+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Аплетаев Михаил Николаевич

12.12.2014













 


 СКРОМНОСТЬ И МУДРОСТЬ - ЭТО О НЁМ

"Цель науки - 
благоденствие человечества,
преумножение всего, 
что полезно людям"

Г. Лейбниц

"Представьте себе, какая была бы тишина, если б люди говорили лишь то, что знают" утверждал К. Чапек. В этой сентенции есть вполне разумный ответ тем, кто довольствуется тем, что имеет, что знает, чему радуется нередко  всю отведенную ему жизнь.

Но если не обсуждать непонятное, таинственное, просто незнакомое все так и осталось бы неизменным и не было того шага вперед не только в науке, но и в жизни вообще. Но как здорово, что человеку свойственно стремиться узнавать, что там за "горизонтом". В стремлении к знанию о незнании любопытные люди исколесили земной шар, спускались, рискуя жизнью, в морские глубины, пытаются приоткрыть космические дали и мало изведанный микромир вещества.

Многовековой опыт изучения человека, его психики, поведенческих аспектов, интеллектуальных способностей показывают, что по-прежнему человек - это "белое пятно",субъект для тщательного изучения. Не менее важным остаются проблемы  воспитание человека нравственного, порядочного, чтобы он был властителем своих чувств, своих дум и поступков.

 Этом мир ребёнка, подростка, юноши, до сих пор мало изведанный, изучает, находит закономерности их развития и становления свою жизнь доктор педагогических наук, профессор Омского педагогического университета Аплетаев Михаил Николаевич. Более 60 лет своей жизни он посвятил служению педагогике, прошел путь от учителя сельской школы до профессора университета. При этом ни разу не пожалел о прошедших годах на благо своих учеников.

Родился будущий исследователь человеческих детских душ в забытой богом и судьбой деревеньке Ку….. Тюкалинского района, что на севере Омской области. 22 марта 1933 года в крестьянской семье. Перед войной он поступил в первый класс начальной школы. Продолжил получение среднего  образования в Солдатской школе, после оканчания которой поступил в Уральский университет на историко-философский факультет.

Уже в университете он увлекся научными исследованиями, результаты которых отражались в курсовых и дипломных работах. 

После окончания вуза в 1951 году без раздумий вернулся в свою родную школу. Уже в качестве учителя русского языка и литературы. В классическом университете учебные планы не предусматривали глубокое изучение педагогики и метод преподавания.

Михаилу Николаевичу пришлось параллельно с преподаванием заниматься самообразованием в области частных методик преподавания, воспитания школьников. Помогали молодому учителю внимание и помощь школьных педагогов. Он скрупулезно вникал в работу своих коллег по школьному ремеслу.

Настольными книгами стали труды известных педагогов, просветителей - Ж.Ж. Руссо, Песталоцци…, Я. Корчака, Я Каменского, Макаренко, Л. Толстого, педагогические журналы тех лет.

В эти годы Михаил Николаевич женился на Зое Михайловне - учительнице, а в 1955 году у них родилась дочь Тамара.

Учитель нарабатывал опыт преподавания практики воспитания классного коллектива, опираясь на общественные пионерскую и комсомольскую организации, пытался найти оптимальные методы формирования нравственных начал у школьников.

Результаты радовали, за годы работы выпустил из школы несколько групп выпускников, отличающихся высокими моральными устоями, готовыми к жизни и труду на благо родины. В 1958 году теперь уже отличного учителя назначили заместителем директора по учебно-воспитательной работе школы. Михаил Николаевич нашел верный путь к сердцам и умам школьников и стал анализировать опыт своих коллег по школе. Работа в школе стала стартом в области научных интересов по теории и практике воспитания нравственности учащихся школы, которой он посвятил всю жизнь, работая в разных учреждениях образования.

Его опыт, занятия наукой привлекли внимание руководителей образования района. Его назначили директором школы. В 1965 году за успехи в образовании и воспитании учащихся, творческую направленность управленческой и педагогической отмечен знаком " отличник народного просвещения". 

В течение 26 лет Михаил Николаевич работал в сельских школах, заведовал Калачинским районным отделом народного образования. Не бросил занятия научными изысканиями в области человеческих отношений. Его статьи печатались в местных газетах и педагогических журналах. за эти годы наработал большой практический опыт школьной практики. 

Орден Трудового Красного Знамени - заслуженная награда за достигнутые результаты в развитии образования, которой он был удостоен в 1976 году. Научные исследования, результативная практика работы в школе, в административно-педагогической практике были оценены руководством пединститута и лично ректором Самосудовым В.Н.

 В 1977 Аплетаева М.Н. пригласили работать в пединститут в качестве старшего преподавателя кафедры педагогики, позднее доцентом и профессором. Здесь появилось больше времени для занятий наукой. Помогали коллеги по кафедре, научный руководитель в подготовке диссертации. И в 1979 году защитил кандидатскую диссертацию в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР на тему: " Формирование нравственных понятий, как условие осознания поведения старшими подростками  (по материалам учебной работы)". С 1983 года, когда открылся новый факультет повышения квалификации организаторов образования: директоров, зам.директоров школ, зав.отделами образования, Михаил Николаевич преподавал, а затем возглавил его и работал в этой должности до 1994 года.

В этот период подготовил материал для докторской диссертации и защитил ее в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР в 1989 году.

Тема была актуальна по тому времени, когда наступил в стране коллапс. Разваливалась страна, хаос в сознании людей, особенно подростковом. "Теоретические и методические основы нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения" - это результат многолетних научных исследований в конкретных условиях воспитания школьников, разработке методов влияния на поведенческие настроения ребят в различных жизненных ситуациях.

Михаил Николаевич человек очень ответственный, порядочный, скурпулезно относится к работе, творчески интерпретирует учебную идею, добиваясь высоких результатов в обучении студентов и слушателей ФПК. 

С 1990 года почти уже заведует кафедрой управления образования факультета, а с 2008 года профессор этой же кафедры. При большой учебно-педагогической занятости М.Н. Аплетаев продолжает заниматься научно-методическими исследованиями, учебно-методическими разработками. Результаты этой работы изложены в 130 авторских статьях, книгах, монографиях и напечатаны в популярно-педагогических изданиях. Михаил Николаевич известный в ученом мире. Он является членом-корреспондентом Международной академии наук педобразования (МАНПО). С 1995 по 2001 год он являлся председателем диссертационного совета Омского госпедуниверситета. Под его научным руководством выполняют диссертационные исследования аспиранты и соискатели ученых степеней. Защищено около 20 кандидатских и докторских диссертаций по проблемам педагогики. 

Его педагогические идеи наработки получили развитие в работах его последователей - ученых нового поколения. Михаил Николаевич постоянный участник общественной жизни университета системы образования Омской области. Не смотря на преклонный возраст, он активный пропогандист и популяризатор достижений передовой педагогической науки и новаторского опыта в сфере образования. Кавалер ордена "Трудового Красного Знамени", медали "Ветеран труда", награжденный нагрудным знаком ОмГПУ "За доблестный труд", продолжает продуктивно сотрудничать с педагогами школ, с педколлективами инновационных образовательных учреждений.

 
В.А.Демидов 

 

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: