литературная классика повлияла на неё в старших классах, зачитывалась русской прозой, а в школьных сочинениях даже проскальзывал чеховский стиль. Интересовали концерты Омской филармонии, старалась не пропускать спектакли Пермского театра оперы и балета, часто гастролировавшего летом в нашем городе. Молодёжь заполняла тогда танцплощадки, в парках города играли духовые оркестры. Хочешь - не хочешь, а столь притягательными казались звуки музыки!


 
За токарным станком 

    Но после школы Тамара всё же решила принять инженерную эстафету от матери. После окончания десятилетки в 1956 году первой ступенью стало устройство на работу на то же предприятие – завод имени Козицкого, где в то время трудилась Елизавета Яковлевна. Тамара работала чертёжницей в отделе главного технолога. Это вызывало трудности с обретением высшего образования, ведь в то время существовал правительственный указ, что преимущества в праве поступления в технический вуз предоставляются заводским рабочим. Сдал токарь экзамен на «троечку» и уже зачислен! А на девушку-чертёжницу такие «поблажки» не распространялись. Одним словом, при сдаче вступительных экзаменов в Омский машиностроительный институт (ныне технический университет), корпуса которого высились по улице Долгирева, она не прошла по конкурсу. Тогда декан факультета «Технология машиностроения» посоветовал: «Переходи работать в цех, я тебя сначала внесу в дополнительный список, а потом всё равно кто-то из  студентов отсеется и зачислю окончательно». Опытный наставник усмотрел в ней будущего специалиста, наследовавшего материнскую профессию.  

     Коллеги удивились, когда она встала за токарный станок в инструментальном цехе и стала точить пуансоны. Декан сдержал своё слово, и после сессии одной из первых Тамара была зачислена равноправной студенткой вечернего отделения. После напряжённой 8-часовой работы её ждал институт и позднее возвращение домой. Транспорт уже тогда не ходил, но это не особо волновало студентов, которые шумной гурьбой добирались до дома по безлюдным улицам Северным. Темнота не страшила их, ведь среди попутчиков были члены добровольной народной дружины. Да и сама Тамара с работниками заводского цеха помогала милиции в обеспечивать порядок у кинотеатра «Экран». 
     
    Около двух лет она работала токарем, обучаясь в вузе, как говорится, без отрыва от производства. А затем перевелась на дневное отделение, на каникулах перед последним курсом строила одно из новых зданий будущего политехнического института в городке Нефтяников. Практику довелось проходить на предприятии северного Казахстана, в городе Петропавловске. После сдачи госэкзаменов выпускница получила свободный диплом и долго не могла устроиться на работу. В отделах кадров омских заводов ей прямо намекали: «Зачем вас, девчонок, брать? Вы всё равно вскоре уйдёте в декрет!»


 
Инженер – профессия гордая 

    Её приняли на работу инженером-конструктором в лабораторию  филиала Московского научно-исследовательского института авиационных технологий. Коллектив конструкторского отдела «корпел» над чертежами, стремясь максимально приспособить выпуск приборов к возможностям своего производства, сэкономить материалы и упростить конструкцию. После четырёх лет работы в НИАТе она перевелась на электромеханический завод (теперь это объединение «Сибирские приборы и системы»). Заставили семейные обстоятельства – Тамара Михайловна вышла замуж и сменила место жительство на микрорайон «Московка», ближе к заводу.  На новом месте работы приняли тепло, поскольку заводчане хорошо знали её мужа Ивана Павловича. И вскоре устроилась в отдел главного конструктора. Очень добрые воспоминания о том дружном коллективе, душевных людях. На оборонном предприятии как раз получили новый заказ, и творческий потенциал конструкторов оказался востребованным. Всё здесь удовлетворяло её потребностям. Предприятием руководил тогда Валентин Зайцев, обладавший непревзойдённым талантом хозяйственника. Экономические достижения он сочетал с заботой о заводских тружениках, создавая им благоприятные условия труда, быта и отдыха. При нём для заводчан на берегу Иртыша был построен профилакторий, пансионат в Судаке и санаторий в Кисловодске. Вокруг завода вырос целый микрорайон, в котором селились заводчане, после отработки на стройке квартиры получали молодые специалисты. И рядом с рабочим посёлком был возведён Дворец культуры «Рубин» с просторным актовым залом и прекрасным зимним садом, где отдыхали заводчане, занимались в кружках их дети. Даже свадьбы и другие торжественные обряды свершались, отмечались все знаменательные даты. 

 
  Как обычно, инженеров отправляли в районы для шефской помощи сельскому хозяйству. Тамаре довелось работать на уборке урожая в Тарском районе, трудиться на току. Кроме того, её покорили величие сибирской природы: сосновый бор, золото хлебных нив, окаймлённых васильковым орнаментом. И пусть васильки считаются сорняками, но до сих пор перед глазами Тамары возникает красочное сочетание яркой сини их лепестков с жёлтыми просторами полей. 


 





Не упасть духом 
 


      Жизнь перевернулась в 90-х годах прошлого века. Были развенчаны светлые идеалы, разрушился устоявшийся быт. На заводе перестали выдавать заработную плату. Тамара Шепеленко признаётся, что три года жила без денег, редко выдавался аванс. Профком расплачивался путёвками в профилакторий, заводчане в долг поддерживали друг друга материально. Подруги приглашали на дачные участки и снабжали  овощами. Так и перебивалась все пере – и постперестроечные времена. Кстати, тогда же стали рождаться первые робкие стихи. Как она призналась, писала, чтобы не упасть духом. Некоторые из них оказывались столь мелодичны, что легко ложились на музыку. Причём, Тамара Михайловна не приемлет примитивных стихотворных поздравлений. В её поэтических трудах звучат философский подтекст, поиски смысла жизни:

                                    Земля свершает свой полёт,
                                    И в ритм её витков
                                    Вписались месяцы и дни,
                                    Ведётся счёт веков.
                                    Вращаться заодно с землёй,
                                    Нестись вперёд сквозь время
                                    Мне предначертано судьбой,
                                    Законом тяготенья. 

     На заводе в первую очередь стали освобождаться от тех сотрудников, чей возраст приближался к пенсионному. В 1995 году ушла на пенсию и Тамара Михайловна. Но домашние посиделки её не устраивали, поэтому стала распространять газеты «Вечерний Омск». У работодателей была на хорошем счету, поэтому Лилия Селина, редактор газеты «Соточка», одним из дочерних изданий холдинга «Вечёрки», посоветовала Шепеленко одновременно доставлять подписчикам семена цветов и овощных культур. Но этой довольно успешной работе помешало правительственное распоряжение: пенсионер должен выбирать – или пенсионное пособие, или заработок. 


 
В активе – верные друзья 

      И всё же в это тяжёлое время 90-х на её жизненном пути встретились замечательные люди, круто изменившие судьбу Тамары Шепеленко. Она подружилась с активной общественницей Еленой Голдобиной, её отцом Евгением Кирилловичем, фронтовиком, залуженным педагогом, почётным академиком ассоциации «Искусство народов мира». Кстати, Евгений Голдобин написал проникновенные слова в предисловии к сборнику стихов Тамары Михайловны, изданном в 2007 году. «На удивление, дружба с этим человеком, работавшим тогда директором колледжа транспортного строительства, у меня состоялась. Уже при первом знакомстве он встретил меня с номером газеты «Вечерний Омск», в котором была моя публикация. Печально, что этого человека нет сегодня с нами», - вспоминает моя собеседница встречи с Евгением Кирилловичем. 

    Голдобин, имевший польские корни, ввёл Тамару Шепеленко не только в состав ассоциации «Искусство народов мира», но и познакомил с членами польского национально-культурного общества. С тех пор она активно сотрудничала с поляками, заинтересовалась их творчеством, с друзьями встречала польские делегации, посещавшие наш город. Рассказывая о фотовыставке Елены Голдобиной «Осень в подарок», приуроченной к её юбилею, Тамара Михайловна любуется «красотой остановленных мгновений окружающего мира». Кстати, ассоциация свела её с бессменной музой и хранительницей музея Омского кадетского корпуса Людмилой Корнеевой, около полувека работавшей в этом старейшем военном учебном заведении Омска. Вспоминаются беседы по душам, совмещённые с чаепитиями, которые длились до последних дней жизни Людмилы 

    Творческий дуэт сложился у Тамары Шепеленко с Ангелиной Смеян. Картины этой художницы завораживают внутренней чистотой и вдохновляют поэтессу на стихи:

                                        Вот как-то в красках вы запечатлели
                                        Букет роскошный простеньких цветов,
                                        Их жажду жизни сохранили,
                                        Идущую из глубины веков.

      Тогда эти проникновенные строки для Ангелины Смеян становятся новыми темами для творчества.

 

   Интересным оказалось знакомство с Ириной Златкиной, принявшей близкое участие в творчестве самодеятельной поэтессы. Как-то педагог по образованию, актриса театра «Сказка» со дня его образования призналась своей подруге, что театральный коллектив стал романом её жизни. Заметки о людях искусства, которые выходили из-под пера Тамары Михайловны, – её признание в любви к талантливым омичам, своим землякам. «Пишу только о тех, кто меня заинтересовал. Таким образом пытаюсь выразить свои чувства  к интересным мне людям, привлечь к ним внимание общественности. Мне говорят, что литературным творчеством надо было заниматься раньше. Отвечаю, что и прежде занималась интересным делом, мне нравилась инженерная работа. И техническое образование помогает мне конструировать фразы из слов. А сейчас пришло время выплеснуть душу», - разоткровенничалась автор газетных публикаций. 

     Героев её публикаций много, что поймёшь, пролистав подшивку только одной газеты – «Омский ветеран». Там и рассказ о неутомимых активистах ветеранской организации института «Омскгражданпроект». Она восхищается живописными полотнами участников Великой Отечественной войны, бывших капитанов речного пароходства Петра Тышкевича и Виктора Семененко, подмечает в их творчестве «стихию волн и зов природы», рассказывает об их судьбах. Знакомит читателей с фронтовиком Анатолием Деревянко, который «с песней вёл в атаку танк». 

    Не раз Тамара Михайловна представляла читателям вокальный дуэт «Верные друзья» в составе заслуженных деятелей искусств Международной ассоциации народов мира Альвины Аксёновой и Георгия Зайцева, приводя пример отзывов их слушателей: «Это море мелодий, характеров, звуков, в которые с восторгом погружаешься». А сама автор публикации выразила признательность чудесным артистам в этих строках:

                                       В неведомую даль уносят голоса,
                                       Зал очарован чудным пением.
                                       Нас покоряют «Верные друзья»
                                       Своим прекрасным исполнением.  

    Говоря о друзьях, Тамара Михайловна открывает секрет своего живого участия в общественной жизни и ветеранском движении: «Все такие энергичные, так что мне тоже приходится крутиться». Оглядываясь на прожитые годы, она улетает мыслями в далёкое прошлое, стремясь по обретению житейской мудрости что-то исправить в нём:

                                      Как хочется начать мне жизнь с нуля,
                                      Перечеркнуть ошибок вереницы.
                                      Так школьницей хотелось иногда
                                      Без исправлений заполнять страницы.     


 
Николай ШОКУРОВ. 


 

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: