+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

О духовном. О карме. Анализ книги

378 0

Борсуковский Борис Александрович

Человек который пытается заглядывать в неведомое, составлять проекты и реализовывать их в действительности.

8 951 423 2820

19.06.2015













 

Эпитетом книги является стих из проповеди Будды. Меня заставила задуматься его последняя строка: «Совершенство – цель земных путей». Может это и есть ответ на вопрос: «Зачем мы живём на Земле?» Цель жизни – совершенство. Но что это такое? Кто укажет критерии Совершенства? Совершенство – это точно не идеал. Идеал субъективен, изменчив, а Совершенство не должно изменяться в зависимости от изменения представлений человека. Но как изобразить его, какими красками, какими словами? Верующий человек скажет, что Совершенство – это Бог, но этим он выразит привычный для него штамп. На планете живёт несколько миллиардов человек и все должны достигнуть Совершенства, то есть стать богами, сколько богов станет во Вселенной?! Это невозможно – Бог один. Значит в понятии «Совершенство» должен быть иной смысл, но какой?

Более понятен моему земному сознанию процесс совершенствования. Но в цитате указано понятие «Совершенство», но не «совершенствование». Процесс ведёт к какой-то цели, результату. Изучение самого процесса тоже интересно и полезно, но это другой вопрос и вряд ли он станет целью земных путей. Диалектика утверждает, что цель тоже изменяется, что она, как итог развития, недостижима. Развитие бесконечно. Сколько жизней проживёт Душа человека в своём развитии, никто не знает. Учение буддизма о «наказании жизнью» мне более понятно - будешь проживать столько жизней, сколько понадобится для полного очищения Души, точнее, Кармы. Но далёкая цель не создаёт условия для движения, точнее, развития. Тем более, что её очертание более чем размыто в сознании человека, образами более близких, а значит реальных целей. Поэтому так важно понимание процесса движения к Совершенству.

Жизнь коротка, полна непредсказуемости. Но главное, что должен осознать человек на каком-то этапе жизни, что она должна его развивать, приближать к Совершенству. Для этого необходимо научиться понимать, управлять, развивать себя.

Положим, что человек прожил какое-то число жизней. В каждой жизни – это другой человек, разные, непохожие смертные люди. И душа у них разная, хотя и одна? Переставлю слова: душа одна, но разная. Она может быть затемнённой и просветлённой. В каждой последующей земной жизни, скорее всего, более развитая, так как впитала в себя опыт большего числа прожит лет. Она аккумулирует в себе знания, полученные в земных и внеземных жизнях и не должна их потерять, хотя доступ к ним может быть закрыт. Эти знания, через подсознание (о своём понимании подсознания напишу позже) в течение жизни рвутся наружу (а может быть, и не рвутся), но мы мало прислушиваемся к себе, а потому их почти не чувствуем. Развитие человека становится стихийным, цели земные часто не соответствуют развитию Души и потому тормозят его.

Где, на каком этапе жизни от рождения до смерти, человек должен, способен задуматься о себе, понять, какой он есть, отвечать на множество вопросов смысла жизни. Необходимо выявлять направление развитие своей души, его темп и жить в этом направлении. Хотя, скорее всего, направления развития у всех людей должны совпадать, а вот этапы, темпы и средства разные. Над этой позицией нужно ещё много думать, заявляю, но сам до конца не понимаю.

Если Совершенство рассматривать как цепочку земных жизней в развитии души, причём движение поступательное, в результате которого она становится чище, нравственнее и эмоционально богаче, то это цель земных путей, но как в этом увидеть духовное развитие.

Карма – действие. Но дальше мне непонятно. «Быть и действовать – одно: вся Вселенная – одна великая непрерывная Деятельность, управляемая незыблемым законом справедливости, Кармой». Непонятно, Карма - это Деятельность или Закон? Дальше читаю, что Карма - закон причинности. Действия и закон есть разные понятия. Действие – целенаправленный процесс. Закон устанавливает существенные, неизменные связи между явлениями. Изменение явлений - это процесс, если оно целенаправленно, то действие. Процесс и действие определяются какими-то неизменными условиями (связями), что является законом.

Карма – действие в рамках закона, или сам закон, определяющий условия Действия? А может быть, Карма – это кодекс, сборник законов? Если Карма – это Закон и действие, то Карма порождает Карму. Может быть, фразу «…Карма порождает собой всю совокупность его деятельностей» лучше записать «Карма определяет собой всю совокупность его деятельностей»? Различие в выделенных словах довольно существенно. Порождение – это источник, который определяет подчинение, следование, а определение – включает в себя вероятность подчинения, которое какими-то причинами может быть нарушено или изменено.

Явление – это результат, который получен из определённой причинности. Так что здесь Карма? В брошюре это не объясняется, а понять интересно. Может быть, ответ в тексте дальше.

«…жизнь человека не есть нечто оторванное, она представляет собой плод прошедших и в то же время семя будущих жизней в той цепи последовательных воплощений, из которых состоит непрерывающееся бытие каждой человеческой души».

Эта фраза не отвечает на мой вопрос. Получается, что жизнь Души – это последовательный переход без каких-либо скачков от материального мира к духовному. Рождение и смерть есть полярность земной жизни, но между смертью и новым рождением продолжается жизнь Души в тонком мире. Как она там живёт? Что мешает ей жить в духовном мире? Зачем следует переход в материальный мир, в новое тело, где снова смерть и т.д.  В материальном мире Душа скрыта от видимого взора, на поверхности находится человеческое тело и его жизнь. Душа развивается, но она зависима от жизни тела. Так же как жизнь тела зависит от Души, но тело этого не всегда осознаёт. Душа сформирована прошлой жизнью и продолжает развиваться жизнью настоящей. «… каждая наша мысль, каждое чувство и поступок идут из прошлого и влияют на будущее».

Человек существо социальное. Он жил, живёт и будет жить среди других людей по правилам, законам, условиям сосуществования для данного временного отрезка. Опыт прожитой жизни народа, семьи, организации через воспитание передаётся последующим поколениям. Поэтому настоящее живёт прошлым и готовит будущее, что не обязательно должно отражаться в череде воплощений души.

В духовном мире действуют законы развития, как и в материальном – законы материального развития. Знание этих законов необходимо не только в духовном мире, но и в материальном, так как они действую на развитие тела. Но законы устанавливают только неизменные условия взаимодействия, но не объясняют причины самого действия, поэтому возникает необходимость создания теорий этих причин. Теории по своей сути субъективны, отражают собой только какую-то часть объективности, поэтому могут быть дополнены или отменены новыми субъективными открытиями.

Попробую это представить в довольно грубой аналогии с лабиринтом. Перед человеком множество заданных направлений движения, создаваемые стенами лабиринта, образующими множество тоннелей для движения, соединёнными непредсказуемыми переходами. Все тоннели тупиковые, кроме одного сложного, неизведанного, но ведущего к выходу, его нужно найти и пройти. Лабиринт неизменен, как Карма. Но человек имеет право свободы выбора движения. Он может продвигаться вслепую, блуждая по тоннелям, а может запоминать их, как-то помечать, чтобы не повторять движение по уже пройденным тупиковым ходам, увеличивая тем самым вероятность нахождения верного направления, если не в этой жизни, то в последующих. В лабиринте он бродит не один, есть надежда получить подсказки, советы. Может быть, для кого-то посчастливится получить «нить Ариадны», помощь Свыше.

Напрашивается вывод, что каждому человеку дан свой путь в участке лабиринта развития, который невозможно пройти за одну жизнь как земную, так и духовную. В тоннелях лабиринта человек рождается, умирает, вновь рождается, снова умирает и т.д. Но выход можно найти только в движении. Если в новой материальной жизни человек не пытается понять свою Душу, опираться на её знания и опыт, то он может брести назад, повторять пройденные им пути или топтаться на месте. Сколько ошибок он при этом совершит, сколько страданий переживёт? Только тогда, когда каждый человек начнёт понимать, что он движется в своём лабиринте жизни Души, её развития, что стены лабиринта создают условия его движения, а выбор направления остаётся на ним, что без постоянного обращения к опыту прожитых жизней, знаниям Души, он будет блуждать вслепую, тогда закончится его бессилие, он поймёт , что может управлять развитием своей жизни.

Для человечества, наверно, есть один общий лабиринт. Люди встречаются, обмениваются информацией, идут вместе, помогают или мешают другим – вариантов много. Отдельная человеческая жизнь – это движение в участке лабиринта. А совокупностью жизней нужно пройти весь. Перемещаться по лабиринту можно по-разному. Можно идти, куда глаза глядят, можно составить план действий. Можно постоянно спрашивать дорогу у других людей, больше полагаясь на их опыт, чем на свой. Можно развивать интуицию, просчитывать варианты ходов. Можно пристроиться к идущей группе, полностью доверяясь ей, подчиняясь её требованиям. Есть варианты и в способах перемещения: пешком, бежать, изобрести велосипед, автомобиль, самолёт и т.д.

«Каждый человек непрерывно творит свою судьбу в трёх сферах жизни: умственной, чувственной и физической».

«Силы эти действуют не только на него одного, но и на окружающую среду, постоянно видоизменяя как его самого, так и среду исходя из своего центра-человека, силы эти расходятся по всем направлениям, и человек ответственен за всё, что возникает в пределах его влияния».

Лабиринт – это не тёмный, сырой тоннель. Человек может его благоустраивать: выравнивать дорогу, развешивать яркие лампочки, раскрашивать фасад. Но может тоннель и захламлять или смиренно спотыкаться о хлам, оставленный другими людьми, которые уже прошли этот участок развития; возводить баррикады и штурмовать другие. Жизнь в заселённом лабиринте очень разнообразна своими взаимодействиями.

Ещё одно замечание, которое могу обозначить, но ответа не знаю. Лабиринт – это не четырёхмерное измерение, он многомерен, а значит намного сложнее, чем описанная мною модель.

Если же продолжать создавать материальную модель лабиринта, то необходимо ввести ещё одно допущение. Условимся, что стены созданы из твёрдого вещества, и человек разрушить их не может. А вот пол и потолок довольно непрочные. Человек своим негативом действий может вызвать обвал потолка, получив завалы для себя и других, или провалы в полу. Глубина провала или высота и ширина завала зависят от величины негатива. Причём место препятствия может возникнуть и непосредственно перед человеком, и на участке им пока невидимым и недоступным, но которое обязательно придётся проходить.
«…если я страдаю сегодня, это происходит от того, что в прошлом я преступил закон. Я сам виноват в своём страдании и должен спокойно переносить его. Такова роль человека, понявшего закон Кармы».

В моей модели эти завалы можно создать тем, что предпринимается попытка сдвинуть, разрушить стены (законы), что не удаётся, но рушатся потолок и пол. Стены трогать нельзя, случайно или преднамеренно пытаясь пробить проход, который позволил бы сократить путь. Результатом становится появление новых препятствий. Путь, который необходимо пройти не сокращается, а усложняется ямами и обвалами. Если Карма есть кодекс законов, то возникшие препятствия можно сравнивать с поправками к закону и ввести их в Карму. Человек должен руководствоваться этими личными для него поправками. Но он может обратиться в Высший суд к Богу с просьбой простить нарушение Закона, раскаиваясь в содеянном. Эти препятствия могут помочь преодолеть и «избранные» Богом, если к ним обратится человек. Человек не одинок. Он вправе просить и ожидать помощи, и если просьба, чиста, сильна, смиренна, искренна, то помощь будет оказана, по крайней мере, так утверждают духовные книги.

  «Делая разумный подбор в данных своей внутренней жизни, человек убедится, что может работать с успехом – даже на протяжении одного короткого воплощения – над изменением своей Кармы; узнав закон, он поймёт, что работа эта совершается в пределах им же созданных свойств и способностей и им же самим поставленных ограничений, следовательно, источник всего переживаемого – он сам, его бессмертная душа, и в его власти направить свои силы к желаемой цели».

«Человек не только создаёт свой ум, свой характер, свои отношения к другим людям, но его индивидуальная карма входит в состав различных групп: расы, нации, семьи, и вплетается своими нитями в общую ткань коллективной кармы каждой из этих групп».

Другими словами, в модель лабиринта необходимо внести некоторую модификацию. Я не ввёл параметры: ширина тоннелей лабиринта и количество переходов между ними. Ширина тоннелей должна быть достаточной для одномоментного нахождения множества людей в данном участке пространства, но, вероятно, она не везде одинакова. В жизни человека есть этапы, где он движется легко и свободно, а есть другие, где ему приходится продираться, толкаться, чтобы продолжить своё движение. От числа переходов зависит набор вариантов выбора, который может сделать человек или группа, в которой он находится. Большое число переходов усложняет выбор, но длинный тоннель без переходов может оказаться тупиковым. Хотя навстречу могут двигаться люди, которые уже обнаружили этот тупик, возвращаются, могут подсказать, что движение по этому пути бессмысленно. Человечество изобрело различные средства связи, что облегчает передачу информации между членами группы и другими группами, что помогает найти оптимальный вариант перемещения по лабиринту, но может и пустить по ложному маршруту.

Идеальный вариант движения – это перемещение по тоннелю, который не имеет переходов, и обязательно приводящий к выходу. Это даже не лабиринт, а извилистый, неровный по своей сложности путь. Хватило бы человеку сил и желания его пройти. Но это условие одной жизни, которой может не хватить для выхода. При этом совершенно не понятно куда выходить, что является целью нашего жизненного пути. Если цель неведома, зачем вообще куда двигаться? Не проще ли выбрать какой-то удобный участок, обустроить его и тихо мирно дождаться смерти.

Модель лабиринта отражает материальную жизнь человека, но мне почти не удаётся этой моделью обозначить духовную сущность человека. Я не знаю, как Душа живёт в тонком мире. Как после материальной смерти она исчезает из модели лабиринта? Не исключаю, что она остаётся там, на каких-нибудь этажах? Не могу с уверенность сказать, что новое рождение Души в материальном мире происходит в той же точке, из которой она смертью ранее ушла. Напрашивается много вариантов развития данной ситуации, но они будут умозрительными, а значит неполными и, скорее, ошибочными.

Групповое взаимодействие может быть описано моделью лабиринта. Группа находится в какой-то ограниченной области лабиринта. Ошибки, нарушения одним или несколькими членами группы действующего закона приводит к появлению «поправок» к закону, что существенно или незначительно препятствует движению или покою всей группы. Кто-то своими действиями устроил завал на пути, а расчищать его необходимо всем. Причём, в данный момент разрушение может не произойти, но прочность тоннеля была нарушена, и завал может появиться через многие годы, преодолевать который будут потомки. Потомки будут отрабатывать грехи своих предков. Не исключен другой вариант. Человек или группа своей праведностью, духовной силой и подготовленностью могут расчистить завалы для других. Написанное – это общая модель, но осталось много вопросов на которые я не знаю ответов.

 
Создание Кармы (скорее поправок).
 
Человеческая жизнь образуется тремя категориями: мыслями человека, его страстями и поступками.

«Нигде человек не является так ясно и непреложно создателем своей кармы, как в области умственной. Группы однородных мыслей, повторяющихся на протяжении нескольких жизней, определяют строй каждого ума, и так называемые враждебные  мысли  и способности не что иное, как результат умственной работы прошлого».

«Человек – путём сознательного подбора своих мыслей – может построить свой ум постепенно таким, каким желает его иметь. Смерть не прерывает этой работы; наоборот, освобождённый от оков физического тела, человек легче и полнее ассимилирует весь принесённый из земной жизни запас опыта. По возвращении своём на Землю, он приносит с собой все ранее приобретённые мысли, которые в загробной жизни переработались в наклонности и способности; соответственно последним построятся и новые проводники внутренней жизни: человек – создание размышления; над чем он размышлял в этой жизни, тем он становится в следующей».

Мысль обладает большой подвижностью и тонкостью вибраций. Её можно отнести к полевым формам. К каким из четырёх, известных современной физике? Не исключено, что к полям, физикам неизвестным. Красивые умозрения, но бездоказательные, а потому пустословные.

«Ничто не погибает, и работа Души, не утрачивая ничего из приобретённого опыта, возобновляется как раз с той самой грани, до которой достигла в предыдущем воплощении».

Последняя цитата мне непонятна. Что обозначает слово «возобновляется»? Какой переход рассматривается: смерть или рождение? Если смерть, то это не возобновление, а продолжение жизни Души. Если новое рождение, то получается, что в тонком мире Душа не развивается. Что же там с ней происходило? Логично предположить, что Душа там живёт, а значит развивается. Поэтому при новом рождении она уже другая.

«Стремление и желания, созданные в одном воплощении, преобразуются в новом воплощении в способности; повторяющиеся мысли – в наклонности; волевые импульсы – в деятельность; всевозможные испытания – в мудрость, а страдания Души в её совесть».

Склонен согласиться, что личностные качества, есть результат анализа человеком своей прошлой жизни. Каждый человек чувствует какое-то своё врождённое состояние и соотносит с ним жизнь. Это состояние не является результатом воспитания, оно есть от рождения. Дети от рождения все разные не только внешне. Одни спокойны, другие крикливы. Раздражительны и уравновешенны. Драчливы и тихони. Талантливы и бездарны. Любящие и жестокие. Упрямые и покладистые. Стыдливые и бессовестные. Переданы ли эти качества по наследству или это результат прошлой жизни Души? Первое предположение очень часто жизнью отвергается, слишком часто. А второе проверить нет возможности.

«Разнообразные хорошие возможности, предоставляющиеся человеку, но пропущенные им по нерадивости или лени, всплывут снова, но уже в иной форме, как неопределённое влечение, как смутная тоска, которая не получит удовлетворения по двум причинам: силы, которые – в прошлом – вызывались тщетно к проявлению (кармическим требованием), в следствии бездействия не развились, и случай, т.е. условия, раз уже подобранные Кармой, могут не повториться».

Как почувствовать эти возможности? Всегда ли возможности не реализуются по причине лени, может быть, у человека не было условий для их реализации? Лень – это состояние личности или ограничение деятельности человека?  Как развести нерадивость и незнание? Человека не обучают познанию самого себя, да и потребности в том он чаще всего не ощущает. Жалеть себя человек любит, да ещё обманывает самого себя. Но это и есть то самое простое до чего человек может самостоятельно додуматься, без всякого познания и воспитания. Если силы (кармические требования) вызывались, то как это делалось? Почему человек не отреагировал на них? Может быть, они были не прямые, а косвенные, слабые по воздействию? Как определить размер вины человека в его лени и нерадивости? Можно ли жизнь человека свести к обломовщине? Если условия подобраны Кармой, то почему не научить человека распознавать их?

(R* Чувствую, что анализирую эту ситуацию однобоко, агрессивно, но выйти из этого состояния не удаётся). Скорее всего, меня угнетает собственная ситуация жизненного этапа. Я с удовольствием, чувствую силы и потребность, вернулся бы к преподавательской работе со студентами или учителями. Это кармическая потребность? Ощущаю потребность в мышлении, есть что сказать, о чём рассказать. Но на мизерную заработную плату преподавателя нашей семье не прожить. Как следствие – напряжённость в семье и собственная неудовлетворённость. Что выбрать? Чем жертвовать? Может быть это не потребность, а личная прихоть? Для её удовлетворения требуется жертва благополучием семьи? Хоть на пальцах гадай, но никто не подскажет.

«Не среда создаёт ум человека, а человек – действием кармического закона - устремляется в ту среду, которая соответствует его наклонностям».

Это совершенно справедливая, но в тоже время, парадоксальная мысль. Самое бесспорное утверждение в том, что кармические законы действуют на человека без его желания и осознания. Законы кармы определяют место, время рождения родителей. Это утверждение доказать нельзя, поэтому невозможно и опровергать. Среда создаёт ум человека, но Карма отправляет, устремляет в соответствующую ему среду. Получается, что первая часть цитаты неверна. Или необходимо развести понятия «ум» и «наклонности»? В ней делается попытка опровергнуть расхожее утверждение, что ребёнка портит улица или с кем поведёшься от того и наберёшься. Человек – жертва среды. От этой житейской мудрости, веющей безысходностью, часто опускаются руки. И причём здесь Карма и кармический закон? Это нормальный принцип личной жизни, поиска для неё удобных условий.

Я застрял на этой цитате. Когда её записал, то казалось, что легко с ней разберусь, тем более, что противоречие её начала налицо. Но вот уже несколько дней топчусь возле неё, всё больше осознавая сложность анализа, как по глубине, так и по объёму. Главная сложность во второй части. Если верить, что наклонности – это повторяющиеся мысли как в прошлой, так и в настоящей жизнях, то среда, в которой мы живём, подготовлена нами же. Но на протяжении жизней у человека повторяются как положительные, так и отрицательные мысли. Как определить их соотношение для создания той или иной среды? Может ли случайная мысль повлиять на определение среды обитания? Если человека притягивает кармическая среда, то можно ли ей противостоять? Обязан ли сам человека развязывать этот узел или допустима помощь других людей? Не повлечёт ли вмешательство в Карму, даже по желанию, просьбе человека, ещё больший вред, наказание, пусть даже с отсрочкой во времени? Самое главное, если среда влечёт, тянет, можно ли волевыми усилиями противостоять этому влечению? Или определённое испытание необходимо обязательно пройти?

Предположим, что человек может повлиять на своё будущее. Настроем мыслей, в которые искренне верит, подготовить среду будущего. Но можно ли изменить след прошлого? Нужна ли искренность мыслей? Может быть, достаточно, как попугай, повторять какую-нибудь фразу, причём обязательно правильную, и знать, что это приносит пользу? Ведь повторяют же люди слепо молитвы, часто не веря в них, думая о чём-то своём житейском. Знают, что читать молитвы необходимо, и в какой-то определённой последовательности. Есть молитвы утренние, есть вечерние. Их чтение очищает душу, привлекает милость Божию. А есть ли в постоянно повторяющихся мыслях искренность любви к Создателю? Не ошибусь, если скажу, что не всегда. Значит, возможно механическое, а иногда и трусливое – нужно подстраховаться – повторение. Какую среду готовят эти правильные мысли. Какое отношение к ним имеет человеческая искренность?

«Наши мысли, действуя на нас самих, создают наш умственный и нравственный характер; благодаря своему воздействию на других они завязывают кармические нити, которыми люди будут связаны в последующем воплощении».

Приведённая цитата значительно сокращена. Переписывать нужно всю страницу брошюры.  Цитата состоит из двух частей – влияние мысли на её создателя и влияние на окружающих, и создание будущего окружения. В первой части закона напрашивается понимание причины и следствия. Мысли создают наш ум и характер или ум и характер создают наши мысли? Или присутствуют оба направления? Тогда почему в брошюре об этом не говорится?

На первый взгляд все направления имеют право на существование. Хорошие мысли могут поднять человеку настроение (советы Д.Карнеги). Чёрные мысли человека угнетают. Если в жизни человека, пусть теоретически, суметь создать постоянные условия для светлых мыслей, то и характер у него будет лёгкий. Наоборот, условия для чёрных мыслей формируют тяжёлый характер. Практика жизни даёт тому множество примеров.

Но ещё лучше видно обратное направление: от характера и ума к мыслям. Светлый ум, покладистый добрый характер создают наилучшие условия для мышления, для хорошего его построения. И наоборот, слабые умственные способности, скверный характер чаще формируют тяжёлые мысли, разрушение.

Но и хорошие умы могут генерировать чёрные мысли, а слабоумный радоваться своим наивным, примитивным образам. Не нужно зацикливаться на понятии «характер», важно глубже проникать в понятие «нравственность». А это объёмы для наук о человеке. Вопрос о направлениях нужно развести по уровням. Вижу два уровня: низкий – земной, материальный и высокий – духовный. Наверно, можно выделить подуровни перехода от низкого до высокого и наоборот.

Полагаю, что необходимо ввести понятие «земной ум» или «материальный ум». Это ум практиков, для которых всё понятно, известно, нужно только брать, создавать из земного (материального) материала и трудности преодолевать, неизвестное – открывать. Хотя неизвестного у них немного, они довольно легко дают объяснение новому, непонятному. У этих людей, как правило, добрые, добродушные характеры, коммуникабельны. В будущее далеко не заглядывают, не видят в том необходимости, так как в определённой степени оно отвлечено от земного настоящего. Если им сказать, что они довольно ограничены, то глубоко и справедливо обидятся.

«Духовный ум» отвлечён от земного. Земные радости для них лишь средства поддержания работоспособности тела. Духовное привлекает своей логичностью и возможностью, которую доказать сложно, но и отвергнуть невозможно. Не все верующие способны обладать духовным умом, для их Веры вполне достаточно земного. Но это крайние варианты. Попытаться выделить подуровни я не готов.

«Нет ничего более ответственного, как мысль человеческая, ибо ни одна сила так легко не передаётся другим, как наши мысли. Зарождаясь в одном уме, она в силу быстроты и лёгкости своих вибраций, несравненно более быстрых, чем свет и электричество, - легко передаются окружающим. Мысли одного человека передаются другому, мысль последнего первому, завязываются нити, которые свяжут людей к добру и злу, определят для нашего будущего родных, друзей, недругов. Вот почему иные любят нас без всякой видимой причины, а иные ненавидят будто незаслуженно».

 
Желания – наши оковы

«Желания, т.е. внутреннее влечение человека к внешним предметам, притягивают его всегда в ту среду, где желания эти могут получить удовлетворение: желание земных вещей приковывают нашу Душу к земле, высокие желания влекут её к небесам. Вот почему сказано: человек родится соответственно своим желаниям».

Красивое рассуждение, но где доказательства. Кем сказано? Первое предложение трудно оспаривать, но второе – декларация, не более. У человека не одно, сотни или тысячи желаний, отличающихся по состоянию и объёму. Какое желание или их группа доминирует над остальными? По каким признакам это преобладание можно определить? Желания предыдущей жизни определяют место рождения новой, чтобы условия этого места способствовали воплощению желаний. Хотелось бы точнее понять, как желания влияют на условия жизни, которой живём сейчас. Хочу подчеркнуть слово «условия». Через желания можно как-то изменить жизнь? Но изменения проходят при благоприятном стечении условий или вопреки им? Какие последствия выполнения желания? Что такое «высокие желания»?

Желания наши, как и мысли, действуют на окружающих, передаются другим. Мысли человека часто не оформлены, хаотичны, не конкретны, запутаны, а желания – более точны и сильны.

«Ничто незаслуженное не заставит страдать человека».

R* Уже скоро месяц веду записи по брошюре. За это время были: период огромной активности, мысль свободна, желание работать огромно; затем спад почти до нуля, сейчас намечается подъём. Время этих перемен довольно точно вписывается в двухнедельные циклы. В данный момент какие-то мысли у меня имеются, но слабы, легко ускользают, перескакивают на другие темы. Сейчас основная мысль - купить компьютер. Всегда трудно заставить себя переписывать текст при редактировании записей, а это необходимо. Перечитывая текст, часто вижу слабость, неточность выражения мысли, а исправить нет места. Так этот полуфабрикат застревает в тексте. Писать на компьютере одно удовольствие. Нет необходимости переживать за безобразность подчерка, легко исправлять ошибки, заменять слова и целые фразы, дополнять и уточнять текст. Обработанный текст выводится на бумагу, читай с листа. Но пока нет денег, остаётся мечтать.

Получил подтверждение идеям Лазарева о том, что если дано какое-то наказание, то его нужно принять спокойно, не терзать себя и других. Два месяца назад у меня вскрыли гараж и украли мотокультиватор, прихватив сломанный велосипед. Я заявил о краже в милицию, дал показания, услышал от следователя, что надежды найти культиватор нет, и забыл почти напрочь о случившемся. А культиватор всё же нашли, говорят, что случайно. Милиция сама удивлена, что так повезло.

Но, вероятно, прав Лазарев. Я принял кражу, как ниспосланное очищение Души, а не как наказание, и моё ко мне вернулось. Все трудности, которые моя семья сейчас испытывает, конечно, с большим трудом принимаю Душой, не озлобляясь. Испытания могут идти и как наказание за что-то неизвестное, но совершённое мною когда-то, так и подготовка к лучшему, светлому, нужно только принять испытание, не противиться ему, не осуждать. Стараюсь, хотя опыт жизни этому мешает.
 
Судите по делам

«На развитие души влияет мотив поступка, а не сами поступки. Последние представляют собой результаты мыслей и желаний прошлых воплощений».
        
Мотив важнее самого поступка? Мотив – это понуждение к деятельности, осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Важнее самого действия причина, лежащая в основе самого действия. Как же тогда относиться к результату действия? В жизни мотив нередко оправдывает действие, но как его соотнести с духовностью?

«Поступки влияют на суть человека косвенно, вызывая в нём новые мысли и желания, но сила, создающая бессмертную душу, исходит из деятельности ума, сердца и воли, а не из внешних проявлений человека».

Что это за сила? Материализм убеждает, что поступки и привычки уничтожаются со смертью тела. Но как наши поступки влияют на окружающих, какой след они оставляют в их жизни?

«Если в прошлом мы были причиной страданий для окружающих, в будущем мы испытаем не меньше страданий; и наоборот, если мы соответствовали улучшению их внешнего благополучия, кармический счёт выплатит нам за это содействие счастливыми условиями нашей земной жизни: и условия эти – дурные или хорошие – погасят навсегда результаты как дурных наших поступков, так и хороших. В обоих случаях последствия наших поступков не зависят от их мотива».

R* Снова чувствую интеллектуальный спад. Всё труднее формулировать свои мысли, которых не так уж много, больше тянет переписывать цитаты. Но желание сидеть за столом, читать и пытаться писать довольно большое. Хочу тишины и покоя, хотя полное уединение меня очень сильно угнетало бы.
 
Око за око, зуб за зуб.

«Каждая сила действует в своей сфере – закон Кармы».

Совершенно не понятный мне закон. О каких сферах идёт речь? Какие действия может производить сила? Что понимать под словом «сила»? Всего пять слов в предложении и непонятное содержание. Текст брошюры даёт возможность попытаться разобраться в законе, но его придётся тупо переписывать. Попытаюсь изложить его своими словами, но близкими к оригиналу.

Поступки имеют значение только на земле – эта одна из сфер. Мотивы поступка оказывают влияние в сферах духовных. Поступки, плохие они или добрые, завязывают или развязывают узелки личной Кармы, но не влияют на Душу. Добрые дела можно совершать и с неблаговидной целью, например, унизить, победить соперника, тем более подлого. Если дело принесло пользу другим, оно зачтётся совершившему его как положительное. В земной жизни принесёт ему определённые дивиденды. Но Душа человека при этом не обогатилась, а, может быть, стала даже беднее, приобрела отрицательный опыт. Правильно ли понимаю, что Душа развивается, если приобретает положительный опыт, и слабеет под влияние отрицательного опыта? Но плюс в одной ситуации, может быть минусом в другой. Как определяться в знаках?

Мотив – выражение умственных, чувственных или духовных сил, и последствия его могут выразиться только в сфере мысли, страстей и духа, смотря по тому, откуда мотив исходит. Когда мысль или чувство перешли в поступок, последний отразится только в земной среде совершенно независимо от мотива.

Предыдущий абзац – цитата. Но я не стал его выделять, посчитав второстепенной. Но в процессе записи увидел то, на что не обращал ранее внимания, - деление мотивов на умственные, чувственные и духовные. Мотив для меня был только причиной, побуждающей к действию. Но это побуждение может идти от ума, от страстей, от духа. Надо полагать, влияние этих трёх групп мотивов на Душу различно.
        
Мотивы можно классифицировать ещё по двум признакам: корысть и бескорыстие. Положительные плоды деятельности, основанные на корысти, проявятся только в физической среде; когда же его мотивом было бескорыстие, то он облагородит Душу, очистит её.
        
«Самый сухой эгоист родится в хороших условиях, если он – в прошлом – содействовал благосостоянию окружающих, но будет ли он в этих условиях доволен и счастлив, или же мрачен и неудовлетворён, это будет зависеть от другого кармического счёта, который подводит итоги его мотивам, иначе – тем хорошим и дурным свойствам, которые он вырабатывал в тайниках своей души. Может случиться, что человек с прекрасной душой родится в самых неблагоприятных условиях. Если он в прошлом своими необдуманными действиями вызывал нужду для окружающих; если им при этом владел чистый и бескорыстный мотив, он уже придал ему такие свойства, которые помогут ему пережить нужду терпеливо и легко».

«Физическая энергия, т.е. поступки человека, принося ему благо или страдание в той же мере, в какой они повлияли так или иначе на других, погашаются вполне этими последними: они не несут в себе той творческой силы, которая собирает сокровища для его бессмертной Души.

Безразличный мотив останется для души без последствий; дурной – задержит её развитие; хороший – обогатит её навсегда; высокий мотив, имеющий ввиду только Волю Единого, ничего не желающий для себя, поведёт человека к освобождению. Чем выше источник, из которого исходит внутренняя деятельность человека, тем продолжительнее и могущественнее будут его последствия».

«Когда перед совестью человека, знающего закон Кармы, является столкновение различных обязанностей, и ему не ясно, как следует поступить, - он постарается спокойно разобраться во всех своих мотивах; очистив сердце своё от всего эгоистического, он выберет наиболее бескорыстный мотив; решив раз, он будет действовать уже без колебаний и без страха, зная, что  если и поступит неправильно, важно только побуждение, последствия же возможной ошибки он перенесёт охотно и терпеливо, как урок, который не изгладится из его души никогда».

«Индусские учения различают три вида кармы: зрелая, скрытая, зарождающаяся».

Зрелая Карма – неизбежна. Свобода выбора в прошлом; выбор сделан, в настоящем остаётся только уплатить свой долг.

«В одном и том же воплощении человек может погасить только часть своей кармы».

Кармические завязки столь многообразны, что в одной жизни может не хватить условий, чтобы их отработать. Поэтому для новой жизни человеку подбираются соответствующие условия для отработки Кармы. Часть же будет перенесена в новые жизни. Часть кармы падает на потомков, они вынуждены за нас отрабатывать, не понимая, что или кто является источником их проблем. Но и мы отрабатываем карму своих предков, нации, общественных групп.
«То, как человек живёт в настоящей жизни в последующих воплощениях определяют:
      а) продолжительность его земной жизни;
      б) особенности его физической оболочки, её положительные и отрицательные свойства;
      в) подбор родственников, друзей, врагов, всех с кем человек войдёт в соприкосновение;
      г) общественные условия;
      д) строение орудия души – мозга и нервной системы, определяющие те пределы, которых проявятся силы души;
    е) соединение всех созданных кармическими причинами радостей и страданий, которые могу быть пережиты человеком в течение одного и того же воплощения».

«Каждый поступок есть конечное выражение целого ряда мыслей и желаний».

Этот вывод может показаться не таким уж глубоким, но он становится интересным, если учесть, что ни одна мысль не проходит бесследно для её создателя, что мысли и желания могут накапливаться, аккумулироваться, и в какой-то момент одна даже пусть слабая мысль может вызвать то или иное действие. Причём действие происходит неожиданно для самого человека. Особо важным становится то, какие мысли он накапливал для момента, когда нет времени думать, анализировать, принимать решение. Скрытые мысли направляют нашу волю, которая выбирает действие. Но если творец мысли ещё имеет возможность подумать, свобода выбора ещё возможна: он может противопоставить закоренелой мысли новую, энергично повторяя последнюю, постепенно заменить ею прежнюю мысль. В этом явлении имеем ключ к разрешению трудной проблемы свободной воли и предопределения. Свободная воля человека и создаёт те ограничения, которые он и называет своей судьбой. Он ограничивает себя своими прошлыми мыслями, неосуществлёнными возможностями, предпочтениями и уступками. Он связан своими позабытыми желаниями, скован грехами прожитых дней. И всё же он свободен. Он, создавший своё прошлое, которое держит в оковах его настоящее, может работать и внутри созданной им тюрьмы, чтобы обеспечить свободное будущее. Когда сильный узнает, что он свободен, оковы его спадут сами собой. Но для обыкновенного человека, для которого желание не ровный могучий свет, а то вспыхивающая, то гаснущая искра, освобождение отодвигается в далёкое будущее; для него прежде всего необходимо сознание, что «он страдает в настоящем только потому, что грешил в прошлом, и что все ограничения, которые связывают его, созданы им же самим».

Хочется написать: «Вот если бы это было истиной!» Сколько можно ещё исправить, сколько доброго можно подготовить для будущего, не ограниченного рамками единственной жизни. Верить или не верить – вот в чём вопрос! Можно, ослабив сознание, следовать закону Кармы, допуская при этом, по слепоте своей, множество невольных ошибок, уповая на опыт учителей и наставников. Можно самому осознанно творить свою судьбу, но тогда возникает множество вопросов и сомнений, ответов на которые нет или их не видно. Как тут быть?!

«Между двумя полюсами: свободной волей и предопределением, происходят все сложные сочетания свободы и необходимости, на которой построена вся драма человеческой борьбы (ДЧБ) .
                                                                   ДЧБ
     Свободная воля--------------------------------------------------------- Предопределение
        
Линия ДЧБ должна быть не прямой, а извилистой, рваной, запутанной.

«Создаваемые свободной волей мысли и желания, повторяясь много раз, становятся привычками; привычки ограничивают волю и делаются автоматичными. Приходит минута, когда совесть говорит, что привычка – нехороша; тогда человек начинает разрушать дурную привычку, создавая мысли противоположного характера. После многих усилий прокладывается новое русло, новые мысли берут перевес, и потерянная свобода обретается снова… К сожалению, почти всегда только для того, чтобы заковать волю в новые цепи».

Но привычки могут быть и хорошими. Интересно, они ограничивают волю? С ними тоже нужно бороться? Всегда ли воля должна быть свободной? А если принять, что привычка освобождает волю, например, чистить зубы, мыть руки перед едой или придя с улицы. Нормальная и очень нужная привычка, зачем с ней бороться? Младенец уверенно ползает на четвереньках, а затем начинает неуверенно ходить, привыкает, появляется автоматизм. Исчезает свобода выбора – ползать или ходить. Эта привычка уже не волевой акт, но крайне полезна для человека. Поэтому цепочка: привычка – воля – цепи, нужно рассматривать не только с позиции негатива, но и позитива.
 
Скрытая карма
        
Каждая причина стремится произвести своё действие непосредственно; осуществить это стремление мешает сопротивление среды».


Причина стремится получить мгновенную реакцию на своё влияние. Но это не происходит, возникает отсрочка. Мысли, возникшие в мозг человека, сами становятся средой и могут противодействовать другим мыслям, благо, наши мысли желания неоднородны, часто взаимно исключаемые. К тому же мысли и желания других людей, как-то на полевом уровне влияют друг на друга. Это как принцип суперпозиции полей, изучаемый в курсе физики. Поля (мысли и желания) не изменяют друг друга, но на тело человека, помещённое в точку влияния полей, каждое из них действует в своём направлении и усилии.

Но как давно зародившиеся мысли и желания «прилепляются» к душе, создавая тем самым судьбу человека, я не знаю, и моя модель этого объяснить не может. Как они могут дожидаться своей очереди? Они могут присутствовать в любой точке пространства одновременно? Это тоже загадка. Не носит же человек с собой кармический короб, из которого в благоприятный или неблагоприятный момент извлекается то или иная бывшая мысль, желание.

«В противоположность «зрелой», «скрытая» карма подлежит изменению. Наклонности наши могут быть усилены, ослаблены, направлены по новому руслу или совсем уничтожены, смотря по свойству и силе внутренней работы, которая созидает наш характер. В борьбе с дурными наклонностями даже неудача есть шаг вперёд, потому что сопротивление дурному уничтожает часть дурной энергии, вошедшей состав нашей кармы».
 
Карма зарождающаяся.
        
Создаётся непосредственно нашими мыслями, желаниями и поступками. Это тот посев, плоды которого мы будем пожинать в будущем.

«Сознательно строящий свою карму должен владеть своими мыслями, господствовать над своими желаниями, направлять свои поступки; действуя так, он сам создаёт своё будущее. Этот труд доступен только созревшей душе, сильной воле, и такая воля может уничтожить свою карму, сжечь её в огне внутренней битвы».

По Лазареву воля и мудрость – это прилипание к материальному. Есть оговорка, что если мудрость осознаётся как данная Богом, то прилипания нет, но если приобретена самостоятельно, то возникает гордость, переходящая в гордыню, что обязательно влечёт болезни, неприятности и смерть. Но как понять, дана ли мудрость Богом или приобретена самостоятельно?

Интересная идея заявлена далее. Всего несколько строк, но каково содержание! «Люди могут придти к безразличию и сухости, к мысли, что «сам заслужил свою трудную долю, не следует и помогать ему». Такое рассуждение показывает непонимание закона справедливости.

«Раз человек становится на вашем пути, и вы можете помочь ему, этой возможностью предъявляется кармический долг, но уже не ему, а вам. Свой он уплатит страданиями, а ваш вы уплатите тем, что поможете страдающему. Пропуская случаи помочь, вы пропускаете возможности заплатить свои долги. Если карма не мешает улучшать вашу собственную учесть и стремиться к совершенствованию, то ещё меньше она мешает улучшать судьбу наших близких».

Глобальный вопрос взаимодействия людей между собой. Первый вывод, который исходит из множества духовной литературы, рассматривающей взаимодействие и взаимовлияние людей – все встречи людей по жизни не случайны. Они запрограммированы прошлой жизнью Души и возможностями её дальнейшего развития. Бесчисленное число связей, вплетённых в жизнь Космоса и Человека определяют события, встречи, поступки, отношения – весь спектр человеческой жизни. Реакции человека на встречи можно разделить на три группы: положительные, негативные, безразличные. Разделить их по объёмам сложно, вероятно, невозможно. По Лазареву все события направлены на благо, но это зависит от того, как их воспринимать. «Грязью человека чистят, - утверждает Лазарев, - если человек понимает, что страдания, неприятности, болезни даны ему для очищения Души, и безропотно принимает их». Вот почему во встречах даётся возможность помощи – это второй вывод. Третий - предупреждение – не упускай представленной возможности. Упущенное не вернуть, отрабатывать упущенный кармический долг всё равно придётся, но со значительно большими усилиями и страданиями. Возникает опасение, что полностью освободиться от кармы невозможно, так как с каждым новым воплощением добавляются новые кармические завязки, которые необходимо отрабатывать. И так может продолжаться до бесконечности или принятия кем-то решения о полном уничтожении человечества.

«Орудие спасения человека – это его воля». «Пока воля у человека не развита, до тех пор он в рабстве у предопределения, он обречён двигаться роковым образом по равнодействующей своей собственной кармы. Но рабство человека кончается с развитием сознательной воли, ибо воля его может вводить во всякое время новые величины в «равнение» его жизни. Пока воля направляется непосредственно разумом, до тех пор и цепями его бывают явления временные; но, когда разум, проникая всё глубже в суть явлений, достигнет мудрости и познает, что временные явления даются нам только как средства для достижения вечного, тогда просветлённая воля человека поведёт его к осуществлению истины и – освободит его».

Цитата большая и запутанная. Первое, что необходимо понять, что же такое «просветлённая воля». В цитате ответа нет, а только декларируется, что она должна быть. Мудрость – по Лазареву – вообще вещь опасная. А дальше одни декларации. «Неизбежная судьба держит в рабстве всех, кто не проявляет сознательной воли; относительная свобода существует для того, кто развил свою волю до известной степени, и, наконец, полная свобода для того, кто познал истину».

Но воля всегда сознательный выбор. Первая часть цитаты вообще бессмысленна. Во второй части тоже неопределённость – известная степень воли. Кому она известна? Как её измерить? Чем? В третье части говорится о недостижимом для человека – познать истину. На это способен только Бог. Вот и получилась цитата полностью бессодержательной. А жаль. Хотя, может быть, я просто не дочитал до пояснений. Но и они мне непонятны. Вернее, принимаю, но чувствую, что воспользоваться ими не могу, они значительно выше моего сознания. Как отречься от желаний? Знаю, что желания сковывают Душу, но живу-то я на земле, в материальном мире. Уйти в монастырь от людей, от проблем, от желаний, но лучшее ли это решение?

«Великую помощь на том (стезя мудрости) или ином (стезя благочестия, религиозности) пути оказывает верное понимание закона кармы. Знающий закон не говорит о «доброй или злой судьбе», он знает, что карма являет собой волю Единого в действии, и что поэтому не избегать, ни бояться её не следует. Если карма, ведущая нас неустанно и властно к конечной цели жизни, и заставляет нас порой испытывать боль и страдание, верующий человек не станет тяготиться этим страданием, а примет его терпеливо и безропотно: он знает, что над ним совершается закон справедливости, который требует, чтобы погашено было малейшее зло, причинённое им самому ничтожному существу, и знает, что, с другой стороны, каждое его доброе усилие вызывает доброе последствие».

R* Сегодня 27 июля. На записи ушло более месяца. В брошюре карманного формата всего 32 страницы, но сколько в ней содержания. Конечно, я не выделил из него и малой толики, но благодарен Богу, что имел возможность поразмышлять над глобальными проблемами человеческой жизни. Пусть они мне не понятны, не всё принимаю, но размышляю, а это пока главное.
 
Перечитал записи, которые сделал почти двадцать лет назад. Постоянно сдерживал себя, чтобы не начать опровергать или дополнять многие свои же выводы, но решил сохранить текст без изменений. Он показывает моё духовное состояние тех лет, попытки разобраться в сложном вопросе моим мышлением. Подмывает повторить анализ той небольшой брошюры, с позиции накопленного опыта, но тогда нарушаю хронологию развития моего духовного состояния, которая мне очень интересна. Лучше постараюсь вернуться к конспекту позже.

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: