+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Анфингер Эдуард Михайлович

12.12.2014















 

 

ВЫБОР НА ЖИЗНЬ В ПЕДАГОГИКЕ


Как-то, проходя в зимний день около здания бывшей школы № 37, обратил внимание на обновленные надписи на мраморных плитах памятника, что был воздвигнут в сквере у центрального входа в школу.

День был солнечный и буквы в фамилиях и именах выпускников школы, погибших  на фронтах  Великой Отечественной Войны, выделялись контрастно на общем белом фоне. Взор привлекла фамилия Анфингера Михаила. С человеком с такой фамилией я был знаком давно, когда Э.М. Анфингер работал в ОмГПИ проректором по учебной работе.

Позвонив ему, договорились о встрече. Оказалось, что все довольно просто и в то же время не совсем привычно, и где-то даже подвижнически в педагогике.

Выяснилось, это был отец -  Михаил Григорьевич, который перед той, кровопролитной войной, работал в школе № 37 учителем физкультуры. После выпускного вечера в 1941 году, вместе с выпускниками ушел на фронт, оставив жену с детьми. Погиб в мясорубке войны в 1942 году в партизанском краю, но память о нем живет в семье, в сердцах тех, кто остался жив из учеников того года, в памяти других поколений выпускников школы № 37.

Рожденный в семье фронтовика в феврале 1939 года, Эдик рос без отцовского догляда в среде таких же сорванцов Казачьей Слободы, где нравы были нешуточные в эти военные, голодные, неспокойные годы.

Непросто было жить ребенку среди переростков, особенно из семей, эвакуированных из осажденного Ленинграда, но, благодаря вниманию родственников, подрос, пошел в 1-й класс школы № 72, влился в непростую школьную жизнь, где властвовали суровые, часто воровские законы среди подростков. 

Успешно закончил курс средней школы, потому что в ней работали замечательные учителя, понимающие голодных ребятишек, помогавшие им чем могли, обогревали своим вниманием, сердечной добротой. Здание плохо отапливалось, скудно освещалось, порой чернила замерзали в  непроливалках.

Эдик с 7-го класса увлекся химией. Увлекла его в этот мир веществ, законов их взаимодействия Зоя Владимировна Андреева - учительница химии от Бога. Она стала путеводной звездой в будущее молодого человека. До окончания школы он занимался в химическом кружке после уроков, посвящая этому делу все свободное от домашних забот время.

Когда получил аттестат о среднем образовании с портретом Сталина, встал вопрос: чем заниматься дальше: учиться дальше или работать?

На семейном Совете решили, надо идти в Пединститут, в память об отце-педагоге по его стопам. Не очень хотелось быть учителем в школе, уж очень беспокойная, нервная атмосфера царила порой в классе, где он учился. Бывало, что учительница со слезами на глазах покидала класс, когда подростки нагло себя вели на уроке. Посоветовался с мамой, с Зоей Владимировной. Решился. Иду в Пединститут на химический, хотя многие сверстники отговаривали, мол, там же одни девчонки учатся. Идем в политех или мединститут, ты же хорошо учился.

Но победила химия в педагогике. По его словам, он хорошо сдавал все вступительные экзамены. На последнем испытании по физике произошла чудовищная несправедливость. Эдуард имел неосторожность подсказать соседке что-то по вопросу, который она плохо знала. Преподаватель удалил его с экзамена, но разрешил зайти снова по окончании экзамена.

Зашел, взял другой билет, ответил, допустив неточность в решении задачи. Вместо четверки, ему поставили удовлетворительно, снизив на балл за нарушение порядка на экзамене. Не прошел по конкурсу. Пришлось год работать лаборантом в родной школе, а Зоя Владимировна предложила ему преподавать химию в одном классе. Так выпускник из Эдика стал для учителей и учеников Эдуардом Михайловичем. На следующий год без проблем поступил на первый курс естественно-географического факультета Омского Госпединститута. В эти годы на северной окраине Омска разворачивалось строительство Нефтекомбината, других предприятий нефтехимии.

Будущий студент прикинул, если не получится в педагогике, найду работу на химических предприятиях. Любопытный, достаточно подготовленный к работе в химлаборатории еще в школе, аккуратный до педантизма, паренек пришелся ко двору в педагогическом.

Под руководством преподавателей, Эдуард стал заниматься в химлаборатории прикладными вопросами, к примеру коррозией металлов. Кстати, тема для нефтяников в ХХ веке была актуальной. Как-то мы завели при встрече разговор с Эдуардом Михайловичем о студенческой жизни тех лет. Он заметил: 
- Пропадали в лаборатории сутками, когда выращивали кристаллы. Иногда и преподаватели, тоже были фанатиками, проводили с нами ночи напролет в ответственный момент. Такое отношение к науке в начале пути многого стоит. Среди учителей - наставников, научных руководителей студентов мы безгранично доверяли Парфенову Г.С. - заведующему кафедрой химии. Он сам был увлечен наукой и показывал нам пример служения ей на кафедре. 

В 1962 году впервые была введена практика защиты дипломных работ по специальности. Эдуард Михайлович -  студент 5 курса выступил с подготовленной  под руководством М.В. Федякина  работой : "Использование местных предприятий при изучении химии  в школах г. Омска".

И в том же году он закончил естественно-географический факультет. Перспективному специалисту предложили поработать ассистентом на кафедре химии и продолжить научно-исследовательскую деятельность. Без колебаний сдал экзамены, в открывшуюся в 1962 году по  решению Министерства высшего и среднего образования РСФСР на кафедре химии, аспирантуру. Научным руководителем  аспирантуры стал Парфенов Г.С. Под его руководством продолжились эксперименты по теме: "Влияние ингибиторов на кислотную коррозию железа, содержащего некоторые добавки". В мае 1966 года в Москве состоялся III международный конгресс по коррозии металлов. В число участников форума был приглашен Парфенов Г.С., в то время уже ректор ОмГПИ. Он добился, чтобы на конференцию пригласили его аспирантов в качестве гостей. В их числе, с  кафедры участвовали  Э.М. Анфингер, Г.П. Абросимова, А.К. Камышев  и другие. Участники конференции положительно оценили вклад ученых ОмГПИ в разработку актуальной темы по коррозии. Это был серьезный стимул для молодых специалистов и их руководителя.

В 1967 году Эдуард Михайлович женился и на следующий год родился долгожданный сынок Миша. Преподавательская работа, занятия наукой, завершение диссертации отнимали время от общения с семьей. Приходилось время рассчитывать до минут. Но поставленная цель была уже близка, и приходилось жертвовать временем, которые так нужны были любимым жене и сыну. В мае 1969 года скоропостижно скончался Г.С. Парфенов. Ушел из жизни накануне завершения главного научного труда - докторской диссертации. 

Ученики Григория Степановича продолжили дело учителя. В мае 1969 года в Иркутском университете Э.М. Анфингер защитил кандидатскую диссертацию "О влиянии производных 1,2-дигидрохинолина на растворение металлов семейства железа и подгруппы цинка в серной и соляной кислотах". В последующие годы многие ученые-педагоги кафедры стали кандидатами химических наук. Их работами заинтересовались производственники нефтехимических предприятий г. Омска и других территорий. Группа продвинутых ученых кафедры, в том числе Э.М. Анфингер,  А.К. Камышев, Б.И. Чернов, С.В. Зятнин занимались впервые в институте  хоздоговорными работами по заказам нефтезавода, ПО "Полет", МПО им. Баранова, принося в кассу вуза многие десятки тысяч рублей. 

При этом  в работах были получены результаты на уровне  авторских изобретений, в том числе и Эдуард Михайлович получил авторское свидетельство. Решением ВАК от 01.12.1972 года Э.М. Анфингер утвержден в ученом звании доцента по кафедре химии. Молодой педагог, ученый был замечен администрацией вуза, его идеи поддерживали коллеги по кафедре. В 1972 году он был назначен заведующим кафедрой химии естественно-географического факультета. С этого времени начался период административной работы, в ущерб преподавательской, научной работе. Приходилось отвлекаться на решение кадровых вопросов на кафедре, на работу в совете по защите диссертаций. Да и хозяйственными вопросами, оснащением лабораторий  приборами, оборудованием, обеспечением химикатами и многое другое нельзя оставить без внимания. Тем более, что оснащались   лаборатории в новом корпусе по наб. Тухачевского, проект которого  закладывал еще Григорий Степанович Парфенов.

Активность и настойчивость  Эдуарда Михайловича позволила вузу получить (второй в стране, после МГПИ) комплект  чешского оборудования лаборатории, что, конечно потребовало и уточнение проекта. Но к 1974 году кафедрасовственными силами при активной помощи студентов полностью переехала в новый главный корпус.
Совместно со своим бывшим руководителем дипломного проекта М.В. Федякиным Эдуард Михайлович подготовил программу для педвузов по учебной практике в химических лабораториях и мастерских. Программа была растиражирована в издательстве "Просвещение" для педуниверситетов страны в 1981 году. Вал общественных нагрузок рос, как ком снега с горы. Члена научно-методического совета по химии при Министерстве просвещения СССР, избрали председателем методкомиссии по химии при совете ректоров вузов г. Омска.

С 1979 года кафедра являлась инициатором и организатором проведения Омской областной конференции "Защита металлов от коррозии в химической и нефтехимической промышленности", которая стала традиционной каждые два года. Преподаватели кафедры активно участвовали в хоздоворных работах в интересах пищевой промышленности, продолжались научные исследования, эксперименты по методике преподавания химии и биохимии. В эти же годы под редакцией Э.М. Анфингера  было издано 2 сборника научных трудов "Исследования растворения металлов и минералов в электролитах".

5 лет пришлось проработать Эдуарду Михайловичу и деканом естественно-географического факультета института. Кафедры факультета активно работали с учителями сельских школ области и города Омска. Выездные  семинары, чтение лекций в институте усовершенствования учителей, участие в оказании помощи учителям, эксперименты в базовых школах были наукой жизни преподавателей факультета долгие годы. 

Как-то вспоминали мы с Эдуардом Михайловичем нашего коллегу по областному отделу народного образования Руденок М.А. Группа педагога факультета участвовала в изучении работы учителей естественно-географического цикла в школе Полтавского района. Мне пришлось побывать на уроке Михаила Александровича. Занятие получилось рядовое, стандартные приемы работы с детьми. Но учитель молодой энергичный, в школе замечательный создавался дендрарий и я на итоговом подведении работ нашей группы, постарался так оценить работу М.А. Руденка в РК КПСС, что его заметили и в результате получился достаточно профессиональный руководитель в партии, в органах образования и власти.

Работал даже заместителем губернатора Омской области. Так с легкой руки Эдуарда Михайловича во власть пришел замечательный человек - учитель. И подобных примеров немало. Когда слово педагога-ученого становилось стимулом для многих педагогов школ, вуза, студентов, аспирантов в их административной, научно-исследовательской работе. Причем он всегда достаточно объективно, педантично, не торопясь с выводами, спокойно, убедительно отстаивал свою точку зрения, лишенную конъюнктурных соображений. Я с Эдуардом Михайловичем познакомился ближе, когда он был в составе коллегии областного управления  образования, участвовал в аттестации работников управления, всегда тактичен, доброжелателен, но достаточно строг при обсуждении важных проблем образования в области, особенно в вопросах подготовки, при подготовке учительских кадров и роли в этом деле подготовительных учебных заведений.

Проблема педкадров всегда была животрепещущей, особенно в сельской глубинке, да и в г. Омске. Роль ОмГПИ особенно возросла, когда в стране по решению ЦК КПСС и Совмина СССР проводились реформы в образовании, порой не просчитанные в Кадровом и финансовом плане. Моя работа в облоно совпала с целым рядом преобразований в школьно-дошкольном и дополнительном образовании. Вводились новые предметы в школах ( информатика , НВП, МХК), обучение в школах 6-ти лет, 3-4 летнее обучение в начальных классах, когда дети после 3-го класса сразу переходили в 5-й класс. Введение новых учебников не успевало за перестройкой в школах. Повсеместно открывались учебно-производственные комбинаты для школьников. Райкомы партии всех уровней,  упорно выкручивая руки руководителям  предприятий,   заставляли оборудовать УПК. Но проблемы кадров для них с налету не решишь. В таких условиях приходилось напрягать руководство педвузов. У нас сложились в те годы добрые отношения в ОмГПИ с  его ректором В.М. Самосудовым. Открылись новые специальности  на технических кафедрах. Облоно передал для этого один из колледжей  системы профобразования, чтобы решить проблему кадров для начальных школ и детских садов открылся  факультет учителей начальных классов, воспитателей дошкольных учреждений. Стали готовить специалистов по мировой художественной культуре. Расширился круг подготовки специалистов на заочном и вечернем отделениях.

Выделялась среди прочих проблема подготовки педагогов для малокомплектных  сельских школ, да и всех других. Тогда же решили ввести целевой прием сельской молодежи на подготовительные курсы и факультет, где готовились наиболее востребованные педагоги. Эдуард Михайлович -проректор по учебной работе института, член коллегии областного комитета по образованию был убежден в необходимости таких направлений работы. Руководство института совместно с  учреждениями образования  каждый год организовывали летнюю сессию для сельских и городских ребят 9-10 классов, имеющих склонности к педагогике. На сборах читались лекции по выбранным предметам, проводились мастер-классы по работе с детьми в школах, организовывались тестирования, анкетирования ребят. Многие преподаватели вуза несколько лет возглавляли эту непростую профориентационную работу. До сих пор я поражаюсь необыкновенным фанатизмом преподавателей Ровкина В.И., Чупахина Г.Н. и др., целый месяц без  страха и упрека вели школу для 2-х сотен школьников, готовя их  к заветной цели: стать учителями. Кстати, дети в этом лагере еще и несколько часов работали на полях пригородных совхозов. Однажды шли мы  с Эдуард Михайлович  ночными улицами города после открытия зимней сессии школьников - будущих студентов пединститута, которые размещались в здании школы-интерната №6 на северных улицах. Очередной раз споткнувшись Эдуард Михайлович заявил: " Темно и холодно, но греет мысль о нужности этого дела. У ребят и педагогов глаза горят. Это им по душе. Будем продолжать, хотя Федюнин Н.И. - наш проректор по АХЧ,  ворчит, что мы надоели ему по хозяйственным проблемам".

 Институт в те годы выполнял педагогическую функцию на 100%. Большинство выпускников после окончания вуза  шли в школу, дефицит кадров был доведен до минимума, хотя строились новые школы, детские сады, внешкольные учреждения, в школах области тогда  обучалось 300 тысяч детей. Но пришли "черные" перестроечные дни 90-х годов.

Сворачивались государственные программы, банкротились предприятия, закрывались партийные комитеты  и Советы всех уровней. Началась разрушительная, грабительская приватизация. Инфляция разорила не только предприятия, но и весь народ. Люди, наконец, поняли, что это такое - инфляция. К тому же педагогам не платили месяцами зарплату, а на предприятиях рассчитывались с работниками водкой и даже гробами. Митинги, бойкоты, всевозможные акции, к примеру, голодовки, пикеты сотрясали страну. Наконец произошло самое страшное: развалилось государство под названием СССР. 15 республик разбежались по своим землям. Наступил коллапс в экономике. В этих условиях руководители института вынуждены были ускорить переход на многоуровневый путь подготовки кадров. Проректор по учебной работе оказался во главе этой нетрадиционной для советского вуза работы. Требовались новые учебные  планы и программы для перехода на многоуровневое обучение. Бакалавриат и магистратура по западному образцу в 1992-93 гг. вводились наряду с общим обучением студентов по прежним программам. 

Эдуард Михайлович активно участвовал в разработке ряда документов совместно со специалистами своего профиля, приходилось курировать и подготовку программ всех  других факультетов. Необыкновенно трудное время принуждало работать, как в молодости, сутками.

Но  он не оставил без внимания научно-исследовательскую работу. Под его руководством разработана программа лабораторного практикума "Введение в химию" в свете новой парадигмы образования. Проведено исследование по выявлению и реализации функций лабораторных и химических практикумов и эксперимента в профподготовке учителя химии. Эксперимент по этой теме проводился в Омском, Красноярском, Курганском, Томском педуниверситетах.

В 1995 году разработана и издана новая программа ГЭК по химии, адаптированная к условиям многоуровневой системы образования ( Анфингер Э.М., Шанько А.Н, Брянский Б.Я, Никифорова И.А., Зятнин С.В. и др.). Разработаны   пакеты других документов для введения многоуровневки на всех факультетах, где кроме стандартных открывались непрофильные специальности,  в соответствии с требованием времени.

Накопив опыт административной, аналитической работы, перешагнув пенсионный возраст, ушел в отставку с должности проректора. Но продолжает трудиться начальником управления по лицензированию и аккредитации учебно-образовательных программ и продолжает преподавать свой любимый предмет. Ученый, педагог, администратор Э.М. Анфингер пользовался и пользуется уважением своих коллег и студентов.

За заслуги в научно-педагогической работе и значительный вклад в дело подготовки педагогических кадров Э.М. Анфингер неоднократно награждался центральными и местными органами  власти, органами образования. Указом президента РФ в 2000 году ему присвоено почетное звание "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации".  

 
Демидов В.А.

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: