+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Тихомиров Николай Иванович

12.12.2014















 

Тихомиров Николай Иванович

 

ЛЕГЕНДАРНЫЙ НИКОЛА

В Доме учителя актовый зал полон. На сцене, сменяя друг друга, выступают коллективы художественной самодеятельности школ города Омска в рамках творческого фестиваля учительских талантов. Ведущий приглашает на сцену сводный хор педагогов и учеников средней школы № 37. Из-за кулис вышел и встал перед хором немолодой уже человек, небольшого роста, плотный, даже кряжистый, с пышной шевелюрой, вся грудь в орденах и медалях. С заднего ряда женщина прошептала: "Во! Сейчас Никола покажет, как надо петь! Он у нас талант". Я обернулся на эту реплику. Женщина смутилась: "А мы все его так зовём, даже старшеклассники, он не обижается. Так что вы не удивляйтесь. Это мы из большого уважения к Николаю Ивановичу. Он, можно сказать, легенда нашей школы".

Баритон певца заглушил звуки баяна, когда он, как дьякон молитву, пропел первые строчки: "Люди мира, на минуту встаньте, слушайте, слушайте, гремит со всех сторон...". Его голос влился в многоголосье хора, и заключительный аккорд звучал под аплодисменты зала, который встал, приветствуя самодеятельных артистов. После часового концерта я договорился с Николаем Ивановичем о встрече в школе.

Пришёл в назначенный час во время перемены. В коридоре школы привычный шум, гам. Ребята младших классов носятся по коридору, как угорелые, не чувствуя под собой ног. На скамейке у кабинета математики сидит Никола, а вокруг роится группа пятиклассников. Он что-то рассказывает, видимо, смешное, при этом малыши задорно хохочут, подпрыгивая от радости, а самые смелые забрались к нему на колени, шустрый мальчишка расположился даже на плечах учителя. Продолжая разговаривать, Николай Иванович снял очки, промокнул платком слёзы, выступившие от умиления , откинул со лба волосы, сказал детям: "Хватит играть, бегите в туалет, с урока никого не отпущу. Дайте отдохнуть". Все нехотя разошлись, и вскоре прозвонил звонок, приглашая всех на урок. Николай Иванович с напряжением встал, встряхнулся, поправил вечно сползающие очки и открыл дверь в кабинет. Я его остановил своей просьбой о беседе.
- Ты видишь - некогда, урок, давай после урока поговорим. 

Но и после уроков встреча не состоялась. Пока мы беседовали с директором школы о служебных делах, занятия закончились, и учитель срочно уехал на репетицию хора ветеранов в клуб "Красная гвардия".

Прошли годы. В год 45-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне мне удалось многое узнать из биографии Николая Ивановича на встрече ветеранов со школьниками 37-й школы. На торжественной линейке у памятника выпускникам школы, погибшим на Второй мировой войне, ребята рассказали, где учитель геройски воевал, как здорово учит уже 40 лет математике - царице наук.

Воин, легендарный учитель Николай Иванович родился в 1919 году в Омске, окончил перед войной 37-ю школу и пока ничего героического не совершил. Июнь 41-го года разделил жизнь на до и после войны, а на этом водоразделе почти четыре года бушевала война, война кровавая, мучительная, казалось, бесконечная, безутешная. Николаю Ивановичу пришлось хлебнуть горя в том кромешном аду вместе с боевыми товарищами по Волховскому фронту в составе 59-й армии под Ленинградом. 

Слёзы набегали на глаза, когда в день Победы немолодые уже мужчины поднимали бокалы,  произносили тост и пели с тоской и гордостью за погибших в той войне:
"Выпьем за тех, кто командовал ротами,
Кто замерзал на снегу,
Кто в Ленинград пробирался болотами,
Горло ломая врагу".

И замерзал наш молодой герой, и тонул в болотах, спасаясь от фашистского плена, и убивал, убивал фашистскую нечисть, как мог, зверея от смертей, от голода, от безысходности, от жгучих ран. Но выстоял, хотя дорого это ему стоило, выжил всем смертям назло. Полных три года испытывал судьбу солдат, но остался жить. Один из немногих выпускников 37-й омской школы. Видимо, звёзды распорядились так, или помогла солдатская смекалка, природный ум, расчётливость. Воевал достойно, недаром за воинскую доблесть награждён орденами "Красной звезды", Отечественной войны II степени". Но самой дорогой наградой он считал медаль "За оборону Ленинграда" и знак "Ветеран 59-й армии и Волховского фронта". Именно в ротах этой армии прошли суровые фронтовые 1942-44 годы.

Закончился ад, казалось, несовместимый с жизнью, остался жив, вернулся в родной город, в отчий дом и снова в бой - в своей родной школе за мальчишек-безотцовщину, но уже учителем математики. В те годы школа имела статус мужской, учились в ней ребята-переростки, нередко из семей эвакуированных с запада, в том числе из Ленинграда. Учителям непросто было обуздать стихию из Казачьей слободы, из  образовавшихся посёлков вокруг эвакуированных заводов в Омск. Приходилось проявлять характер, порой силу, благо Николаю Ивановичу - спортсмену, прошедшему круги ада на фронте, всего этого было не занимать. Многие из выпускников тех лет вспоминают жёсткие приемы обращения учителя с воспитанниками. Как-то в разговоре я спросил у учителя, к тому времени опытного наставника: "Как вам удавалось держать в рамках приличия эту неуправляемую толпу парней с пробившимися усами?" Он без дипломатических ужимок показал кулак с присказкой: "Во" и при этом скупо улыбнулся, мол, что тут скажешь, что было, то было. Педагог неординарный, достаточно строгий  на уроках, он был демократичен в общении с ребятами после занятий. Но иногда мог позволить себе отойти от поурочного плана и объявлял о предстоящем сеансе одновременной игры в шахматы на следующем уроке, просил всех принести шахматные партии, напоминая, что "шахматы - гимнастика ума". Выигравшему приз - пятёрка по математике за урок. Были победители и пятёрки за победу над учителем. Но... На следующий день получившие пятёрку за шахматный успех к следующему уроку, как правило, не готовились, а он именно их и спрашивал, и ребята получали неминуемый "неуд". Такая вот наука, чтоб не расслаблялись.

Николай Иванович сам знал математику в совершенстве и был убеждён в справедливости утверждения древних, что математика - царица наук, а главное, всеми способами внушал это своим недорослям и добивался от учеников уважения к предмету, объективно оценивая знания. Ребята ценили это строгое и уважительное отношение к ним. Не принято было ловчить на его уроках, ослушаться, всё равно учитель не даст послабления, даже незначительного. Ученики старались освоить курс математики без купюр, и это получалось, если ребёнок имел хотя бы небольшие склонности к точным наукам. И это учитывал педагог, он понимал, что если не дано природой способностей, их трудно развить индивидуально, когда в классе сидит сорок отроков. Но способные школьники, особенно в старших классах, оценивались строго, помогали слабым, участвовали во всевозможных олимпиадах, конкурсах по точным наукам и возвращались в школу с победой. Почти 40 лет трудился Николай Иванович в родной тридцать седьмой школе, у него в трудовой книжке осталась одна запись от 1944 года: "Принят учителем математики средней школы № 37".

Сотни выпускников, в которых вложен труд легендарного Николы, закончили престижные столичные и местные технические вузы, становились докторами и кандидатами наук, сотрудниками научно-исследовательских институтов, инженерами, профессорами кафедр, педагогами. В год столетия средней школы № 37 в газете "Омская правда" выпускник 1954 года Э.М. Цивин, военный моряк, так писал о своём учителе: "Большинство из нашего выпуска поступили в технические вузы, и это естественно. Ведь математику преподавал Н.И. Тихомиров - блестящий педагог, учивший нас мыслить, творить. После школы мне легко было сдавать экзамены в вуз, постигать высшую математику, теорию вероятности". 

Это лучшая оценка педагога.
Талантливый человек талантлив во всём. До последних дней он пел в сводном хоре ветеранов в ДК "Красная гвардия", занимался возрастными видами спорта и везде был одним из лучших.

За успехи в обучении и воспитании молодого поколения Николай Иванович Тихомиров был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Ему присвоено звание "Отличник народного образования России". Выпускники школы в знак благодарности установили на здании школы № 37 памятную доску Н. И. Тихомирову. 

Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!

 
В.А.Демидов

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: