+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Чередов Иван Михеевич

12.12.2014












 

Чередов Иван Михеевич




 

ПЕДАГОГИКА И ВСЯ ЖИЗНЬ



Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия,
И ты не понимаешь иногда,
Где первое мгновение, где последнее.
Слова из песни

В результате невыносимо тяжелой скоротечной болезни 26 августа 2002 года в 4 часа 15 минут перестало биться сердце учёного, педагога и общественного деятеля профессора Ивана Михеевича Чередова. Ушёл из жизни крупный учёный-педагог, активный общественный деятель, учитель и наставник, мудрый, интеллигентный человек. Образование и наука понесли невосполнимую утрату.

Иван Михеевич родился 30 мая 1919 года в протянувшейся вдоль большого чистого озера деревне с благозвучным названием - Островная Тюкалинского района Омской области. Его детство прошло без отца. С 12 лет начал трудиться в колхозе. В раннем возрасте по воле обстоятельств обретал опыт самостоятельного решения жизненных проблем. Учился в школе колхозной молодёжи и на рабфаке. Педагогический путь начал в 18-летнем возрасте, будучи студентом-заочником, учителем начальных классов в Кабырдакской средней школе Тюкалинского района. В 1937 году с отличием окончил историко-филологический факультет Омского педагогического института. С 1946 по 1948 год заведовал Солдатским районным отделом народного образования, а затем до 1953 года работал заместителем директора и директором основанной им Солдатской средней школы, директором Тюкалинской средней школы - по 1958 год, заместителем директора средней школы № 91 города Омска и директором средней школы-новостройки № 69 (ныне гимназия), также им основанной, в течение 10 лет - по 1970 год. Педагогический путь в сфере общего образования измеряется 34 годами, в том числе 28 лет на руководящих должностях.

Школы, которыми руководил Иван Михеевич, были одними из лучших в Омской области. Они были известны далеко за её пределами. В Солдатской средней школе была создана стройная педагогическая система с высокими результатами. В Тюкалинской средней школе № 1 ещё в начале 50-х годов была сформирована и успешно функционировала ученическая производственная бригада, одна из первых в стране и первая в Сибири. Высокие достижения и заслуги руководящей деятельности Ивана Михеевича отмечались на Первом областном педагогическом съезде. Опыт средней школы № 69 города Омска дважды высоко оценивался Министерством просвещения России: в 1964 году за организацию кабинетной системы учебных занятий и успехи в преодолении второгодничества; в 1970 году - за работу с родителями и общественностью, за успехи в педагогизации микрорайона школы. Инновационный опыт омской школы № 69 пять раз экспонировался на ВДНХ. Средняя школа № 69 - одна из первых в стране, где было преодолено второгодничество. Она в 60-е годы стала местом паломничества многочисленных делегаций учителей и руководителей школ Сибири, Казахстана, Урала и других территорий страны. С целью изучения опыта школу посещало ежегодно до 100 делегаций. Пламенный пропагандист педагогических знаний, талантливый экспериментатор и инноватор, популяризатор новейших достижений педагогической науки и передового опыта, вдохновитель, мотиватор творческой активности учителей и руководителей образовательных учреждений, Иван Михеевич выступал практически на всех педагогических форумах  в Сибири и других регионах. По самой своей сути, природе личность самобытная, новаторская. В любом коллективе, которым он руководил, всегда стимулировался поиск наилучших решений и действий, культивировался дух поиска и развития.

Нам сегодня особенно хорошо понятно (понятно было и тогда), почему новаторские идеи вариативного образования, реализуемые в школах под руководством Ивана Михеевича с середины 60-х и в 70-х годах не получали деловой официальной поддержки и должного распространения. Настороженно-скептическое отношение оппонентов и противников нововведений, вся атмосфера противодействия радикальным переменам сыграли свою тормозящую роль. С омской моделью нововведений происходило примерно то же самое, что и с московской, ленинградской, донецкой, в передовом опыте которых открыто проступала идея объективной необходимости перемен в системе образования.

Иван Михеевич обладал редким даром системного видения сути процессов, происходящих в общественной жизни, сфере образования и педагогической науке, способностью находить наилучшие решения возникающих проблем, при любых обстоятельствах и конъюнктурных веяниях оставаться на принципиальных позициях, поклоняясь единственно надежному культу - приоритету искания истины.

Сама логика неустанного поиска истинного и практически эффективного знания и действия подвела к необходимости специального исследования, научному обоснованию накопленного опыта. В 1970 году в Красноярском педагогическом институте Иван Михеевич успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему "Пути реализации принципа оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроках (5-8 классы)" и был приглашён в ОГПИ на кафедру педагогики и психологии старшим преподавателем, затем доцентом. С этого времени началась качественно новая, научно-педагогическая деятельность по подготовке учителей инновационной направленности и педагогов-исследователей через соискательство учёной степени, а затем и через аспирантуру; И. М. Чередов был деканом факультета иностранных языков ОГПИ. Педагогическая деятельность Ивана Михеевича широко известна и почитаема не только в Омске и области, но и в других городах России и стран ближнего зарубежья. Им опубликовано около 300 научных, методических работ и произведений в жанре педагогической публицистики, в том числе более 20 пособий и монографий, получивших признание и высокую оценку крупных учёных-педагогов и психологов Ю. К. Бабанского, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной, Н. А. Менчинской и др. Всесоюзное и общероссийское признание и распространение получила концепция системы форм организации, обучения в школе, обоснованная в одноимённых монографиях, опубликованных в издательстве "Педагогика". Монография и учебная книга "Формы организации учебной работы в средней школе", изданные в 1987 и 1988 годах, оценены как работы оригинальные, содержащие научное своеобразие и новизну решения актуальной дидактической проблемы, что позволило восполнить в дидактике существенный пробел. В её истории это достижение уже отмечено и по достоинству оценено. Подтверждением этого факта являются ссылки на данные и другие работы автора в учебных пособиях и учебниках для педагогических вузов, в том числе изданных в последние 2-3 года. Заслуга Ивана Михеевича состоит ещё и в том, что при подготовке к изданию книг такого высокого ранга им проявлены незаурядная работоспособность, упорство и целеустремлённость, преданность прогрессивным педагогическим идеям и педагогам, воплощающим новаторские идеи в педагогическую действительность, в практику.

Иван Михеевич подготовил около 30 кандидатов педагогических наук. К началу 90-х годов под его руководством сложилась научная школа, разрабатывающая перспективное направление в дидактике. Она получила признание официальной экспертизы, проведённой в 1992 году Главным управлением развития и координации научных исследований Минобразования России.

Иван Михеевич выполнял большую общественную работу. Его руководство Омским областным отделением Педагогического общества России определило яркий период развития этой общественной организации учительства. Более 40 лет под его же руководством работали областная научно-практическая секция экспериментальной дидактики, многочисленные исследовательские лаборатории и творческие группы учителей в образовательных учреждениях Омска. Ежегодно проводились научно-педагогические конференции и по их материалам издавались сборники.

 
Группа руководителей школ на курсах факультета повышения квалификации.
В центре сидят преподаватели:
Проф. Аплетаев М.Н., проф. Нефёдова К.А., проф. Чередов И.М., доцент Ошевская Е.И.

Иван Михеевич был инициатором, непосредственным организатором, создателем факультета директоров школ (1980 г.) и кафедры научных основ управления школой (1983 г.), их первым деканом и заведующим, ведущим специалистом. В 1987 году ему присвоено учёное звание профессора.

Многолетний самоотверженный труд Ивана Михеевича отмечен многими правительственным наградами: четырьмя медалями и знаками "Отличник народного образования", "Отличник просвещения СССР". Одним из первых в стране он удостоен высокой профессиональной награды - медали Н. К. Крупской. С 1964 года он достойно носил звание "Заслуженный учитель Российской Федерации".

Научный педагогический и общественный потенциал личности Ивана Михеевича представлялся неиссякаемым, но, к сожалению, природой установлены определённые биологические пределы, и ничего с этим поделать нельзя. Кафедра, факультет, педагогический университет и профессиональное образование потеряли крупного учёного, педагога-гуманиста, настоящего человека.

Иван Михеевич обладал редким сочетанием профессиональных и человеческих качеств: ему были присущи широкая научная эрудиция, образованность, интеллигентность; неиссякаемая работоспособность, педагогический оптимизм; реалистичность и неординарность мышления, его масштабность; твердая воля и демократичность, одухотворённые человечностью; исследовательская одержимость; душевная щедрость и мудрость в решении профессиональных и жизненных, житейских проблем, в руководстве развитием своих многочисленных учеников, безуспешно пытавшихся в научных достижениях превзойти своего учителя. Своими советами и действиями Иван Михеевич оказывал благотворное влияние на судьбы очень многих благодарных ему людей. Одно только его присутствие придавало людям ощущение надёжности и уверенности в том, что в любой профессиональной или житейской ситуации все проблемы могут быть решены.

Большая и яркая жизнь до её последних дней посвящена образованию и воспитанию нескольких поколений учеников: 34 года общему и 32 года - профессиональному образованию.

Работники образования, его ученики с прискорбием прощаются с глубоко уважаемым и почитаемым коллегой, ученым, талантливым педагогом, общественным деятелем и мудрым интеллигентным человеком. Светлая память о нём будет храниться и жить в наших сердцах. Она будет жить в научных трудах покойного, в коллективах образовательных учреждений, особенно тех, основателем и руководителем которых Иван Михеевич был, и в сознании нескольких поколений его учеников. Гимназии № 69 города Омска по инициативе педагогического коллектива присвоено имя профессора Чередова Ивана Михеевича, что имеет  высокий социально-педагогический и нравственный смысл в нашем движении к гражданскому обществу, демократическому и гуманному устройству жизни в России.

М. И. Апаетаев
зав. кафедрой управления образованием ОмГПУ, профессор, доктор педагогических наук, член-корреспондент Международной академии педагогических наук.

И. В. Меха
декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки дополнительного образования.

 
В.А.Демидов

                                                                                                      
      
 

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: