+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Ямпольский Владимир Самуилович

12.12.2014


















 


НАУЧНАЯ ШКОЛА УВЛЕЧЁННЫХ - ЕГО ДЕТИЩЕ.


"Нет ничего, что не преодолевалось бы  трудом"
Д. Бруно


В начале 90-х годов я познакомился с Владимиром Самуилович, работающим в то время проректором по научной работе Омского госпединститута. Мы с ним в составе делегации педагогов Омской области изучали опыт педагогической школы КНР. Удалось побывать в Пекинском госпединституте, где обучалось более 100 тысяч студентов. Полная автономность университета обеспечивалась многокилометровой стеной с десятком проходных по периметру, как на крупном предприятии. 

Его отличали удивительная увлеченность, заинтересованность в работе лабораторий, где нам удалось побывать. Он без переводчика вникал в суть экспериментов, которые демонстрировали нам профессора, особенно когда дело касалось тем, близких  его научным интересам. Быстрый, размашистый шаг, стрижка под "ежик". Владимир Самуилович был душой нашей делегации. Он нередко сокрушался, что в нашей мощной супердержаве, с огромным научным потенциалом не используются эти успехи науки для нужд человека, создания комфортных условий для проживания. Его "почему" звучало часто, почему мы не имеем экономных фотореле на кранах и светильниках в туалете общего пользования или объемных реле в подъездах, с помощью которых включается и выключается свет в подъездах. Он переживал, что мы по всему миру ездим с красной книжицей-паспортом вместо пластиковой карты, которая выполняет массу необходимых для человека функций в банке, метро, в магазине, в госучреждении.

Мы ныне привыкли к этим китайским чудесам, но все эти бытовые, привычные теперь устройства, пришли к нам из-за границы.

Кстати, Владимир Самуилович за свою недолгую жизнь получил немало авторских свидетельств, но как-то не востребованы у нас в стране подобные изобретения, если они не космического масштаба.

А все начиналось, как жизнь всех его сверстников перед войной. Родился Володя 6 июля 1938 года в г. Копейске Челябинской области в семье школьных учителей. Отец Самуил Ефимович преподавал литературу в местной школе, мама Мария Васильевна тоже была предана детям всю жизнь.

Когда началась Великая Отечественная Война, отец был призван в Красную армию и погиб политрук роты в конце той кровопролитной войны. Мама с сыновьями переехала в город Ишим, поближе к своим родственникам. В 1946 году Володя пошел в 1-й класс 164 средней школы г. Ишима. Уже в школе проявились его организаторские способности, азарт в любом деле, желание познать непознанное. Он увлекся радиоспортом, ночи напролет с друзьями проводил, посылая позывные со списанной и восстановленной им радиостанции, устанавливал связи со сверстниками-любителями. Активный комсомолец был избран в старших классах секретарем комсомольской организации школы и представлял Ишимскую комсомолию в ОК комсомола Тюменской области. Закончив школу, Володя без проблем поступил на физмат местного педагогического института.

Среди студентов его сразу заметили, как человека одержимого жаждой деятельности, тягой к научным изысканиям. Уже на первом курсе ему поручили руководить секцией коротковолновиков, включился в студенческую научно-исследовательскую работу, работая лаборантом в лаборатории радиотехники. Володя с однокурсниками под руководством зав. кафедрой стали разрабатывать методики исследования электропроводности почв по заданию СО АН СССР. Затем в 1959-61 годах под руководством научного руководителя, уже В.С. Ямпольского были организованы две экспедиции по изучению электропроводности почв. Два полевых сезона колесила институтская машина по территориям  Западной Сибири, Казахстана и других республик, делая замеры, испытывала разработанную методику и знакомя местных специалистов с результатами исследований. 

Результаты работы были одобрены и Владимира Самуиловича наградили грамотой. Это был первый успех молодого ученого. А когда в журнал "Геомагнетизм и аэрономия" была напечатана его статья "О дисперсии электрических свойств почвы", ребята-подвижники окрыленные, решили углубить исследования, расширить круг проблем для дальнейшей работы.

Институт успешно закончен и толкового выпускника руководители кафедры порекомендовали принять в штат кафедры физики на должность ассистента. Продолжение его научной карьеры связано с созданием в Ишимском пединституте радиолокационного комплекса для исследования нижних слоев ионосферы Земли. Это были годы активного исследования космического пространства. Первый искусственный спутник оповестил мир с орбиты Земли о возможности освоения околоземного пространства человеком. Кстати, эти сигналы были услышаны и радиолюбителями института. 

Первый советский космонавт Ю.А. Гагарин, облетевший Землю на космическом корабле "Восток", заставил ликовать весь мир и разрабатывать дорогостоящие космические программы. Так что радиолокационная станция в г. Ишиме вполне вписывалась в одну из этих программ и начала успешное исследование атмосферы по заданию соответствующих служб. В эти годы Владимир Самуилович женился. Его молодая жена  Эмма училась в том же институте, они вместе ездили на обязательные в те годы уборочные, занимались комсомольской работой. Просто были запрограммированы на совместную жизнь. В 1962 году у них появился сынок и тоже Володя - их радость и новые семейные заботы. Несколько омрачило семейную жизнь призыв молодого педагога в армию в начале 1963 года. Но как оказалось позднее, этот ход судьбы привел Владимира Самуиловича в Омский пединститут после года воинской службы в Омском танково-техническом училище.

Новая страница жизни В.С. Ямпольского началась после демобилизации в 1964 году, когда он был принят по конкурсу ассистентом на кафедру физики Омского пединститута. К этому времени выросла популярность факультета, да и кафедра физики укрепилась и расширилась. Разделение общего физико-математического факультета на два самостоятельных оказалось весьма своевременным. Факультет успешно развернул, кроме учебной, и научно-исследовательскую работу. В.С. Ямпольский, работая на факультете в качестве сначала ассистента, позднее - старшего преподавателя, доцента, зав. физическими кафедрами, а в конце карьеры - проректором по научной работе, открыл новую страницу в истории физического факультета. Для визуального наблюдения за искусственными спутниками Земли в институте была организована специальная станция. Она работала до 1973 года, в её работе приняли участие 200 студентов. Лишь с 1974 года они были заменены сетью автоматических приборов слежения за ИСЗ. Молодому специалисту оказывали помощь преподаватели кафедры и особенно её заведующий А.Б. Штрапенин.. Владимир Самуилович преподавательскую работу совмещал с наукой. Не отпускала его эта  страсть к познанию нового. Полученные результаты исследований он обобщал в статьях, которые периодически печатались в институтских сборниках, в научных журналах по аэрономии. В стране возрос спрос на научные исследования. Кафедры заключали хозрасчетные договора с предприятиями, научными центрами по  проблемам радиофизики. 

Под руководством Л.Б. Штрапенина, Величко, В.С. Ямпольского, Корришева В.И., занимались наукой и десятки студентов. В 1970 году Л.Б. Штрапенин и В.С. Ямпольский выступили на заседании совета АН СССР с докладом о распространении радиоволн в ионосфере. Получили одобрение и тема была включена для продолжения на 1971-75 годы.

Разрабатывались методики измерений, передающая и приемная аппаратура. Тогда же В.С. Ямпольский завершил работу над диссертацией и выступил в Новосибирске с докладом на Всесоюзном симпозиуме по дрейфам в ионосфере.

Кроме В.С. Ямпольского в 1972 году защитили диссертации на степень кандидата физико-математических наук Б.В. Величко, В.И. Корешов.

Надо отдать должное. Владимир Самуилович привнес немало свежих идей, которые стали предметом исследований на кафедре физического факультета. многие педагоги-ученые углублялись в изучение предложенных направлений исследований, защитили  кандидатские диссертации. 

В 1983 году в издательстве "Наука" была издана монография В.С. Ямпольского: "Распространение средних радиоволн в ионосфере". Омский пединститут стал неким центром, где проводились семинары, конференции по вопросам связи на волнах различных диапазонов. Интерес к исследованиям проявляли не только ученые-прикладники, теоретики, но и целый ряд предприятий радиотехнического комплекса г. Омска, такие, как завод им. Козицкого, ОНИИП, НПО "Микрокриогентехника" и.др.
Все это свидетельство научного авторитета Владимира Ямпольского. К сожалению, в начале 90-х годов недостаточное внимание к науке, в частности её финансирования, разрушающаяся система научных связей в пределах ближнего зарубежья и стран бывшего соцлагеря привели к тому, что  эти научно-исследовательские направления пришли в упадок и исследовательская лаборатория прекратила существование. Работа Владимира Самуиловича - это работа не только ученого, но и прекрасного, высокоэрудированного преподавателя физики, радиотехники, электроники и автоматики, и конечно электронно-вычислительной техники.

Его занятия всегда были насыщены информацией, увлекательны и интересны для любой аудитории: студентов, школьников, учителей или учёных. Кроме теоретических положений, выводов лекции, доклады, как правило, сопровождались оригинальными демонстрациями, наглядными пособиями, лабораторными стендами, созданными по его идеям руками студентов, которые получили 15 авторских свидетельств. Они много раз демонстрировались на ВДНХ, всесоюзных конференциях, получили дипломы и золотые медали.

За годы руководства кафедрой общетехнических дисциплин Владимиром Самуиловичем совместно с сотрудниками кафедры велась большая научно-методическая работа. Разработка новых учебных планов для физических факультетов пединститутов, цикла программ и учебно-методических материалов по техническим дисциплинам, системы подготовки студентов физических факультетов к работе по организации и руководству детским техническим творчеством в областях радиоэлектроники и ЭВТ, создание системы подготовки студентов педвузов к работе по внедрению ЭВТ (техники, а не информатики) в педагогическую практику стали приоритетными в работе физического факультета.. Разработанные учебно-методические материалы и технические средства до сих пор используются в учебном процессе практически во всех педагогических Вузах России и странах ближнего зарубежья.

Владимир Самуилович занимался подготовкой научных и научно-методических кадров страны, руководил республиканским координационным центром по радиотехнической и общетехнической подготовке студентов педвузов. В рамках этого центра координировались все научно-методические разработки по техническим дисциплинам, включая диссертационные исследования.

15 мая 1998 года в Омском государственном педуниверситете были организованы педчтения, посвященные памяти В.С. Ямпольского "Актуальные проблемы высшей школы". В них приняли участие педагоги-учёные многих университетов Сибири, Урала, центральных областей и Казахстана, друзья, товарищи, коллеги по науке - последователей идей ученого.

Владимир Самуилович человек неугомонный. Проректор по научной работе университета и в новых условиях нашел приложение своей кипучей энергии. Став в 1990г. инициатором разработки концепции и модели перехода на многоуровневую систему высшего педагогического образования, он явился активным разработчиком этой идеи. Убежденность в многоуровневом образовании у него была удивительной. Он работал над первыми стандартами бакалавриата, настаивал на применении новых технологий в преподавании в высшей школе, считал, что высшее педагогическое образование в России уникально, что оно является ведущим в системе профессионального высшего образования.

Его работоспособность, творческая активность поражала. Уже будучи серьезно больным, он продолжал проведение заседаний рабочей группы, проектировочные семинары в разных городах России, совещания ректоров и проректоров педвузов. Активно отстаивал свои идеи в Министерстве образования РФ и все это на высоком научном уровне, высочайшей самоотдачи, вере и убежденности, которой заражал всех, кто его окружал.

Он был широко известен в педвузах России и стран ближнего зарубежья. До сих пор, когда речь заходит об Омском педагогическом университете говорят: "а, это тот, где работал Ямпольский". Это лучший памятник замечательному ученому, педагогу Земли Сибирской.

 
Демидов В.А.
.

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: