+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Кичигина Лидия Яковлевна

12.12.2014















 


Кичигина Лидия Яковлевна

 

ЗЕМНОЙ ВЗГЛЯД ВО ВСЕЛЕННУЮ

"Удивить,- значит, победить"!
                А.В.Суворов

Трудно переоценить роль общественных детских организаций, в которых ребята получают первые навыки работы в коллективе. В них закладываются моральные и этические устои будущего гражданина, воспитывается смелость суждений, формируется физическое совершенство, любознательность - качества, необходимые для управления ребячьим сообществом. Об этих проблемах как-то у нас зашла речь в беседе с А. Е. Шрамом - председателем Обкома профсоюза работников образования и науки. Он свою жизнь в педагогике начал с пионервожатого в с.ш. № 55 г. Омска и утверждал, что это были незабываемые годы вхождения в практическую педагогику. Сегодняшняя идеология системы образования напроч отрицает существование пионерских организаций, как детских объединений формирующих будущее страны, не предлагая других форм воспитания коллективизма, что характерно для менталитета российского народа. Попытка реанимировать скаутское движение, другие формы общественного воспитания детей ни к чему положительному не привели. Скорее всего, потому что нет объединяющей идеи, приемлемой формы деятельности как в пионерской организации им. В.И. Ленина. Кстати, она была создана на идеях скаутского движения детей в Европе и Америке. Её законы базировались на общеизвестных божьих заповедях. Но идеология перестройки 90-х годов в России сломала всё и бросила образование на произвол судьбы. Нет государственной идеи, сплачивающей народы, кроме фетиша обогащения человека за счёт других, отдаваясь этому всеми фибрами своей души. Вот и тянет каждый рваное одеяло России на себя…

Но есть на этом фоне разрухи в головах и взрослых, и детей педагоги, которым неприемлемы такие уродливые формы поведения. Они верны своим ученикам, педагогике, какие бы порой несовершенные новшества не вводили в школу государственные мужи от министерств. Трудно представить школу, которая может обойтись   без такого Учителя от Бога.

Впрочем, педагогика - это не просто вид деятельности человека, это искусство, сравниваемое с театральным, где главный герой - Учитель, а ученики (Боже, какие только образы они не создают) не менее значимые, развивающиеся персонажи пьесы о школьной жизни. Великого Ренуара как-то спросили: "Мэтр, что важнее в искусстве - как или что? Он ответил: "Важнее кто".

И этот "кто" - Учитель всех времен и народов. Прогресс электроники, кибернетики, всякие айфоны и планшетники и даже Интернет никогда не смогут заменить человека. Вторгаясь в святые святых - матушку природу, человек осознаёт, что есть работа неподвластная ей.. Это нельзя измерить, проверить, даже порой понять. Это можно почувствовать. Только человек с этим нечто может зажечь в детях "искру божью".

О таком человеке, который своим жизненным опытом, опираясь на установку, полученную в семье, где доброе слово рождало добрые дела, пойдет речь в очерке. Нельзя сказать, чтобы Лидию Яковлевну Кичигину- именно она герой нашего рассказа, судьба особо баловала. Лида родилась в июне в предвоенном 1940 году в г. Омске. Школьное детство её пришлось на тяжелые послевоенные годы, когда голод, неустроенный быт, отсутствие нормальной одежды, учебных тетрадей, даже элементарных чернил, делали жизнь для любой семьи подвигом. Тем более, когда в семье семеро детей, которых растила одна мать. Отец - Кичигин Яков Дмитриевич - рядовой Великой Отечественной войны погиб под Сталинградом. Лида хорошо училась, была примерной во всем, заводилой в школьных делах. Азы воспитательной практики начала постигать еще в 8-м классе с.ш. №50, когда ее избрали вожатой отряда пионеров. Уже тогда умело организовывала младших школьников на интересные и добрые дела. Окончив 23 железнодорожную школу в 1958 году, по путевке РК ВЛКСМ теперь уже Лидию Яковлевну направили старшей пионервожатой в школу №50. Одновременно она поступила в Омский госпединститут на заочное отделение географического факультета. С приходом в школу  новой вожатой жизнь пионерской дружины с.ш. № 50 стала насыщенной делами. Заявила о себе школа горнистов и барабанщиков, объединение туристов, танцоров, появились пионеры-инструкторы. Её активность поддержали педагоги, родители школы. Дружине школы №50 присвоили звание им. Д.М. Карбышева. О её добрых делах узнали во всех районах г. Омска и многие приезжали за опытом. ЦК ВЛКСМ наградил Лидию Яковлевну знаком "Лучший вожатый", а Кировский  РК ВЛКСМ  её заведующей отделом школьной молодежи и пионеров.

Но без школы, без ребят она не могла долго жить и работать. По приказу №180 5 от 25.08.62 г. зав Кировским РОНО Л.Я.Кичигина назначена старшей пионервожатой и учителем географии школы №55. Здесь её встретили доброжелательные, мудрые педагоги, мастера своего учительского дела: директор Исай Иосифович Шмутлович, учителя Я.А. Шескун, М.П. Каширцев, З.М. Петренко и другие. Педагоги охотно делились опытом, по-отечески помогали в становлении молодой учительнице и вожатой, поддерживали её в многочисленных начинаниях. А.Е. Шрам в те годы работал тоже в школе №55 и с почтением вспоминал , как Лидия Яковлевна вовлекла всю пионерскую дружину в конкурс З- и хорошо. На сборе дружины  под девизом: "Хорошо учиться, хорошо трудиться и хорошо отдыхать" принимали участие пионервожатые всех школ района.

На семинаре все педагоги с восторгом восприняли идею вожатой, заинтересованно принимают участие в обсуждении задуманного, оценили умение Лидии Яковлевны организовывать работу ребят-пионеров и не только.
В те годы в школу на практику приехал выпускник Ишимского пединститута - будущий физик школы №55 Кичигин Владимир Иванович. Он оказался человеком деятельным, участвовал в занятиях актива школы по воскресеньям, в рейдах с комсомольцами наводил порядок в местах массового гуляния молодежи. Там и познакомились два любящих сердца и на всю оставшуюся жизнь. Сыграли свадьбу, а в 1963 году родился сын Андрюша. Каждый день в школе у Лидии Яковлевны был заполнен до отказа. Чувствовалось стремление педагога все сделать сегодня лучше, чем  было вчера. Энтузиазм бил через край, формировался почерк молодого педагога. Её "трудный класс" становился лучшим в школе, дети оказывались настоящими помощниками во всех делах школы. Опираться на ребят, поддерживать их инициативу, - этот принцип не подвел старшую вожатую, помог создать авторитет молодому учителю.

Накануне юбилея Победы в школе №55 открылся музей истории Великой Отечественной войны силами творческой группы из ребят старшеклассников. Лидеры группы побывали в г. Людино Калужской области, где познакомились с материалами о людиновских "Орлятах", которые во время войны оказывали в тылу сопротивление фашистам. На основе этих подвигов молодых "орлят" ребята, с помощью литераторов написали и поставили спектакль под тем же названием, который был показан по Омскому телевидению в 1965 году.

В Калуге быть и не посетить музей К.Э. Циолковского в годы начала космической эры было нельзя. Побывали, встретились с внуком ученого В.А Костиным. и приехали в Омск с идеей создать в школе музей космонавтики.

Директор и учителя поддержали идею, и музей  много лет существует и известен далеко за пределами Омска и называется "Музей космической славы". Это сейчас кажется все просто: действует музей, космосом живут все в школе. Но сколько за всем этим энтузиазма Лидии Яковлевны, её энергии и сил.

Вместе с учениками и своим мужем она совершила 52 поездки по местам космической славы от подмосковного Нахабина до Байконура. Многие ребята, музейные энтузиасты занимаются космическими проблемами, помогают школе в пополнении музея новыми экспонатами. В музее школы даже есть спускаемый аппарат космического корабля, который помог получить ветеран ПО "Полёт" из музея объединения. Содействовал этому приобретению выпускник школы №55, бывший вожатый школы, друг семьи Кичигиных А.Е. Шрам. И вот уже более 45 лет в школе №55 работает музей космической славы, который возглавляет Народный учитель СССР Кичигина Л.Я. В музее 17 разделов, экспонаты которых раскрывают историю от развития авиации до космических кораблей и станций сегодняшнего дня. Продолжается поисковая работа. Музей превратился в важный фактор формирования навыков научно-исследовательской работы, творческого мышления, поиски научной информации. Школьный музей расширяет и углубляет знания учащихся в разных областях науки и техники.

Гордость музея - его актив, занимающийся исследованиями. Более 100 рефератов, статей, публикаций, курсовых работ написано по исследованиям в области авиации и космонавтики. Ребята, постоянные участники на аэрокосмических и географических конференциях всех уровней, от школьных, городских до Всероссийских. Многие из них стали лауреатами и дипломантами. 

Лидия Яковлевна за активную пропагандистскую и педагогическую деятельность в этом направлении награждена памятными медалями Ю.А. Гагарина, К.Э. Циолковского, памятными знаками космодрома Байконур и Звездного городка.

С благодарностью вспоминает Лидия Яковлевна директора школы №55, Исая Яковлевича, доверившего начинающей учительнице географии новую в те годы должность организатора внеклассной работы в 1966 году, которую  она занимала до 1996 года. Вообще, школа - её жизнь, а талант человеческого общения от Бога.

Чем определяется мастерство труда организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми Л. Я. Кичигиной? Прежде всего, системой деятельности. Направления ее: воспитание активной жизненной позиции в каждом ученике, у учителей, родителей; деловое сотрудничество ученического и педагогического коллектива с базовыми предприятиями, с трудовыми коллективами, где трудятся родители учащихся; четкое взаимодействие с классными руководителями; организация разносторонней деятельности с детьми по месту жительства. 

Непрерывность образования, повышение научно-теоретической подготовки, опора на достижения педагогики и психологии - вот над чем серьезно трудится Л. Я. Кичигина. Кто знаком с ее личной библиотекой, знают, что все современное, передовое здесь есть.

Интенсификация учебно-воспитательного процесса - особенность ее уроков географии. Способствует тому умелое использование учебного оборудования, дополнительной и справочной литературы, рациональный отбор методов, приемов и средств обучения. Лекции, семинары, конференции, групповые консультации, встречи с передовиками производства, учеными - все позволяет вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, формировать глубокие и прочные знания.

Отличительная особенность организатора - превращение школы в центр активной внеурочной воспитательной работы. Практически все учащихся школы занимались в кружках, клубах, объединениях по интересам. Много лет действует в школе совет отцов. Роль его не в назидательной функции. Л. Я. Кичигиной удалось направить усилия общественности на проведение выходных дней, соревнований, слетов туристов. Каждое дело стало заботой совета отцов.

Нет в школе дела, в котором не проявилось в те годы бы школьное   самоуправление. Комитет  ВЛКСМ,  учком были подлинными хозяевами и организаторами школьной жизни.

В 1973 году за успешность в работе  Лидии Яковлевне присвоено звание "Отличник народного просвещения РСФСР", а 1981 году - "Заслуженный учитель РСФСР". Звездный час пришел к талантливому педагогу в апреле 1987 года, когда ей присвоено самое высокое учительское звание: "Народный учитель СССР".

Для многих выпускников Лидия Яковлевна открыла педагогику как основную цель жизни. Сегодня сотни ее учеников, ставшие педагогами, признательны своему наставнику за то, что в школе раскрылся их талант, зародилась любовь к труду учителя. 

Лучше всего это подтвердят мнения коллег: "Высокий профессионализм. Удивительная эрудиция. Щедрость души. Лидия Яковлевна - человек, к которому хочется идти". (В. С. Горбунова - средняя школа № 47).

Кичигина Лидия Яковлевна - талантливый, грамотный учитель, умелый организатор, использует в своей работе прогрессивные идеи - современности, формы и методы активного обучения, составляет и реализует индивидуальные программы обучения и воспитания учащихся, разрабатывает методики. Учителем разработана и успешно реализуется авторская программа по природоведению для 5 классов. Учитывая особенности школы в системе аэрокосмического образования работы школьного музея, скорректировала программу курса " Природоведение", "География" для средней школы, выделив центральным компонентом основы космонавтики. В 2007г. разработала элективные курсы по географии для выпускников школ округа и уверенно преподает их.

В семье все имеют отношения к поисковой и пропагандистской работе, ни один вечер не обходился без малого домашнего " педсовета" Семейный союз можно назвать "звездным", и не потому что Лидия Яковлевна Народный учитель, а Владимир Ильич - Заслуженный учитель РСФСР, а потому что через их судьбу проходили космические тропы, берущие начало в музее.

Лидия Яковлевна считает себя счастливым человеком, потому что во всем есть понимание - и в семье, и в жизни, и в работе. Ее союз не только семейный, но и профессиональный. Если собрать всех членов династии, общий стаж которой получится более двухсот лет, то педсовет получается большой: Владимир Ильич - Заслуженный учитель РСФССР, преподавал физику в МОУ "СОШ №55", сестра Валентина Ильинична тоже Заслуженный учитель России, сын Андрей - учитель высшей категории, преподает географию в г. Сургуте, старший внук Илья служил в ракетно - космических войсках, младший внук Павел дипломант Всероссийского конкурса "Космос" г. Москва. В семье все имеют отношения к поисковой и пропагандистской работе.

"Главное наше богатство - люди, умные, талантливые, работающие, умеющие преодолевать любые невзгоды, патриоты, способные во имя процветания Отечества на самоотверженность и испытания",- эти строки написаны о Л.Я.Кичигиной губернатором Омской обл. Полежаевым Л.К.

Одна из высоких наград Лидии Яковлевны включение биографических данных в энциклопедию "Лучшие люди России" 2004 г. является признанием выдающихся заслуг Кичигиной Л.Я. перед государством. А в 2007 г. Лидия Яковлевна стала обладателем президентского Гранта "Лучшие учителя России" и награждена денежным призом 100 тысяч рублей.

Закрывая последнюю страницу повествования о замечательном педагоге, Народном учителе СССР, хранительнице семьи, новаторе школьной жизни, мы надеемся, что её не покинет жажда деятельности на благо людей, стремление к самосовершенствованию, творчеству.

Живите долго, Лидия Яковлевна на радость семье, школе, всем людям Земли, будьте всегда востребованы и нужными им. Пусть судьба благоволит Вам на долгие годы.

 
В.А.Демидов





 

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: