+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Добросмыслов Валерий Сергеевич

12.12.2014















 


Добросмыслов Валерий Сергеевич
 

СКВОЗЬ ТЕРНИ В ШКОЛУ

Об одном из них пойдёт речь в этом очерке. Мне кажется, что В.С. Добросмыслов, прошедший все круги ада во Второй мировой, отдавший всю свою жизнь служению детям 37-й омской школы, прожил интересную, насыщенную событиями жизнь. Я подумал, что его биография будет интересна нынешнему поколению, и решил перелистать страницы жизни замечательного педагога и человека, оставившего заметный след в истории школы и всего образования города Омска. 

Родился Валерий Сергеевич в 1921 году в учительской семье. Отец его, Сергей Дмитриевич, педагог по образованию, преподавал в школах города Омска, в пединституте, заведовал там же кафедрой, а в 1934 году был назначен директором средней школы № 37. В 1939 году Валера окончил среднюю школу, где работал отец, и поступил в Омский политехнический институт. Всё как будто складывалось в жизни хорошо. Но грянул 41 год, и все планы пришлось перекраивать. В самом начале войны ушёл добровольцем на фронт. После окончания курсов военных шофёров направлен на фронт водителем грузовика в автоколонну для переброски боеприпасов. В один из рейсов на колонну обрушились смертоносным грузом немецкие бомбардировщики. Валерий Сергеевич был контужен и потерял сознание. Когда пришёл в себя,  увидел развороченные машины, разбросанные трупы товарищей и немцев, которые добивали раненых. С трудом встал и по команде фашиста пошёл в строй уцелевших советских бойцов. И начались мытарства по различным лагерям, где содержались военнопленные. Испытал все ужасы плена в концлагере смерти, известного всему миру Бухенвальда. В нём содержались за железными воротами с издевательской надписью "Каждому свое" военнопленные всех национальностей, а также немцы-антифашисты. Через этот лагерь - место страданий и смерти - за восемь лет  прошли четверть миллиона человек. /С 1937 по 1945 годы в нём были расстреляны и сожжены 56 тысяч человек, и лишь 21 тысяче узников удалось дожить до светлого победного часа. Среди них оказался и Валерий Сергеевич. Выжил, потому что был молод, полон сил, не продал Родину, не согнулся перед фашистами, хотя условия содержания военнопленных в лагере были чудовищные. Людей заставляли выполнять до изнеможения  работы в каменоломнях. Когда человек падал без сил, его расстреливали на месте и отправляли тело в крематорий, который дымил круглые сутки. Как могло случиться, что талантливый немецкий народ, породивший целую плеяду известных всему миру поэтов и писателей, учёных и политиков,  отличающийся необыкновенной дисциплиной и пунктуальностью, терпел Гитлера и всю его необразованную, но наглую свору? В плену узники увидели, что имеют дело не с людьми, а с какими-то осатаневшими от крови выродками. С такой же невероятной пунктуальностью, тщательностью они калечили, казнили людей, напоминая хорошо отлаженные машины-роботы.

Несмотря на холод, голод, жестокость и бдительность охраны, в концлагере стали возникать группы сопротивления. В одной из них выполнял простые задания Валера, молодой ещё человек. Вместе с немецкими антифашистами они издавали листовки, даже изготавливали самодельное оружие, готовясь к восстанию. Советская Армия сражалась на территории Германии, когда в апреле 1945 года подпольный комитет подал сигнал к восстанию. Отряды пленных штурмовали посты охраны, и после недолгого боя всё было кончено. Теперь уже узники взяли в плен 200 эсэсовцев, которые сдались без сопротивления. Ворота концлагеря сорваны, и 21 тысяча "живых трупов" вырвалась из ада. Надо сказать, что буквально за два дня до восстания группу советских военнопленных фашисты вывезли из лагеря, но на следующую ночь многие из них бежали, в том числе и Валерий Сергеевич. А затем начались непростые плутания по незнакомой стране, где каждый дом, каждый куст таил в себе опасность. Но ребятам повезло. Как-то под вечер, затаившись в рощице, услышали русскую речь и вышли к своим. Встреча была радостной и в то же время грустной, ведь они шли из плена. Что с ними будет, ведь столько лет находились в плену у врага, поверят ли в их невиновность, чем дело закончится? Эта неопределённость пугала больше всего, особенно старших товарищей по побегу. Но всё обошлось. После долгих и изнурительных проверок в службах безопасности разных уровней на родине Валерий Сергеевич появился у родного очага. Долго не раздумывая, поступил в пединститут, решив идти по стопам отца - педагога. Закончил вуз, получив диплом со званием "учитель физики средней школы", герой нашего очерка в 1950 году был направлен в родную школу № 37 . Не всё вначале получалось в работе. Школа с 1943 года получила статус мужской. С парнями-переростками послевоенной поры сладить было непросто. Не было нужных приборов, пособий, не хватало учебников, пришлось воевать с нарушениями дисциплины на уроках, бандитскими поступками  недорослей с Казачьей слободы, которые нередко осаждали школу. Но выбор был сделан, молодой учитель осваивал опыт своих старших коллег.
Валера - так между собой звали Валерия Сергеевича старшие школьники, был неутомим не только в классе, но и на школьной спортплощадке, где после уроков начинались футбольные или волейбольные баталии до пота. Это общение делало педагога своим в ребячьей среде, поднимало интерес к нему как к человеку и учителю. Немало призов получил Валерий Сергеевич за успехи в спорте на районных, городских и районных соревнованиях по лёгкой атлетике и стал непререкаемым авторитетом среди мальчишек школы. Вспоминает Володя Г. - выпускник 37 школы 50-х годов: "У нас в школе была традиция  -играть в волейбол во время большой перемены на школьной площадке. Против команды учеников часто играли учителя и нередко нас побеждали. Особенно нам доставалось от ударов высокого физика Валеры. Мы даже просили не бить по мячу со всей силы. Играли так долго, что на уроки нас порой загоняла завуч и стыдила всех, в том числе и учителей. А вечером игры продолжались до темноты под одобрительные крики заядлых болельщиков с ближайших улиц".

Прошли годы, и Валерий Сергеевич был признан коллегами ведущим физиком в Куйбышевском районе и городе Омске. В 1968 году его избрали делегатом на Всесоюзный съезд учителей в составе делегации Омской области.
Я с ним познакомился в том же году, когда он возглавлял методобъединение физиков района, где работал в соседней школе. Человек он был немногословный, с лукавинкой в глазах, и всегда мгновенно вникал в суть возникающих у учителей проблем. Но без вдохновения обсуждал новые методы преподавания физики; как учёные мужи, считал, что важнее в совершенстве знать предмет, чтобы педагог был интересен ученику. Он должен покорять воспитанников широтой знаний, эрудицией, спокойной уверенностью в знаниях учащихся. В те годы стали проводить олимпиады по предметам для учеников старших классов. Как сейчас помню одну олимпиаду по физике. ребята разошлись по кабинетам , решают непростые, повышенной трудности задачи. Учителя тоже пытаются с ходу выполнить задания, но не у всех и не всё получается. Одна из учительниц просит Валерия Сергеевича помочь. А он в ответ: "Не суетись, Верочка, я тоже не знаю, как решать эту задачу. Давай подождём, когда ребята сдадут работы, посмотрим ход решения и увидим ответы на ваши вопросы. А сейчас садись рядышком да расскажи что-нибудь интересное". И действительно, ответ не заставил себя ждать. Первый из учеников сдал работу со словами: "Я выполнил все ваши задания в общем виде, а цифры считайте сами", - и удалился с гордым видом. "Вот такие у нас попадаются наглецы, но в чём-то он прав, - с удовлетворением отметил педагог,  - из него будет толк, если не потеряет вкус к науке. Вот сейчас мы узнаем, как решить эту вашу трудную задачу". 

Школа № 37 до сих пор дорога своим выпускникам, в ней учатся уже двенадцатое поколение омских ребятишек. Выпускники прошлых лет посещают школу, встречаются с нынешними школярами, приносят свои творения-достижения и благодарят педагогов за их бескорыстный, беспокойный труд. На днях встретился в старом здании, что по ул. Почтовой, 38, где сто с лишним лет размещалась 37-я школа, с выпускником далёких 60-х годов. Разговорились. Он доктор физико-математических наук, работает в НИИ приборостроения. Закончил Московский физтех. Помнит всех учителей школы, но с особой теплотой вспоминает Николу и Валеру - любимых школьных педагогов. Я попросил рассказать какой-нибудь эпизод, связанный с историей школы. Вот его монолог: "Я поступил в физтех сразу после окончания этой школы . Помню, как отвечал на вступительных экзаменах по физике (тогда не было ЕГЭ), что-то по законам Ньютона. Преподаватель доволен ответом и решением задачи и спрашивает меня, где я учился. Я ему, мол, в Омске. А в какой школе и кто учитель? Догладываю, что учился в 37-й школе, а учил нас Добросмыслов В.С. Он одобрительно кивнул, поставил "отлично" и обратился к аудитории: "Есть ли кто ещё из 37-й омской школы?" Поднял руку один парень. Он и ему без ответа поставил "5". И, попрощавшись, просил передать Добросмыслову спасибо за наши знания. Вот так я стал студентом, закончил вуз, аспирантуру, защитил диссертацию, занимаюсь наукой много лет. Жизнь у меня удалась".

Я поблагодарил доктора наук и подумал: наверное, ценность школы измеряется не только знаниями и достижениями выпускников, но и тем, что она была доброй, отзывчивой, памятливой что ли, если через десятки лет люди приходят сюда как к себе домой, чтобы побродить по тихим этажам, вспомнить, как под звуки нестареющего вальса покидали школу, чтобы прийти в неё вновь и вновь и привести сюда своих детей и внуков учиться добру и радости. Это нужно, чтобы не прерывалась живая нить истории 37-й омской школы, где творили такие замечательные мастера педагогики, как Валерий Сергеевич Добросмыслов, который отдал этой школе всю свою жизнь.

 
В.А.Демидов

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: