+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Нефёдова Капиталина Алексеевна

867 0

Нефёдова Капиталина Алексеевна

       Автор книги – Капиталина Алексеевна Нефёдова  – прошла нелёгкий путь от школьного учителя до профессора, известного в России своими трудами по управлению учреждениями образования, подготовке и повышению квалификации учителей и руководителей школ. 
      В её серьёзном исследовательском багаже более 100 публикаций научного и учебно-методического характера. Её знают и любят все педагоги Омской   области. Её ценят коллеги. Без неё трудно представить Омский областной институт повышения квалификации работников образования. Она человек светлого ума и блистательной логики, натура творческая и увлечённая, способная на нестандартные педагогические решения. Её энергии и жизненной силе можно по-доброму позавидовать. 

12.12.2014









 

 

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ЖИЗНЕННЫХ ДОРОГ
СУДЬБЫ НЕ ИЗБЕЖАТЬ

 
Когда я решился написать серию очерков о людях, чья жизнь была посвящена работе в Омском пединституте (ныне университете), то обратился за помощью и советом в музей вуза. На стендах музея хранительница заведения показала и коротко рассказала о судьбах многих преподавателей, верно служащих необыкновенной науке педагогике всю жизнь без сомнения. Я отметил любознательный факт в биографиях педагогов: большинство из них прошло тяжелые испытания в жизни, прежде чем заняли подобающее место в образовании. Это, как правило, голодное, неустроенное детство, тяготы фронтовой жизни, бесчеловечные репрессии по отношению к родителям и героям этой книги. В таких условиях в человеке видимо возникает потребность противостоять роковым обстоятельствам, выжить порой в нечеловеческих условиях, когда и камень рушится. Эти люди сумели выстоять, сохранить благородство души, уменье радоваться за своих коллег, за их благородный труд и достижения.

По окончании встречи Людмила Кирилловна предложила мне познакомиться с книгой знакомого мне человека К.Л. Нефедовой "Годы жизни: преодоление". Я на одном дыхании перечитал этот труд педагога с 60-летним учительским, педагогическим стажем.

Этот человек прошел все круги ада в детстве, но не сломался, выжил, преуспел в жизни, в науке и заслужил своим трудом и преданностью самые добрые слова благодарности за работу в системе образования Омской области. 

Капиталина Алексеевна пишет в своей автобиографической повести, "Что, как хорошо, что в профессиональном плане у меня нет возраста". И она по прежнему полна сил, творческих планов, непоколебимой веры в жизнь, в человеческую мудрость и сострадание. Это я вам скажу непросто, когда тебе уже за восемьдесят. Поэтому я никак не мог не написать, пусть не профессионально, но с настроением и где-то даже чувствуя потребность воссоздать в кратком очерке образ ученого, педагога-практика с 65-летним стажем работы, руководителем многих учреждений образования.

Родилась героиня нашего повествования в трудные 30-е годы прошедшего в д. Костино Муромцевского района Омской области в семье зажиточного крестьянина с передовыми взглядами на ведение земледельческих работ Попова Алексея Ефремовича, Евдокии Васильевны - мамы - Тали (так звали Капиталину Алексеевну в детстве) умерла при родах последней дочери. Отец один растил шестерых дочерей, надо отдать должное мужеству человека, который один воспитал достойных людей своего времени.

Когда началась повальная коллективизация Алексей Ефимович без промедления сдал в колхоз и скот и технику, чтобы сохранить семью лояльно относился к новой власти. Но нашлись недоброжелатели и отца выселили в Васюганские болота, где он и погиб. В последние дни перед высылкой сумел определить детей по родственникам в соседние деревни. И пришлось Тале жить у лёли (крестной матери) в с. Артын. Лишенной материнской ласки и отцовской опеки. Трудно, тяжело, тоскливо без родителей, но она хорошо закончила семь классов. В школе была активистской, пионеркой, председателем Совета отряда. Уже тогда проявились способности быть вожаком среди своих сверстников, уменье, пусть неосознанно завоевывать авторитет у ребятни. В 1941 году, в году окончания 7 класса объявили страшную весть, началась война с Германией. Вой стоял над деревней, когда мужики уходили в неизвестность, нередко в вечность. Но жизнь продолжалась, все силы взрослые и дети отдавали, чтобы помочь победить врага, который стоял к концу года под Москвой.

На фронте оказались родственники и братья Тали. Несмотря на все сложности бытия Леля отправила Капиталину учиться в 8-й класс Большереченской школы. Оторванность от дома, где она жила как родная дочь, голод, неустроенность быта заставили Капу бросить учебу. И началась долгая, долгая школьная жизнь, но уже в качестве учителя начальных классов.

В 1944 году Капиталине Алексеевне предложили поработать учительнице во 2-м классе родной Артынской школы. Летом прошла небольшую курсовую подготовку, помогали активно коллеги по школе и учитель состоялся. Работая в школе, заочно училась в Омском педучилище №1 и в 1946 году его с отличием закончила.

Осенью того же года сдала вступительные экзамены и стала студенткой Омского учительского института педагогического факультета, что по улице Интернациональной 2. Вот тут надо привести один любопытный факт из биографии учительницы. Дело в том, Капу, чтобы спасти от неволи в ссылке с отцом записали под другой фамилией, а когда пришло время оформлять паспорт гражданки СССР встал вопрос, какую фамилию взять. Как жить Капиталине Алексеевне? И снова мудрая тётя Нюся (лёля) подсказала: "Получай паспорт на фамилию отца, она ничем не  запятнана". И вот я уже Попова. Эту фамилию носила до своего замужества".

Началась студенческая жизнь без поддержки из дома, где семья лёли без погибшего на фронте отца, с трудом сводила концы с концами. Выстояла, училась с остервенением, хотелось до всего дойти самой, хотя недоедание, неустроенность с жильем, изматывали до предела возможностей человека. Понимало понимание, что так трудно жилось всем после войны, что надо потерпеть, надо помогать стране восстанавливаться после разрушительной, кровавой войны. 

На курсе училось много фронтовиков, которые своим прилежанием, дисциплиной, невероятным старанием в учебе создавали на факультете культ науки, не давали расслабляться, были стержнем в институтской жизни. В эти годы после излечения в госпитале на филологический факультет поступил Иван Ильич Нефедов. Он был фронтовик, прошел войну "от и до" в звании мл. лейтенанта медицинской службы. Войну закончил в 1946 году в Северном Китае, где получил ранение. И вот этот человек становится мужем, братом, отцом и другом, ведь он был на 7 лет старше невесты. После окончания института молодые получили распределение в Оконешниковский район, где жили родители Ивана Ильича. В язовской семилетней школе Капиталина Алексеевна вела историю, русский язык, а Ивана Ильича назначили директором.

Здесь, в Язово, родился первенец - сынок Виктор. При этом не обошлось без сложностей, когда на лошади с трудом преодолели метель муж с товарищем, чтобы привести роженице нужное лекарство.

Оконешниковскому району супруги Нефедовы отдали немало сил и знаний в течение 11 лет, но и приобрели приличный опыт в педагогической практике. Это были годы интенсивного развития села, невиданной самоотдачи, послевоенного энтузиазма людей. Развивалась социальная и культурная сфера, система образования. Открывались новые школы, детские сады, вводилось всеобщее восьмиклассное образование. Ивана Ильича назначили заведующим Оконешниковским отделом образования, а Капиталина Алексеевна стала работать в средней школе.

В октябре 1951 года родился второй сын Борис. Учителя школы много времени уделяли просветительной работе, даже ставили спектакли, при чем с участием актеров Омского театра музкомедии. Как-то спектакль давали в сельском клубе, где холод стоял нешуточный. Многие простудились. Капиталине Алексеевне поставили диагноз Энцефалит, температура до 40 градусов. Вызвали врачей из Омска, прилетели на самолете, вылечили и снова в бой директором восьмилетней школы в Оконешниково, но по состоянию здоровья пришлось перейти на преподавателя истории.

Опыт работы историка школы оценили методисты областного института усовершенствования учителей. Методика ведения урока, с использованием всех возможностей велось сквозное повторение, доклады учащихся, итоговые уроки, оценки знаний, умений и навыков по разделу, теме, главе, многособытийному периоду истории государства. Капиталине Алексеевне  предложили в ИУУ выступить на курсах. Получилось, слушатели проявили интерес к опыту учителя из сельской школы. Вскоре К.А. была представлена к знаку "Отличник народного просвещения"

Оконешниковская школа стала стартом в большую педагогику, в науку, в систему управления образованием Омской области. В 1959 году семья Нефедовых переезжает в Омск, где Иван Ильич назначается директором школы №71, а Капиталина Алексеевна работает завучем в средней школе №58.

Всё как будто в семье устроилось, получили работу, жилье, дети учатся в школе отца, но жизнь сделала новый поворот. Эти годы хрущевской "оттепели", годы многочисленных реформ, бум в строительстве, в освоении космоса, преобразования в системе образования. Одно из направлений: постараться освободить семью от обузы воспитывать детей и переложить эти заботы на плечи государства. Появилось много детей, требующих дополнительного внимания, социализации, а не просто обучения, особенно в многодетных семьях, безнадзорных при живых родителях. В таких школах ребята находились на полном гособеспечении, а их, этих средств не хватало.

В такую школу-интернат №8, что в микрорайоне Московка, назначили И.А. сначала завучем, а затем директором. Не хватало учителей, воспитателей, технических работников. Все они должны были иметь уникальные личные качества: выдержку, терпение, доброту, самоотдачу.

Не хватало одежды, обуви, книг, наконец финансов. Пришлось браться за книги А.С. Макаренко, Сухой, изучать опыт работы детских домов, изворачиваться, проводить порой сутки в школе, чтобы привезти неуправляемый, собранный из разных школ ребячий, да и педагогический коллектив. Сложилась команда единомышленников, создалась система самоуправления, свое натуральное хозяйство: сад, огород, свиноферма, свой загородный лагерь. Заработала система досуга, ребята стали подтянутые, дисциплинированные, даже участвовали в колонне на дне пионерии 19 мая 1963 года. 

Здесь К.А. приняли в члены КПСС по состоянию здоровья пришлось через 2 года перейти преподавателем из детского дома в школу №110, где учились её сыновья Виктор и Борис.

Пришлось поработать К.А. и в областном отделе образования в качестве инспектора школ, но вершиной научной, административной педагогической карьеры стало назначение директором института усовершенствования учителей. Назначение на должность оказалось неожиданным, но отвечающим в те годы жестким канонам. Во-первых, директором ставили женщину, хотя, как правило, руководить ИУУ давалось право мужчинам из обкома партии или облисполкома. 

После беседы с А.И. Азаровым, заведующим Облоно он представил К.А. коллективу института, который тогда располагался в бывшем купеческом здании с пристройкой по улице Сенной, 22. Это был 1966 год. Эти годы пришлись на ряд реформ в образовании в соответствии с поставленными ЦК КПСС и правительства "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы" и "О завершении перехода по всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы".

В Омской области проблем в образовании было не мало, начиная с профессионального уровня учителей. Лишь 30-40% из них имели высшее профессиональное образование, специалистов по трудовому обучению учащихся со специальным образованием никто не готовил и работали в школе люди от станка.

Поэтому в ИУУ пришлось проводить систематически переподготовку этих специалистов, да по многим другим направлениям преподавания школьных дисциплин. Почти 10 тысяч педагогов обучались в институте в летний период.

Реформы школы, которые требовали новые постановления, требовали массовые и целенаправленные апробации. Пришлось заниматься опытно-эксперементальной и научно-исследовательской работой, т.к. в школах вводились новые программы, учебники, пособия, велась апробация новых систем обучения.

К работе в ИУУ пришлось привлекать специалистов-ученых вузов Омска, ИУУ Москвы, Ленинграда, других территорий. Накапливался опыт работы педколлективов школ. Для обобщения организовывались конференции, педчтения.

В эти годы в ИУУ стали вести издательскую работу. Одними из первых книг, изданных институтом, стали работы М.Н. Аплетаева - директора сельской школы и И.М. Чередова - директора с.ш. №60 г. Омска. Впоследствии они стали докторами наук, профессорами Омского госпединститута.

Методисты института изучали опыт школьных педагогов, выезжали в школы, помогали в осмыслении формирующейся новой практики преподавания. Капиталина Алексеевна - педагог с аналитическим умом, занималась изучением школьных проблем, поиском путей их решения, материалами об опыте лучших школ области вошли, осмысленные и высказанные вошли в основу содержания диссертации и книги "Руководство восьмилетней сельской школы", которая вышла в издательстве "Просвещение" в 1978 году.

С помощью научного консультанта Т.И. Шамовой подготовила диссертацию и защитила ее в 1974 году в Москве. Причем заседание совета вел сам Президент академии наук М.И. Маиданов. Так из сельской учительницы вырос ученый-педагог, кандидат пед. наук. В пединституте она консультировала десятки учителей, занимающихся научными изысканиями и …… их в диссертационных работах.

Но жизнь - штука изменчивая, в ней то взлеты, то падения на землю. Пришло признание Капиталины Алексеевны в высоких научно-педагогических кругах, но в области не складывались отношения с партийными чинами в Обкоме КПСС. Кроме того хотелось жить поближе к родным, которые обосновались в Европейской части России, чтобы почаще навещать друг друга, помогать друг другу. Посоветовались с Иваном Ильичем, покинули родные сибирские просторы.

Радушно принял семью Нефедовых г. Горький, где со временем решилась проблема работы на ФПП пединститута, а Иван Ильич пошел работать в школу-интернат №1. Жили плодотворной творческой жизнью и почти ……. Но скучали по детям и внукам, они не хотели переезжать в другой город, да и Иван Ильич собирался на пенсию и жить около своих родственников.

Через 6 лет возвращаются наши герои в родные пенаты на ФПК Омского госпединститута. Адаптация прошла незаметно. Здесь и стены помогали, да друзья-товарищи. Историческим факультетом руководил друг и соратник И.М. Чередов. Работа была разноплановой, но знакомой по опыту работы в Горьком. Коллектив подобрался сильный, сплоченный. Иван Михеевич умело направлял усилия преподавателей на социальную работу по подготовке и переподготовке руководителей кадров области в образовании.

Кстати, тогда на ФПК учились руководители школ и Тюменской области, особенно много их было из северной нефтегазовой провинции. В 1983 году К.А.Нефёдова министерством просвещения СССР награждена "Знаком отличника просвещения СССР". 

Силами сотрудников ФПК обобщали отдел педколлектива особенно сельских районов, - занимались повышением квалификации претендентов, … многие из них пришли из школ с идеями. Защищали кандидатские диссертации, Работали с нетерпением, желанием раскрыть все ценное в практике школ и научить других.

К сожалению, в начале 90-х годов начались трудности в деятельности ФПК из-за недостатка финансирования образования. Распадается факультет и К.А. переезжает на работу в родной институт повышения квалификации работников образования, заведующей кафедрой дошкольного воспитания. Пришлось осваивать новые направления в работе. На кафедре работали преподаватели, не имеющие соответствующей научной квалификации. Но со временем и эту проблему К.А.Нефёдова решила, привлекая специалистов из вузов, принуждала заниматься самосовершенствованием работников кафедры. 

В 1994 году ей предложили перейти на должность проректора по научно-методической работе. На это время научная деятельность в ИПКРО находилась в расшатанном состоянии. Да и время наступило трудное, когда задерживалась зарплата, не было денег на оплату комуслуг и даже телефона и канцтоваров. Совместными усилиями кафедра разработала программу повышения качественного состава кафедры, научно-методической работы на долгосрочную перспективу, её основные направления. Даже создали группу в коллективе 20 человек - будущих диссертантов, с которыми стал заниматься профессор М.Н. Аплетаев.

Наладилась издательская деятельность института, планировалась работа ученого совета института. Стали традицией научно-практические конференции, семинары по наиболее актуальным проблемам школы в период перестройки системы образования, привлекая успешных, продвинутых педагогов, директоров школ, ученых Москвы и других городов.

Обозначились вследствие ОЧ, директора, научно-практические системы в городе Омске, в сельских районах, на кафедрах защищались преподаватели и директора школ.

В 2003 году институту впервые напечатали Альманах №1, который открылся статьей К.А.Нефёдовой.

Кажется, на работе жизнь вошла в привычный бурный ритм. Но нет спокойствия дома. У мужа развиваются заболевания, и в 2004 году Иван Ильич умер от инфаркта.

На работе К.А. всячески поддерживали, она неутомимо пишет книгу "Сельская школа на пути развития", трудится на кафедре управления и экономики. Коллектив института, вся педобщественность Омской области поздравляли Капиталину Алексеевну с 80-летием со дня рождения. К.А. уходит на заслуженный отдых, но продолжает трудиться как она пишет в своей книге-исповеди: "Все также мучают идеи, не угас интерес к жизни, и делам семьи, института, страны." Дай Бог Вам, Капиталина Алексеевна, еще долго приносить радость и поддержку людям.

Пусть будут благословенны Ваши дела и помыслы.

 
В.А.Демидов
 

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: