+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

О духовном. Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни.

485 0

Борсуковский Борис Александрович

Человек который пытается заглядывать в неведомое, составлять проекты и реализовывать их в действительности.

8 951 423 2820

19.06.2015













 

Беседа преподобного Серафима Саровского
 о цели христианской жизни.


 
Записи начал вести в конце декабря 2001 года в Америке. Серафим Саровский один из самых почитаемых Святых в нашей семье. Читал книги о его жизни, удивлялся и восторгался подвигом его жизни, пытался понять наставления. Вот что из этого получилось.

«…цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего».

Какая простая фраза и сколько вокруг неё вопросов и толкований. Она может увести мышление, познание человека в глубины мироздания, а может привести к поверхностному суждению о Вере. А всё в четырёх словах – стяжание Духа Святаго Божиего. Н.А.Мотовилов спрашивает у батюшки Серафима: «Как же стяжение?» «Стяжание всё равно, что приобретение», - отвечал преподобный Серафим. 

Стяжание – это приобретение. Современному человеку фраза вроде бы понятна: «Приобретение  Духа Святаго Божиего». Практичный современный человек желает его приобрести, причём впрок с запасом, чтобы было больше, чем у других. Ему остаётся только выяснить, где и как приобрести, желательно сразу и побыстрее. Сколько кощунственной иронии по этому поводу проносится в моём сознании, но не буду на него отвлекаться. Пока не буду.

«Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание или наживание денег, а у дворян сверх того – получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги».

Почти два века назад преподобный Серафим так точно сказал о нас, жителях XXI века. В России уже нет дворян, но остались игры во дворянство, где деньги, почести есть цель жизни. Можно, конечно, добавить Власть, но она в конечном итоге сводится к деньгам и почестям. Для бедных, а их очень много, цель жизни – выживание, а деньги – возможность выжить. Для этих людей Вера в Господа более доступна, так как устали они уже от жизни земной, не надеются на неё. Одна надежда, что, может быть, ТАМ повезёт больше.

«Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как денежный, чиновный и временный, приобретается одними и теми же путями, очень схожими друг с другом».

Вот в чём коварство земной жизни. Для человека слово «капитал» ассоциируется с деньгами, материальными и культурными ценностями. Интеллект и тот сведён к капиталу. Если благодатный и вечный капитал приобретается одними и теми же или сходственными путями, что и земной, то чего же тут мудрить, только постараться перебросить мостик к капиталу вечному. Как то: жить добродетельно, ходить в церковь, ставить свечи, подавать нищим и т.д. Всё становится привычным и не сложным, отчасти даже приятным.

А отче Серафим говорит дальше: «Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос уподобляет жизнь нашу торжищу (торговая площадь, народное собрание, сборище) и дело жизни нашей на земле именует куплею (торг, торговые обороты, получение прибыли), и говорит всем нам: «Купуйте, дондеже приду, искупующе время, яко дние лукави суть» (Приобретайте, пока приду, дорожа временем, потому что дни лукавы), то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары – это добродетели, делаемы Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятаго Духа».
Человек живёт на земле и отказаться от этой жизни не может. Он должен есть, пить, дышать, одеваться, размножаться, развиваться и т.д. Человек живёт не один, а в сообществах: семья, родные и друзья, общества, государства, планета (межгосударственные отношения). Человеку необходимо научиться жить среди людей и природы. И это всё реально, перед глазами, ощущаемо, осознаваемо. Человек, природа, общество – вот реальная жизнь. Вот истоки материализма. Всё само собой как-то случайно образуется. Человек, провозгласил себя венцом природы, её царём. Постепенно сможет объяснить как это всё образуется, но не до конца. Диалектика мешает – всё непрерывно развивается, не поспеваем. Дел невпроворот. А тут ещё советуют размышлять о чём-то не земном, точнее, не материальном, о каком-то наивысшем сознании, духовном мире, жизни после смерти. Этого не может быть, потому что просто не может быть. С добродетелями понятно, необходимо. Люди должны быть добрыми, помогать друг другу, прощать обиды, любить – это нормально для земной жизни. Перегрызлись же все друг с другом, ссоримся, враждуем, воюем, что из этого хорошего получится. Не будем дружно жить, понимать друг друга – погибнем.
Правда случается вокруг нас что-то необъяснимое, неожиданное, неподвластное никакой логике. Оно само собой создаётся или кто-то создаёт? Может быть, это влияние инопланетян с их высокоразвитой цивилизацией? Прилетят когда-нибудь к нам и чему-нибудь научат. Или уже прилетали… Вот будет рывок к лучшей жизни. Но вдруг поработят? Чего от них ожидать. Нет, они хорошие, не допустят гибели нашей цивилизации, так как всё под контролем. Отлегло от сердца. Если, что и произойдёт, то не с нами. За всё и всех не ответишь. Пусть сами думают, что делать и как спастись. Нас уже нет, мы в небытие.
Небытие. Что-то тревожное и неприятное заключено в этом слове. Жил, работал, копил, растил и вдруг все пропадает вместе с тобой, всё прахом. Тебя нет и никогда больше не будет. Вечное ничто. Жуть! Несправедливо прожить несколько десятков лет и уйти в вечное небытие. От этого руки опускаются, ноги трясутся, душа трепещет.

Стоп. Душа, откуда мы слышали это слово. Старики болтали, в церковь ходят, молятся какому-то неизвестному и невидимому Богу, верят в жизнь вечную, пусть после смерти. Глупость безграмотности.

Хотя, что там они о вечной жизни говорят? Чушь, конечно, а вдруг… Вон вокруг сколько необъяснимого, таинственного, пока не познанного. Ну не хочется просто так в небытие попасть. А здесь хоть какая-то надежда имеется. Подстраховаться не помешало бы. Что там нужно делать, носить крестик? Ладно, шею не оттянет. Лучше купить подороже, зачтётся. Забегу в церковь и поставлю свечу, побольше. Приходить на церковные службы, но это уж как получится, времени всё нет, дела. Вроде бы всё. Необходимо принять крещение? Без этого никак нельзя? Потратим и на это час, надёжнее будет. Говорят, что всё грехи, совершённые до крещения, будут прощены. Тоже не плохо, поднакопилось их. Каждое утро и вечер читать молитвы и перед и после еды и для каждого дела. Исповедоваться, причащаться, еженедельно ходить в церковь, поститься. Навалилось.  Это уж слишком, жить будет некогда. Но и от вечной жизни отказываться не хочется. Крестились, носим крестик, ставим свечи, праздники церковные отмечаем, жертвуем, милостыню подаём этим старикам и алкашам, ну и больным, о Боге рассуждаем… Читали, что верить в Бога нужно сердцем, но не разумом. Просто верить, а не искать её, не рассуждать. Здорово. Верю в тебя, Господи! Всё, дело сделано. Жизнь вечная обеспечена. Разные церковные мелочи Бог простит. Он же всех любит, конечно, и меня грешного. Не согрешишь, не покаешься. Грешу – каюсь, и снова грешу и каюсь. Пошла жизнь, нет проблем с вечностью.

Прости меня господи за написанное выше. Ирония моя имеет корни в жизни, питается от неё, как сорняк от животворящей почвы. Но ведь и о сорняках нужно знать. Здорово они маскируются под добрые растения. Не всегда и отличишь. Добрые дела можно совершать во имя Христа, а можно якобы под имя его, без Веры, без Души. Сколько «сорняков» в Человеке, поди различи и прополи! Вместо удалённых вырастут новые, корни-то остались, не обработаны Верой, молитвами, покаянием, постом, соблюдение церковных таинств и делами во имя Господа, постоянными усилиями над собой в стремлении к Богу. Вот и обманывается Человек, вводит других в заблуждение. Нет на нём Благодати Святого Духа. Усилиями берётся царство небесное!

«Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит: «Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая – Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая – собственная своя, человеческая, то есть если не пагубная, то и не спасительная; и третья – бесовская – вполне пагубная». И вот эта-то третья вражеская воля научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа. Вторая – собственная воля наша – научает нас делать всё в услаждение нашим похотям, а то и, как враг научает, творить добро ради добра, не обращая внимание на благодать, им приобретаемую. Первая же – воля Божия и всеспасительная – в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святаго как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и доступно оцениться не могущего».

Дальше хочется всё переписать по речам Святого Серафима, выучить наизусть. Каждая фраза, слово находятся на своём месте, мне всё доступно и понятно. Но насколько понятно другим, каждый может судить сам.

Человек имеет желание творить добро. Кто больше, кто меньше. Кто для близких и друзей, а кто и для незнакомых. Кто бескорыстно, а кто для собственной выгоды. Творя добро люди, даже исповедующие христианство, полагают, что в том-то и дело христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы добродетель и тем и дело божие сотворили, а получена ли ими благодать Духа Святаго, достигли ли они её, им и дела не было. Про такие образы жизни, опирающиеся лишь на творение добродетелей без тщательного испытания. Приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа святаго, и говорится:

«Ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его – во дно адово» (Есть путь кажущийся в начале добрым, но конец его – на дно ада)». Другая, известная многим: «Благими намерениями (делами) устлана дорога в ад».

Не все добрые дела ведут в преисподнюю, а те, что не дают плод добродетели. «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется троичным Единством Священотайне».

«Торжище – жизнь наша; двери чертога брачного, затворенного и не достившие к Жениху – смерть человеческая; елей – не дела, но получаемая через них вовнутрь естества нашего благодать Всесвятого Духа Божия, претворяющее оное (то есть естественное) от сего в сие, то есть от тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы в свет, от вертепа (пещера, притон) существа нашего, где страсти привязаны как скоты и звери – в храм Божества, в пресветлый чертог вечного радования о Христе Иисусе Господе нашем, творце и избавителе и Вечном Женихе душ наших. Сколь велико сострадание Божие к нашему бедствию, то есть невниманию к Его о нас попечению, когда Бог говорит: «Се стою при дверях и толку» (Се стою у двери и стучу), разумея под дверями течение нашей жизни, ещё не затворённой смертью».
«В чём застану, в том и сужу», - говорит Господь. Горе, великое горе, если застанет Он нас отягощёнными попечениями и печалями житейскими, ибо кто стерпит гнев Его и против лица гнева Его кто станет! Вот почему сказано: «Бдите и молитесь, да не внидите в напасть» (Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение), то есть да не лишитеся Духа Божия; ибо бдение и молитва приносят нам благодать Его».

«Конечно всякая добродетель, творимая ради Христа, даёт благодать Духа Святаго, но более всего даёт молитва, потому что она как бы всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа. На неё всякому и всегда возможность – и богатому и бедному, и знатному и простому, и сильному и слабому, и здравому и больному, и праведнику и грешнику».

«…Молитвою мы с Ним Самим Всеблагим нашим беседовать удостаиваемся».

Казалось бы, что сложного в молитве. Самый простой вариант – выучи основные молитвы и повторяй в нужное время и ситуации. Если плохая память, то носи с собой карманный молитвослов. Можно молиться и своими словами. Говорят, что последнее более угодно Богу. Парадокс в том, что именно молитва труднее всего даётся людям. Дело не в сложности их содержания, не в церковном языке. Можно читать молитвы и на родном языке. И времени они занимаю немного. Во много раз больше его проводим у телевизора или болтая о пустом по телефону. Для многих проще зайти в церковь, некоторое время отстоять на литургии, не вникая в её содержание, поставить свечи у икон Святых, чем несколько минут самому с собой наедине прочитать нужную молитву. Причина только в маловерии. Можно пройти обряд крещения, ходить в храмы, называть себя христианами, но не быть ими. Для большинства верующих Вера это, скорее, праздник, чем труд.

Основное внимание Человек уделяет своим земным заботам. И это нормально, чтобы жить нужно питаться, одеваться, отдыхать. Чтобы хорошо жить необходимо работать, учиться, развивать свои способности. Чтобы продолжать род – воспитывать детей, внуков. Так день за днём сотни, тысячи повседневных и эпизодических дел. Все они дают какой-то ощутимый результат, который показывает, хорошо или плохо эта забота решена. Этот результат можно почувствовать сразу или он будет отсрочен на некоторое время (воспитание детей), но когда-то в чём-то он обязательно проявится.

С этой привычной мерой Человек подходит к Вере. Бог – это Любовь. Если верить, то от этой любви тебе в земной жизни что-то перепадёт, а не в той, после смерти. Земную жизнь сложно назвать сплошным праздником, она в лучшем случае полосатая. Светлые периоды сменяются тёмными и наоборот. Жизнь -  это непростой труд, в многообразии его форм, кто-то скажет – обуза. «Жизнь коротка, потерпите немного», - горькая земная шутка. Но так хочется иметь надежду, светлые дни, праздники. Приятное общение с друзьями – это уже радость.

Разными путями приходят люди в церковь. Это отдельная большая тема. Пребывание в Храме, как правило, даёт Человеку состояние удовлетворения, успокоения. Благоговейная тишина, свечи, иконы успокаивают, смиряют. Впервые об этом услышал лет тридцать назад в Польше. Во время экскурсии по Варшаве зашли в костёл. Экскурсовод что-то рассказывал нам, мы же с некоторым любопытством слушали его. Вокруг не души. Через несколько минут в зал вышел служитель церкви, как бы выполняя какую-то работу. Кто-то из группы обратился к нему с вопросом. Он ответил, благо в Польше многие знают русский язык. Завязалась беседа. Необходимо заметить, что в России в это время преобладал массовый атеизм. Мы ни в какую религию не верили. Да и разговор был не о религии, а о том, много ли людей приходят в костёл. «Много», - последовал ответ. Нас молодых материалистов, атеистов, конечно, удивил этот ответ. Конечно, полюбопытствовали, зачем люди идут сюда, мало ли мест для общения друг с другом.

Ответ был с житейским уклоном гениально прост. Представьте себе, что с вами приключилась какая-то неприятность. Возникла ли она на работе, в семье или где-то ещё не имеет значения. Вам плохо, вы возбуждены, желаете успокоить разгулявшиеся эмоции. Можно бродить по улицам, запереться в доме, но эти способы плохо снимают состояние раздражения. Вы случайно зашли  в костёл, без всякой цели, проходили мимо. Вам необходим покой, тишина… и собеседник, хотя необходимость последнего вы, вероятно, не осознаёте. Ведь сколько накипело, накопилось в душе, носить в себе просто нет сил. Случайные собеседники не снимают проблему, так как человек понимает, что его боль их мало интересует. Другое дело священник, они, как правило, специалисты в общении. Он незаметно подойдёт к вам, ненавязчиво поинтересуется вашим состоянием, делами. Голос, смирение, отсутствие праздного любопытства, искреннее желание услышать и подсказать – подействуют на вас уже через несколько минут общения. Вы скоро поймёте, что вам нужен именно этот собеседник, точнее, слушатель, внимательный, понимающий и сочувствующий. Выговорившись, вы снимите тяжесть части ваших мыслей. Пусть проблема ещё не решена, но вы уже не одиноки. Есть люди, которые вас понимают, сочувствуют, ободряют, не исключено, что помогают советом. «Куда этот человек пойдёт в следующий раз в ситуации неприятности?», - закончил своё пояснение наш собеседник. И мы его поняли, конечно, в костёл. Но не исключено, что он зайдёт сюда и тогда, когда нет неприятностей. Ему хорошо здесь среди добрых и понимающих людей. А почему бы не послушать церковную службу, которую проводят хорошие люди, не послушать торжественную мелодию органа. Церковь становится тем местом, где можно получить облегчение от житейских и земных проблем.

Но только сейчас понимаю, что между посещениями церкви и Верой огромная, часто непреодолимая дистанция. Если идти в храм для получения комфортности своего психологического состояния, надеясь, что совершается добродетель для души от соблюдения церковных правил, не понимая, что Вера это труд, повседневное усилие над собой по очищению грехов, то мы отстаём так же далеко от Господа, как и люди неверующие. Рассказывающие в розовых тонах о христианской жизни, скрывающие, сколько в ней скорбей и трудностей, не следуют за Господом. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!  войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Евангелие от Матфея, 7, 21).

Воля Бога – вот на что обращает Господь наше внимание. «На всё воля Божия», - говорят в народе. Говорить-то говорят многие, но чаще не руководствуются этим. Всё в жизни нам даёт Бог, а нам кажется, что добиваемся сами, и забываем просить и благодарить Бога. И я такой же. А молитва – это разговор с Богом. В ней восхваляют, просят, благодарят Бога. Каждый миг нашей жизни – это милость Бога, а мы привычно забываем об этом.

О чём просить, о чём благодарить, когда необходимое лежит рядом. Сможешь, то протяни руку и бери, не теряй время. Мы привыкли надеяться на себя, а молитвы эту привычку разрушают. В этом корни внутреннего конфликта: привычек и Веры. Парадокс недоступности молитвы в её простоте. Непривычно, сложно поверить, что в молитве мы разговариваем с Самим Богом. Наша никчемность и величина Бога несовместимы. Нас много, а он один, как он может услышать всех. Наше сознание не вмещает в себя это Великое таинство. И ещё множество уловок, недоверия терзают человека. Молился он, просил, умолял, а получил ли просимое? Были, конечно, случаи, чаще у других, когда воздавалось по просьбе. Но, может быть, это случайное совпадение? Не исключено, что приукрасили или переврали. Можно ли доверять людям.

Молитвы можно прочитать. Это не трудно грамотному человеку. Но нужно знать, где, что и как читать. Мысли забиты земными заботами, тревогами. Не услышит Бог такие молитвы, как и мы сами их чаще не слышим по причине беспокойства или рассеянности. Не верит Человек своей молитве. Вот если бы кто-то за него помолился, кто «ближе» к Богу. Эти Блаженные, священники, духи знают церковные правила, молитвы, умеют их читать, поэтому могут быть услышанными. Просим молиться за нас, заказываем молебны за себя и близких наших, и благочестиво успокаиваемся. А зря, Бог слышит молитвы о нас, но ему нужны наши просьбы, общение с нами, а не с посредниками, пусть даже святыми.

Но всё это слова! Правильные, нужные, красивые, но не убеждают они Человека. Я так же их где-то слышал, прочитал, пропустил через своё сознание, но чего-то не хватает для понимания и полного принятия. Почему тысячелетиями говорят о Боге, а миллиарды моих современников не могут к нему прийти. Тысячи Святых молитвенников молятся за нас, а мы их не слышим или не доверяем. Как можно убедить других, в написанном мною, если я себя не убедил. Как важно найти источники нашей слепоты, понять их, выявить их корни. Один я бессилен, даже если милость Божия будет на мне. Не смогу я ходить по воде. Мало Веры во мне. А почему?

"Молвит Душа и в молве находится, когда молитву творит, а при нашествии Духа Святаго надлежит быть в полном безмолвии, слышать явственно и вразумительно все глаголы живота вечного (жизни вечной), которые Он тогда возвестить изволит. Надлежит притом быть в полном трезвлении и души и духа и в целомудренной чистоте плоти».

«Стяжайте благодать Духа Святаго и всем другим Христа ради добродетелям, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больше прибыли дают. Собирайте капитал благодатных избытков благости Божией, кладите их в ломбард вечный Божий их процентов невещественных и не по четыре или шести на сто, но по сто на один рубль духовный, но даже ещё того в бесчисленное число раз больше. Например: даёт вам более благодати Божией молитва и бдение – бдите и молитесь; много даёт Духа Божиего пост - поститесь; более даёт милостыня – милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте».

«И как в торговом деле не в том сила, чтобы лишь только торговать, а в том, чтобы больше прибыли получить, - так в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать.    Дело наше христианское состоит не в увеличении счёта добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем (большем, лучшим)приобретении обильнейших даров Духа Святаго».

Торговать уметь надо. Это умение не даётся от рождения, его необходимо приобрести. Вначале наблюдать, как это делают другие, потом пробовать самому. Наверно, не сразу получишь прибыль, нужно научить предлагать товар, копируя действия наставников. Затем проявлять самостоятельность в выборе товара и места для продажи. А дальше, по возможности, научиться самому производить товар, который будет интересен покупателям. Чем больше спрос на товар, чем выше его качество, чем больше опыта в торговле, тем больше прибыль. И инструкции для торговли нужны разные: для начинающих одни, для опытных другие.

Так в стяжании Духа Святаго. Начинающие это не обязательно дети, им можно стать в зрелом возрасте, для которого уже недостаточно книжек с картинками. В этом возрасте нужно не только учить, но и помогать ломать привычное, устоявшееся. Не достаточно говорить, что нужно делать, необходимо убеждать, что так нужно делать и почему. Прекрасна и содержательна беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни. Но беседа велась с человеком, который убеждённо верит в Бога. Отче Серафим подсказывает, как тому достигнуть наивысшей пользы для себя в своей Вере. И тогда преподобному Серафиму всё же приходится объяснять, убеждать своим преображением.

О чём нужно говорить человеку маловерному или не верующему? Слушающий, да не слышит. Видящий, да не видит. Каким должно быть содержание беседы для них? Чудес Господних не будет, а если и будут, то многие в них не поверят. Как помочь этим людям, да и самому себе. Не безнадёжны мы, просто находимся в начале большого и сложного пути. Цель далека, не видно её. Слышали о ней по рассказам других. Но можно ли им полностью доверять?!  Не исключено, что нафантазировали, усложнили. А если на самом деле всё значительно проще – живи добродетельно и Бог тебя отблагодарит. И коммунисты говорили, что человек человеку брат и товарищ, а миллионы людей уничтожили. Верь теперь лозунгам, даже духовным…  Верили, несмотря на жестокость жизни, терпели, надеялись на счастье, пусть даже не для себя, а для потомков. Но верить, отключив сознание, есть безумие, фанатизм. Его можно использовать для жестокости, против любви. Но эти крайности сейчас жестокая действительность для религий, объявивших террор во имя Веры.

А далее Н. Мотовилов, человек глубоко верующий, воскликнул то, что в сознании и на устах миллионов людей: «Батюшка, вот вы всё изволите говорить о стяжании Духа Святаго, как о цели христианской жизни; но как же и где я могу её видеть?  Добрые дела видны, а разве Дух Святый может быть виден? Как же я буду знать – со мной Он или нет?»

Вот вопрос вопросов. Как знать, то ли ты делаешь, достаточно ли приложено усилий, есть ли положительный результат? Не отвечают на эти вопросы утверждения отче Серафима: «И всё потому, что не ишем благодати Божией, не попускаем ей, по гордости ума нашего, вселиться в души наши и потому не имеем подлинного просвещения от Господа, посылаемого в сердца людей, всем сердцем алчущих и жаждущих правды Божией».

Правильные, нужные, справедливые слова, но понятны они только тем людям, которые  «всем сердцем алчущих и жаждущих правды Божией». А как помочь тем, кто ещё в начале пути, да и дороги они не знают, но решили, что идти надо. Как помочь тем, кто в силу тысяч причин не решился воспользоваться этой дорогой. Они просто живут. Совершают добрые и недобрые дела, радуются им и страдают, мечтают о счастье, желают его другим, но чаще сами несчастны.

«Все три части нашего естества (дух, душа, тело) созданы были от персты земной, и Адам не мёртвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушествлённым Божиим созданиям. Но вот в чём сила, что если бы Господь не вдунул потом в лице его этого дыхания жизни, то есть Благодати Господа Бога Духа Святаго, от Отца исходящего и в Сыне почивающего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божиими созданиями, как венец творения на земле, всё-таки пребыл бы неимущим внутри себя Духа Святаго, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющий плоть, и душу, и дух, принадлежащие каждому по роду их, но Духа Святаго внутрь себя неимущим. Когда же вдунул Господь в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и бысть… Адам в душу живу (Адам стал душою живою), то есть совершенно во всём Богу подобную и такую, как Он, навеки веков бессмертную».

Для  человека верующего из этих слов становится более понятно, что тело, дух, душа без Святаго Духа мертвы, отделены от Бога, живут сами по себе. Земная жизнь дана для приобретения благодати Божией. Человек рождается, живёт развивается, но остаётся мёртвым для жизни вечной в Божественных кущах. Спасибо отче Серафиме за разъяснения.

Человек неверующий или маловерный, скорее всего, возмутится: «Адаму Дух Святой был дан без каких-то усилий с его стороны, даром. Так почему же мы должны его получать через наши усилия и страдания». Современный человек хочет получить всё сразу и без усилий, а там уж он постарается распорядиться имеющимся. И не возмущение это будет, скорее, оправдание своей лени и духовной безграмотности.

В чём принципиальное различие между действиями Духа Святаго, вселяющегося в сердца верующих в Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и действиями тьмы греховной, бесовской?

«Дух Божий воспоминает нам словеса Господа нашего Иисуса Христа и действует едино с Ним, всегда торжественно, радостворя сердца наши и управляя стопы наши на путь мирен; а дух лестчий, бесовский, противно Христу мудрствует, и действия его в нас мятежны, строптивы и исполнены похоти плотской, похоти очес и гордости житейской».

Когда я собираюсь, еду в церковь или возвращаюсь после службы, то часто ловлю себя на том, что невольно читаю молитвы. У меня хорошее настроение и мне не хочется ехать домой, где шум, телевизор, диван и т.д. По натуре я одиночка, хотя не могу жить без общения с близкими, дорогими мне людьми. Они отвлекают, мешают, но без них в моей жизни тоска. Что здесь от Бога, а что от Сатаны? (Какая огромная тема раскрывается).

По словам отче Серафима при крещении человеку даётся Божественный свет заслуг Христовых, который постоянно светится в сердце его, несмотря на грехопадения человеческие, не смотря на тьму вокруг нашей души.

«Этот свет Христов при нераскаянии грешника глаголет Отцу: «Авва Отче, не донца прогневайся на нераскаянность эту!» А потом, при обращении грешника на путь покаяния, совершенно изглаживает следы содеянных преступлений…». «Благодать Духа Святаго выражается в законе словами заповедей Господних, есть светильник и свет мой…».
 
 

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: