+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Шрам Александр Емельянович

19.12.2014













 

Шрам Александр Емельянович

 

НА СЛУЖБЕ У ОБРАЗОВАНИЯ 
ИЛИ НЕ МОГУ БЫТЬ В СТОРОНЕ

Труд, партия, комсомол-подобные призывы звучали на многочисленных съездах комсомола страны. Те, кто жил в далёкие 70-80-е годы прошлого века помнят, какой подъём, энтузиазм вызывали эти эмоциональные лозунги среди молодёжи. Нынешние скептики оценивают стремление молодёжи ехать на новые стройки в Сибирь, в степи Казахстана, на нефтяные промыслы севера Тюменского края, где нога человека не ступала, как насилие, как оболванивание, зомбирование молодых людей. Но наше поколение 60-х свято верило в преобразование этих необжитых мест, куда они получали путёвки в райкомах комсомола. Конечно, и в те годы были рьяные комсомольские секретари, у которых чесались руки, чтобы побыстрее, раньше всех, выполнить задание по отправке молодёжи на БАМ или целину.Но большинство ребят стремились в степь, в тайгу, даже сбегали из дома, школ, ПТУ и впоследствии не жалели об этом. Там, где появлялись молодые люди вырастали новые города, дороги, совхозы, космодромы, порты, нефтепроводы. Только в Тюменской области возведенов нефтяной провинции 18 городов для нефтедобытчиков. Среди болот и топей протянулись линии электропередач, железные и автодороги, жизнь кипела в самых труднодоступных районах севера области. Численность населения в Сибири увеличилась на несколько млн человек. Молодые люди ехали в сибирский край за романтикой, обустраивать суровый край.

Но и сибиряки были романтиками, отдавая свои сердца и силы, свою молодую энергию служению людям на стройках коммунизма. Оказывается романтику можно найти в привычном, казалось деле, как воспитание детей, служение школе, всей системе образования. Об одном из таких подвижников, ярких сторонников системы образования пойдёт речь в этом очерке.

Родился наш герой в июле 1941 года в семье рабочего Емельяна Васильевича Шрама в г. Омске на ул. Карпинского. Мама Анастасия Ивановна всю жизнь посвятил воспитанию детей многодетной семьи. Ребёнка нарекли Сашей и не ошиблись с именем. По прошествии лет Александр показал характер уже в детстве в далёкие послевоенные годы, когда пошёл в школу.

Тем летом 1941 года на западе страны бушевала война с немцами. Фашисты рвались к Москве. В Сибирь долетали отзвуки той страшной бойни. На фронт уходили эшелоны с молодыми призывниками, с фронта шли безрадостные вести о погибших, составы с ранеными, в городе часто объявляли тревогу. Родители жили надеждой, что война скоро кончится, что война - это не на долго. Но глубоко ошиблись. Трудно было всем, но большой семье во сто крат.

Выжили. Отгремели Салюты победы. Саша подрос и пошёл учиться в первый класс школы № 55. Любопытно, что в том же году хотел записаться в юннатский кружок, но удалось стать юннатом лишь во втором классе. Увлечение природой оказалось на всю школьную жизнь. Саша, повзрослев, возглавил кружок юннатов школы в качестве председателя. Кружковцы были участниками Всесоюзной сельхозвыставки в Москве, становились лауреатами, дипломантами, призёрами. Даже усадьба семьи Шрамов наул Карпинского признана соседями оазисом. Саша отличался активностью во всех школьных делах, особенно, когда его приняли в пионеры. В 1955 году Саша вступил в комсомольскую организацию и, как активному комсомольцу, ему  дали поручение поработать пионервожатым в школе №73. Он учился в это время в 9 классе и сотрудничал в газете "Молодой сибиряк". В 1959 году после окончания школы Саша пытался поступить на историко-филологический факультет Омского госпединститута, но на экзамене преподаватель высказал подозрение, что он поступает в вуз по протекции. Юноша в знак протеста забрал документы в приёмной комиссии и решил  поступать на следующий год. Узнав о поступке способного выпускника, директор школы Исай Иосифович Шмуйлович предложил Саше поработать в школе старшим пионервожатым. Согласился и на всю жизнь остался верен педагогическому сообществу. Кстати, Саша Шрам был тогда единственным пионервожатым юношей. Теперь уже не просто Саша, а Александр Емельянович нашёл верный путь к сердцам, душам и интересам школьной пионерии. А дел было невпроворот. Сборы, слёты, походы по родномуПрииртышью, создание при школе дендрария, оранжереи в теплице - всё это стало заботой не только учителей, но и пионервожатого. Через ряд лет Александр Емельянович поступает на заочное отделение химико-биологического факультета Омского института и стал преподавать в родной школе химию и биологию. При поддержке опытных учителей овладел основами преподавания. Его эксперименты на уроках в классе, в оранжерее, в саду, руководство биологическим кружком отнимали много времени, порой в ущерб помощи по дому. Мама иногда ворчала за это на сына, но понимала его учительские заботы и прощала эту страсть к работе. А она, эта страсть к делу сохранилась навсегда, как говорят, у него нерегламентированный рабочий день всю жизнь.

Когда человек ищет работу, он её непременно найдёт. Пригласили Сашу поработать  летом в пионерских здравницах "Артек" и "Орлёнок", он тут же дал добро, учитывая, что отпуск у педагога на всё лето. Бывшему активному пионервожатому, награждённому знаком ЦК ВЛКСМ "Лучшему вожатому" доверили вести в лагерях пионерские отряды. Семь лет наш герой работал с пионерами. Это была большая, полезная школа управления ребячьими коллективами, где требовалась выдержка, самообладание, твёрдость, изобретательность и даже выносливость при круглосуточных заботах о детях. Опыт его работы был обобщён в книге " Когда идёшь с отрядом" напечатанной в издательстве "Молодая гвардия".

После окончания пединститута был назначен зам. директора по УВР школы № 55. Коммунист Шрам А.Е. и на этой работе сохранил страсть к работе. Лидер от рождения.он и здесь показал свои лучшие качества активиста, толкового организатора-управленца, и был принят коллективом более опытных коллег школы. Успешность в делах в 1969 году была отмечена Почётной грамотой Министерства образования РСФСР.

В 60-е годы прошлого столетия в стране проводились небывалые реформы в школе: увеличивались сроки обучения, вводилось трудовое и производственное обучение, менялись программы и учебники, появлялись новые учебные планы. Все реформы осуществлялись под руководством партийных комитетов на местах. Партии нужны были специалисты педагоги, понимающие суть реформ и видение методов их внедрения. Возможно поэтому, изучая кадры в школах, работники ОК КПСС заметили делового молодого коммуниста, зам. директора  школы №55 г. Омска. Учитывая рекомендации директора школы, Александру Емельяновичу предложили занять должность инструктора отдела науки и учебных заведений. Раздумывал не долго, да и в партийных органах времени для раздумий давали сутки. Согласился и до 1977 года занимался претворением в жизнь основных направлений реформы в системе образования. Реформировалась не только общеобразовательная школа, много новшеств внедрялось и в прфессиональной школе всех уровней. Приходилось заниматься и рутинной работой, как то разборкой жалоб, обращений граждан, подготовкой документов, справок. Но значительную часть времени уделялось изучению дел на местах. С воодушевлением вспоминает Александр Емельянович опыт работы Еремеевской школы Полтавского района, где директором работал Иван Фёдорович Таран, зам. директора М.А. Руденок. Практика деятельности школы в учебно-воспитательном процессе, организации производственной бригады стали образцом для многих сельских школ области. За годы работы в ОК партии инструктор посетил все районы Омской области, где с проверкой, где за добрым опытом, где-то для оказания помощи. При этом сам набирался опыта, мудрости у успешных руководителей и педагогов. Его лаконичные, деловые, написанные добротным литературным языком справки, решения, обобщения где-то хранятся в архивах, но со временем этот хорошо сделанный материал послужит пониманию истории развития  образования в Омской области в 70-х годах ХХ века. В 1972 года А.Е. Шрам был награждён значком "Отличник народного просвещения".

Судьба и партия нередко безаппеляционно решали, где коммунист должен работать в данный период. Жизнь Александра Емельяновича снова сделала крутой поворот, когда его перевели на должность зам. заведующего  Отделом народного образования Омского Облисполкома.Деятельный человек.он  и здесь проявил свои организаторские способности. В эти годы началась аттестация педагогических кадров. Дело новое, государственное.опыта и практики не было. Пришлось начинать с "чистого листа", изучать документы, консультироваться в Министерстве образования, формировать комиссии по аттестации, учить руководителей учреждений новому делу, привлекая институт усовершенствования учителей. Со временем опыт работы по аттестации педагогов в Омской области был обобщён в статье, напечатанной в журнале "Народное образование"
Я впервые познакомился с Александром Емельяновичем, когда Омский Облоно совместно Министерством образования России проводили в области научно- практическую конференцию по проблемам внешкольного образования. В район, где я работал зав. отделом образования, участники конференции знакомились с опытом работы школ, клубов по месту жительства, станций юных техников, Дома пионеров. На подведении итогов меня познакомили со Шрамом А.Е. Молодой, энергичный мужчина запомнился напористостью, чётким обоснованием своего мнения, деловитостью, целей и задач происходящего. Он в Облоно курировал  и вопросы дополнительного образования. В последующем опытный чиновник  помог мне по многим вопросам, как молодому специалисту в области управления разветвлённой системой районного образования. Такое не забывается.

Накопленный опыт в работе с педколлективами, широкой общественностью области, внимательность и доброжелательность во взаимоотношении с людьми, компетентность, умение подсказать, помочь, умение отстаивать свою точку зрения, самому быть в гуще событий послужили основанием для избрания в 1982 году  А.Е.Шрама председателем Обкома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, где и работает наш герой по сей день. Александр Емельянович всю жизнь учится и тепло вспоминает своих учителей, коллег, где бы они не работали. Он так пишет о них в своих воспоминаниях: " У меня учителя были всегда и везде. Это и родители свои и моих учеников, и все те, с кем я работал в Облоно, и соратники профактивисты. Н первый жизненный урок - урок доверия директора школы №55 И.И. шмуйловича, который порекомендовал меня пацана пионервожатым в школу №73 был самым незабываемым".

Жизненный опыт, практика работы в областных партийных, советских органах, в общественных организация, мудрость наставников помогли освоиться на новой должности. Как вспоминает Александр Емельянович, когда его избрали председателем Обкома профсоюза на Пленуме, ведущий тут же предложил ему провести заседание Президиума обкома. Сначала растерялся, но другого пути не было. Провёл, с места в карьер пришлось обсуждать непростые вопросы жизни профсоюза, вникать, анализировать и даже предъявлять претензии к некоторым нерадивым товарищам. И вот уже почти 30 лет Александр Емельянович лидер областной профсоюзной организации просвещенцев. Учился сам, учился у коллег по работе, сумел в короткий срок мобилизовать профсоюзный актив на деловую, конкретную работу, особенно это было сложно в первичных организациях. Стали нормой жизни в профсоюзе Дни открытого письма, учёба актива, организация соревнования за звание образцового учреждения, много проблем пришлось решать по внедрению очередной реформы школы. Профсоюз в те годы занимался вопросами социального страхования и охраны труда, его заботой были и оздоровление педагогов, их детей. Своеобразным брендом профсоюза образования и постоянной заботой председателя стал пионерский лагерь "Смена", который пришлось восстанавливать всем миром. Удалось провести его реконструкцию, привести все корпуса в соответствии со СНиПами, что позволило в нём оздоравливать почти 60% детей работников отрасли. При этом Александр Емельянович занимался не только организацией ремонта, но и лично участвовал ежегодно в подготовке лагеря летнему сезону. База отдыха "Смена" была признана одной из лучших в области. По идее А.Е. Шрама в лагере в 1992 году впервые была организована профильная смена для юных техников. Более сотни мальчишек участвовали в это слёте.  Даже был построен специальный корпус-клуб для технически одарённых детей. С тех пор ежегодно проводятся подобные слёты на этой базе и других оздоровительных учреждениях области. Теперь  это Академия творчества юных стала международной, известной в России благодаря активному организатору это формы отдыха юных техников, директору ОблСЮТ А.С. Курневу. В 80-е в области активно строились новые школы, детские сады, открывались внешкольные учреждения, учебно-производственные комбинаты. Формировались новые педколлективы и соответственно профсоюзные "первички". Всё это требовало внимания Обкома и райкомов профсоюза. Необходимо было учить актив, снабжать их литературой по вопросам организации профсоюзных первичек, трудовым спорам, охране труда, изучению КЗоТа.

Отрасль образования динамично развивалась, государство вкладывало в него огромные средства. Но пришли 90-е годы, страна захлебнулась в смутных временах перестройки. Банкротились предприятия, даже ВПК, колхозы, совхозы, прекратили работу партийные комитеты, органы исполнительной власти. Страну охватила эйфория свободы, вседозволенности: стачки, забастовки, масса других протестных акций сотрясали страну. Люди теряли ориентиры, когда началась повальная инфляция, тысячи рабочих оказались за воротами предприятий, зарплату выдавали даже гробами и водкой. Педагоги месяцами не получали зарплату, объявляли голодовку, требовали отставки чиновников, реформирования органов управления образованием, перевода их на общественно- государственную форму.

В этих условиях профсоюзы вынуждены были заниматься правовыми вопросами регулирования протестных проявлений педагогов. В целях координации с органами власти создавались комиссии по трудовым спорам, по сглаживанию конфликтов, отстаиванию законных прав учительского сообщества. Постепенно жизнь налаживалась, упорядочилась выдача зарплаты, принят новый Закон об образовании, сошли на нет массовые протесты в образовании.

В связи с принятием новых законов, в том числе об общественных объединениях, профсоюзы передали вновь созданным организациям многие государственные функции, закрылись многие профсоюзные здравницы, в том числе пионерские лагеря. Но профсоюз живёт и здравствует под своими знамёнами, объединяя 82 тысячи членов профсоюза системы образования и востребован просвещенцами области. Главная функция профсоюза - защита законных прав граждан осталась приоритетной в работе Обкома профсоюза работников образования и науки, его преседателяА.Е.Шрама.

Под редакцией Александра Емельяновича изданы десятки книг и пособий для профактива первичных организаций. В них можно найти ответ на все современные вызовы в трудовом законодательстве и не только. Он автор сотен статей и публикаций в журналах и газетах, используя литературный дар, который он шлифовал в юности, сотрудничая в газете "Молодой сибиряк".

А.Е.Шрам занят большой общественной работой, являясь членом ЦК профсоюза работников образования и науки, федерации Омских профсоюзов, много лет работает в областной аттестационной комиссии системы образования, является членом жюри конкурсов "Учитель года", "Школа года" России.

Заслуженный учитель школ России участвовал в работе Всероссийского и Всесоюзного съезда учителей, пользуется доверием и уважением педагогической общественности Омской области. Вот так пишет об Александре Емельяновиче Л.В. Гераскина: "Шраму доверяешь  во всём. В трудные моменты он чётко определяет, как надо действовать, не нарушая закон. Что покоряет в нём? Манера общения. Кажется он знает тебя давно. Легко и доступно объяснит все непонятные проблемы, даст ответ на все вопросы. Но он может быть жёстким, если чувствует фальшь и беспринципность, стремление прикрыться фразой. Он всегда очень чётко чувствует "опасность", которая часто скрыта за многими нововведениями, реформами и преобразованиями в системе образования, во время предупреждает коллег о возможных негативных последствиях."

Состоявшийся, успешный руководитель с высоким чувством ответственности и долга по-прежнему в строю и пусть ему благоволит судьба и не кончается пионерский задор.

 
В.А.Демидов

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: