+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Сырецкий Михаил Иванович

12.12.2014















 

 

ЖИЗНЬ ВО ИМЯ БУДУЩЕГО


На скромной, малой кому знакомой улице стоит памятник  из мрамора. Он воздвигнут в честь выпускников и учителей средней школы №37, погибших в жестокой схватке с врагом во время  Великой Отечественной Войны 1941-45 годах. Таких памятников бывшим учителям у школ не так много в стране. Сооружен он по инициативе выпускников этой школы в год 25-летия со дня Победы советского народа над германским фашизмом. Ребята сами проектировали достаточно солидный памятник, создавали фонд для сбора средств на его возведение, принимали непосредственное участие в его строительстве, благоустройства территории. На мраморных плитах стелы навечно выбиты имена 76-и выпускников школы, многие из которых добровольцами ушли на фронт после выпускного вечера в июне 1941 года и не вернулись, чтобы побродить по тихим этажам своей родной 37 Омской школы. До сих пор в музее школы бережно хранят имена тех ребят, собирают памятные материалы о подвиге героев.

Стало доброй традицией проводить у монумента мероприятия со школьниками, торжественные мероприятия, посвященные знаменательным датам в истории страны и коллектива школы. Вдохновителем, душой и организатором строительства памятника стал директор школы №37 Михаил Иванович Сырецкий, сам участник той страшной войны.

Когда я начал писать этот очерк, мне посчастливилось встретиться с выпускником 1953 г. шк. 37  Архангельского Владимира Григорьевича. В этот учебный год директором был назначен Михаил Иванович. Выпускник Володя вспоминает, пришел как-то в перемену в наш класс какой-то мужчина, невысокого роста, не было в нем ничего директорского. А мы великовозрастные играли в баскетбол: забрасывали тряпку на люстру под потолком. Шум, гам, прыжки по партам. Михаил Иванович молча сгреб за шиворот близ стоящего  Эдика, оступился и чуть не упал. И в дверь. Мы опешили, вздрогнули, а тут наш физик двухметрового роста заходит, мы к нему: Это кто у нас был? - Директор. Будет вам всем, а тебе сынок завуча будет от мамы голово по круче. Мы все слегка вздрогнули, поспешили прибрать тряпки в классе. А Владимир Сергеевич заставил нас все крышки парт протереть. А мы ждали вызова директора, но на этот раз обошлось. Позднее мы добрым словом вспоминали нашу, до сих пор родную школу. Почти весь класс поступил в престижные вузы, в том числе столичные.

Кандидат технических наук, инженер по высоким технологиям ЦКБ автоматики утверждал: 37-я это была школа высочайшей пробы. Но прежде М.И. Сырецкий стал директором известной омской школы, он прошел большой непростой жизненный отрезок пути.

Родился герой нашего очерка 2 сентября 1922 года в селе Соколово Зонального района Алтайского края. После окончания средней школы работал учителем математики в школах тевризского района Омской области в 1940 - 1942 годах. В 1942 году после окончания учебного года был призван в Красную армию восемнадцатилетним юношей. Михаил Иванович вспоминал в 1985 году: 
- Прежде чем идти на передовую я окончил школу подготовки руководящего состава, боевую школу - на полях Сталинградского фронта и осознал, что такое война. 

Сумел выжить в той "мясорубке", воевал до полного разгрома окруженной армии Паульса и пленили 300 тысяч германских солдат. - До сих пор слышатся мне людские крики, рев танковых моторов, вой пикирующих бомбардировщиков. Наяву вижу как горит и дымится земля, вагоны с солдатами разлетаются на части, повсюду кровь, стоны, смерть. - Михаил Иванович служил минометчиком, прошел до Орловско-Курской дуги, где получил тяжелое ранение под Белгородом. Лечился в тыловом госпитале города Пензы. За боевые подвиги в Великой отечественной войне М.И. Сырецкий награжден многими боевыми наградами. После излечения в марте 1944 года по болезни был демобилизован продолжая работать учителем математики в школе, откуда уходил на фронт.

В эти же годы Михаил Иванович продолжил обучение в Омском государственном пединституте на физико-математическом факультете. Вместе с ним училось немало фронтовиков. Они проявляли повышенный интерес к учебе, общественным делам. Да и одеты были по военному: в гимнастерках с орденскими планками, в галифе и хромовых сапогах, вызывая интерес симпатичных студенток.

Студентка Е. Белозерова вспоминает: - фронтовики задавали тон учебе. Я всегда восхищалась с какой серьезностью они осваивали науку педагогику, с какой неуемной жадностью работали в библиотеке. - В годовом отчете института 1947 года отмечалось, что студенты-фронтовики оплачивают коллектив.

В июне 1948 года Михаил Иванович окончил физмат Омского пединститута с присвоением квалификации преподавателя математики и физики, ему присвоено звание учителя средней школы.

После пединститута работал учителем математики в сельских школах, в 1948-52 годах преподавал в базовой школе ОмГПИ математику и работал зам. директора по учебно-воспитательной работе. Работая в школе, Сырецкий М. И. занялся научными исследованиями в области связи при преподавании естественно-математических предметов в школе.

Зав. Омским гороно А. И. Азаров ценил увлекающихся наукой педагогикой, имеющих определенные организаторские данные. Приказом гороно Михаил Иванович был назначен директором мужской средней школы № 37.

В школе создалась не совсем благополучная обстановка. Хулиганство парней-подростков в школе, драки, неповиновение учителям, даже саботаж уроков, учителей. Из-за слабого управления коллективом директор, вручая приказ Михаилу Ивановичу наказывал: "Берись фронтовик, за школу. Это для тебя будет передовая, как на войне. Как фронтовик фронтовику говорю. Будь настороже, иначе они тебя и коллектив размажут по стенке. Школа оказалась действительно сложной. С одной стороны не всегда управляемые парни, с другой - сильный мужской коллектив учителей. Они и стали главной опорой молодого директора школы. При поддержке опытных учителей-фронтовиков Михаил Иванович быстро адаптировался в руководстве своеобразной мужской школы.

Конечно, не обходилось без серьезных разборок среди парней старшеклассников с педагогами. Вместе с педагогами-мужчинами поддержал традиции школы устраивать футбольные, волейбольные баталии с командами учеников, завоевывая доверие парней-переростков.

В период хрущевских реформ, когда в школьных программах появились уроки труда и даже производственного обучения пришлось коллективу под руководством директора создавать необходимую учебно-материальную базу.

В цокольном этаже опытные мастера-производственники оборудовали мастерские по обработке металла и дерева. В построенной с помощью ….. зацвели цветы, появились кабинеты садоводства, домоводства. Общими усилиями построили автогараж и даже приобрели старенький грузовик, оборудовав его для учебной езды. Школа № 37 стала одной из базовых в г. Омске по организации трудового и производственного обучения.

Михаил Иванович на волне успехов в учебно-воспитательной работе по предложению руководства госпединститута занялся научными исследованиями математики в связи с введением в школе политехнического обучения.

И еще одно направление стало приоритетом в работе школы - открытие физико-математического класса. В эту пору для этого нужно было получить разрешение Министерства просвещения РСФСР.

В 1958 году за успехи в области образования М. И. Сырецкому присвоено звание "Заслуженный учитель школ РСФСР".

По итогам научной работы было написано и опубликовано 6 статей в педагогических журналах, подготовлена диссертация, которую он защитил в 1962 году.

В результате директор стал кандидатом педагогических наук и был приглашен на приватной основе в свой институт на должность старшего преподавателя на кафедру алгебры и геометрии.

Неуемный директор поддержал инициативу выпускников школы № 37 о сооружении памятника ученикам и преподавателям, погибшим на полях сражений ВОВ.

В 1968 году в торжественной обстановке был заложен первый камень в фундамент памятника, а в 1972 году он был открыт во время митинга с участием всех учеников школы, педагогов, родителей, общественности города.

На мраморных плитах навечно высечены имена павших на войне, на левой стороне высечен силуэт солдата, а на правой, обращенной к школе, начерчены слова: "Памяти  солдата поклонись, верности отчизне поклонись".

В 1965 году, продолжая работать директором, был назначен по конкурсу и. о. доцента на кафедре. Вел занятия по алгебре и геометрии, руководил практикой студентов в своей базовой школе.

Лекции молодого ученого-практика отличались глубиной, доступностью, оригинальностью и практической направленностью.

Студент матфака Рудоков вспоминает как на юбилейной встрече говорили о Михаиле Ивановиче:
- Кандидат выступающий гордился тем, что в свое время прикоснулся к таланту педагога-ученого. Коллеги вспоминали как в бытность его директором школы № 37 ее выпускники блистали знаниями, что в нынешней школе уже нет той неповторимой атмосферы доверия между учителем и учеником. А студенты вспоминали образные лекции с подброшенными в воздух шнурами, символизирующие второго порядка.

В 1972 году уже в зрелом возрасте  Михаилу Ивановичу пришлось оставить директорский пост. Слишком большая нагрузка в школе, где массу времени, кроме учебного процесса отнимали хозяйственные заботы, давали знать о себе фронтовые раны. Когда его избрали на должность доцента он перешел на постоянную работу в госпединститут, и с 1973 года возглавил …. института. С небольшими перерывами он работал деканом до 1989 года, продолжая преподавание математических дисциплин: читал лекции, вел практические занятия по геометрии, руководил педпрактикой студентов. Не прекращал он и научно-исследовательскую работу по теме "Формирование научных понятий на уроках математики в школах". Продолжал публиковать статьи в научных журналах, сборниках научных трудов института.

Студентка IV курса матфака Л. Старыгина так писала в газете "Молодость" в 1977 году.
Газета Омского государственного педагогического университета "Молодость". 1977 год 6 апреля.
Родным стал для нас, четверокурсников, декан факультета Михаил Иванович Сырецкий. Этот удивительный человек прошел суровую жизненную школу. Настоящий коммунист.  Воевал с 1942 года. Участвовал в боях за Сталинград, Орел, Курск, Белгород. Был тяжело ранен, лечился и жил верой в победу над фашизмом. После войны учился. Стал педагогом, долгое время работал директором школы, затем пришел в институт и стал нашим деканом. Хорошо зная школу, специфику работы учителя, стремится и из нас, студентов, сделать настоящих учителей.

Даже не знакомясь лично со студентом, декан знает о нем все. Ну, а если вам придется познакомиться с ним, то в короткой беседе вы узнаете, чего вы хотите, а чего вам не надо. Желания ваши совпадут, вы почувствуете, что декан стал вам вторым отцом. Во всем Михаил Иванович для нас пример. Быть таким же настойчивым, целеустремленным, настоящим педагогом, любящим свое дело, трудолюбивым, отзывчивым мечтает каждый наш студент.

В течение всех лет работы в университете М. И. Сырецкий занимался общественной работой. Неоднократно избирался депутатом районного, городского, областного Советов народных депутатов, членом РК КПСС. Занимал должность ректора народного университета педагогических знаний для учителей г. Омска, родителей. Много лет работал в президиуме областного отделения педобщества РСФСР. За боевое мужество во время Великой отечественной войны Михаил Иванович награжден 10-ю медалями. За успехи в педагогическом деле отмечен медалью "За трудовое отличие".

Вся жизнь М. И. Сырецкого была отдана служению Родине, детям, студентам - будущим учителям. Его неуемная энергия была направлена на благое дело педагогики. Память об этом замечательном педагоге, ученом останется в его учениках, в его работах, обогативших науку педагогику.

 
Демидов В.А.
 

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: