+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Борсуковский Борис Александрович

907 0

Борсуковский Борис Александрович

Человек который пытается заглядывать в неведомое, составлять проекты и реализовывать их в действительности.

8 951 423 2820

25.08.2015














 

Встреча у поскотины

 

Они встретились: человек и волк, точнее девушка и стая волков. Их разделяло полтора десятка метров, разминуться было не возможно. Девушки оставалось пройти до деревни менее километра. Волки были занята своим кровавым, но необходимым для них делом.

Конец августа в северных районах Сибири начинает активно демонстрировать признаки приближения осени. Ещё по-летнему тепло, ветерок шевелит увядающую траву, своим видом показывающую, что более расти и зеленеть не может, пора покрываться заметной серостью. В кронах деревьев приметна жёлтая листва, а на лесных полянах засохший ягодник земляники и костяники. Редкие грибы, источенные червями, своим измученным видом напоминают о длительном отсутствии дождей. Всё вокруг засыхает и увядает.

Приближение осени – это несколько оставшихся дней до нового учебного года. Большие школьные избы готовы к учебным занятиям, да и что там готовить: две-три классные комнаты, столы и лавки вместо парт и обязательно на стене большая чёрная доска с несколькими кусочками мела. Учителя, которых в школе два - три обходят, дома учеников, составляя списки. Не в каждой деревне есть школа, для военной годины это большая роскошь, а учить детей нужно. Вот и бегает ребятня из своего села пять – семь километров, а то и все десять. Детей из отдалённых сёл размещают в заброшенной избе, именуемой интернатом, или устраивают на постой к знакомым, забирая на воскресенье домой, чтобы попоить молочком, да передать нехитрый набор продуктов и одежонки.

Молоденькая учительница, сама год назад окончившая восемь классов, рано утром пошла в соседнее село, чтобы отметить, кто же из детей придёт в школу. Десять километров туда да столько же обратно, то, что пройдёт в селе - не в счёт. Северные деревни, нередко в одну улицу, растягиваются вдоль речки не на одну сотню метров. Несколько десятков дворов, в каждом по одному - два школьника, пропустить нельзя. Днём в избах немощные старики и дети. Женщины и несколько мужиков, которые по возрасту или состоянию здоровья не могут быть призваны в армию, на работе. Мужики села где-то далеко на западе воюют с фашистами. Освобождённых от фронта никто не освободил от работы за себя и солдат, сражающихся с врагом.

Август – месяц начала уборки урожая. Невелик он в этот год. За всё лето было несколько дождей, но всё не вовремя. Посохло вокруг, но собрать нужно до последнего колоска, а позже выкопать мелкий картофель. Скотины осталось немного, некому за ней ухаживать. Сена почти не накосили, соломы тоже нет. Но не опустили люди руки, работают с утра до ночи.

Вон дядька Панас, инвалид без руки, привязал к культе косу и целыми днями обкашивает поляны в лесу, где травка немного сохранилась. Утром, натёртый в кровь обрубок руки заматывал тряпкой и со слезами ладил к ней косу. А кому ещё работать, нет в селе бездельников, вот только немощные и малые, да и те на нехитром домашнем хозяйстве. Готовы всё претерпеть, никто и мыслях не держал, что дети могут пропустить школьные занятия. Дети тоже серьёзно принимали школу, как свою ответственность перед Родиной.

За день молоденькая учительница обошла все дворы. В каждом её встречали уважительно, даже ответственно – учительница. Записать имена детей не сложно, но нужно о них расспросить, поинтересоваться о делах в семье, пишут ли с фронта отцы и старшие братья. От кого-то уже давно нет известий. Успокоить, ободрить, а то и незаметно поплакать в душе. Для многих из них, весь учебный год ей придётся восполнять родительскую заботу.  В школе учат не только читать, писать, считать, но и воспитывают, что намного сложнее и ответственнее.

Как может с этим справиться семнадцатилетняя учительница? Где ей, вчерашней ученице, набраться педагогической мудрости, сочувствия и терпения, чтобы обучать детей азам письменности и счёта, когда у них в доме отродясь не было книг, как им догадаться, что редкие газеты, которые шли старикам на самокрутки, можно даже читать… Вот только письма, которые мать читала, перечитывала и всегда плакала, потом заворачивала в платочек и прятала в сундук, давали притихшей ребятне грустное представление о чтении. Прививаемая всем укладом сельской жизни ещё плохо понимаемая, но постоянно присутствующая в жизни детей ответственность, бессознательно и неотвратимо готовила их к новому этапу детской жизни – школе.

Матёрый волк-вожак был занят своими непростыми заботами. Чутьё указывало, что непривычно жаркое лето заканчивается, скоро придут большие дожди, а потом холода, к которым стая оказалась не готова. Благоприятная весна позволила выжить молодняку, но неожиданная северная жара привела к засухе, погубила большую часть растительности и с ней немало животных. Волки рыскали по лесам в поисках пищи, но найти её было не просто. Часть молодняка погибла, но стая оставалась ещё большой. Инстинкт хищника подсказывал, что в засушливое время разделяться на мелкие стаи нельзя. Мелкой дичи мало, а на большую может не хватить сил. В лесах не видно главного врага волков – охотника. Откуда волку знать, что за тысячи километров от них несколько лет идёт страшная война, которая погубила почти всех мужиков округи. Висят в чуланах ружья, да некому с ними бродить по лесам, высматривая дичь.

Издавна человек и волк - непримиримые враги. И тот и другой ненавидят и боятся друг друга, хорошо изучили повадки противника. При встрече человека и волка их силы примерно равны. Но преимущество человека в ружье, которое даёт ему значительное превосходство над зверем. Из него можно нанести удар с расстояния, недоступного для решающего прыжка хищника, лишая возможности использовать быстроту и силу клыков. Многовековое соседство научило избегать встреч, не вторгаться в сферу выживания своего врага. Для них нет необходимости доказывать своё превосходство, как это случается между людьми или волками в стае. Но и добрыми соседями быть не могли. Человек научился выращивать и производить пищу, волк же мог её только добывать. Во всех случаях льётся кровь, и заботливо выращенное животное или загнанная жертва лишается жизни. Хищнику, в отличие от человека, не нужно оберегать свою будущую жертву. Он должен её найти, в одиночку или стаей убить, тем самым накормить семью. Волк - дитя природы, инстинктами вобрал в себя её основные законы и правила, которые передаются из поколения в поколение. Но природа не постоянна в своих явлениях, нередко создаёт условия, в которых, чтобы выжить, нужно нарушать привычное и принимать вынужденный рискованные решения.

Последние годы волкам жилось довольно привольно, расплодились, а тут такое неожиданное лето. Голод ещё не наступил, но его ощущение уже преследовало стаю. Чтобы выжить, инстинкт требовал изменить привычные условия добычи пищи, а это возможно только нарушением границы обитания человека.

День подходил к вечеру. Солнце ещё довольно высоко, но уже начало своё движение к горизонту. Обход дворов завершён, пора возвращаться домой. Выйдя за деревню, девушка сняла обувь, связала шнурками и перебросила через плечо. В селе она была учительницей, которая строгостью своей профессии, не имела право входить в дом учеников неряшливой. Теперь же она одна: молодая, красивая, энергичная, полная жизненных планов, которой не лишне сохранить свои единственные туфельки. Из-за отсутствия дождей дорога покрылась толстым слоем пыли, в мягкую теплоту которой было легко и приятно наступать. Что для молодости значат какие-то десять километров пути в солнечную погоду? Удовольствием назвать сложно, но и неприятностью не назовёшь. Чувствуется усталость, но за ночь она пройдёт, а завтра снова дорога в другое село.

Через неделю встречать ребятишек в школе. Первый учебный день для них праздник, и его нужно продумать, подготовить, организовать, украсить. Хотя возможности очень скудные, но выручают цветы, игры, радость встречи, хорошее настроение, и, конечно, надежда, что скоро закончится война, вернутся домой отцы и жить станет значительно лучше. Она представляла улыбки своих учеников, радость встреч с друзьями, перемешанную с такой милой детской непосредственностью. Им сейчас трудно, голодно, одеты в одежонки своих старших братьев и сестёр, которые после будут донашивать младшие. Непривычно на неделю покидать свой дом, маму, которая целыми днями на работе, но вечером усталая, в постоянных заботах и хлопотах всегда с ними.

Юная учительница пылким сердцем и пробуждающимся к взрослым добрым делам разумом, понимала и принимала свою работу, как большое доверие. Вниманием и заботой нужно уменьшить эту тревогу, хотя полностью убрать невозможно. Дети непрерывно учатся даже тогда, когда взрослые не прилагают к этому никаких усилий. На школьных уроках у них в зависимости от способностей формируются знания, а воспитывают их вольные или невольные, добрые или плохие, яркие или неприметные примеры окружающей жизни. Вот о чём думала спешащая домой учительница. Как помочь своим ученикам накопить больше положительного, доброго жизненного опыта, уберечь от плохого. Хватит ли у неё знаний и сил оправдать доверие к учителю? Тревожно на душе. Но молодость тем и сильна, что она не всегда знает о наработанных, проверенных, рекомендованных методиках воспитания, которые должны привести к положительному результату. Она желает этот результат получить и постоянно придумывает способы его достижения, которые соответствуют её душевной доброте и ответственности. Нет в сельской школе педагогической литературы, не читала её наш юный педагог, но за восемь школьных лет непроизвольно перенимала опыт учителей. Восемь лет – это большой этап жизни ребёнка, подростка, юности, который становится основой взрослой жизни.

Матёрый вожак обязан подчинить стаю своей воле. Его воля – это опыт выживания. Природа диктует свои условия, а инстинкты и жизненный опыт должны найти решения, в котором требование вожака является главным. Соперник в стае может противиться вожаку, но только в меру своих физических сил или слабости вожака. Стая чувствует ситуацию и нависшую над ней опасность, но она не способна обсуждать решение. «Мы» в стае проявляется в её действиях, а решение принимает сильное «я». Кроме недостатка пищи вожака тревожило отсутствие у молодняка опыта охоты. Мало было достойной охоты, не пришлось молодым волкам отрабатывать умения коллективного преследования крупного животного и разящей силы клыков. Инстинкт требует держаться подальше от жилья человека, но там есть пища, которая так нужна ослабленной стае. Ответственность перед стаей с каждым днём всё более настойчиво требует побороть страх перед человеком. Хищники в отличие от человека не живут надеждой на чудо, они действуют в соответствии со сложившимися обстоятельствами. И принятие решения остаётся за вожаком.

Дорога проходила через последний лес перед селом. Смеркалось. Кроны могучих сосен почти закрывали небо. Вечерний сумрак медленно сжимал видимое пространство, вызывая у человека ощущения тревоги и беззащитности. Даже знакомый с детства лес, хоженый не раз вдоль и поперёк, могуществом своего молчания или особенным глухим вечерним шумом заставляет путника скорее выйти из этого таинственного, пугающего влияния вечернего бора. Дневной лес полная противоположность вечернему, тем более ночному. Дневной лес – это житница человека. Грибы, ягоды, орехи, лечебные травы – богатство, без которого человеку трудно прожить. Дети собирают в лесу цветы, устраивают игрища, учатся понимать красоту природы, уважать, сохранять и заботиться о своём кормильце.

Возле леса пасётся домашний скот. Чтобы скотина не заходила в лес, не портила ягодник и грибницу, его отделяют от пастбища поскотиной. Это вырытая длинная траншея вдоль леса. Чтобы скотина не пыталась через неё перепрыгнуть и не ломала при этом ноги, землю из траншеи выбрасывают в одну сторону, которая образует защитный вал. На него накладывают крупные ветки, как дополнительное препятствие. На дороге, идущей в лес, обязательно устраивают ворота, которые путник или возчик обязательно закроет после себя. Если в лесу случались пожары, то тушили его всем миром, не давая разгораться и расширяться. Не надо было выставлять плакаты призывающие беречь лес от огня - это понимал самый малый ребёнок.

Девушка привычно закрыла за собой ворота поскотины и в ожидании приближающего отдыха пошла к своему недалёкому селу. Вдруг тишину вечера разорвал какой-то душераздирающий крик. Девушка испуганно посмотрела в его сторону. То, что она увидела, привело её в ужас – два матёрых волка старались повалить телёнка. Рядом молодой волк, как на пружине, прыгал зачем-то вверх. Один волк тащил телёнка за хвост, другой вцепился в шею, но ещё не сумел её перегрызть. Телёнок упирался и кричал. Вдоль поскотины сидела волчья стая и внимательно наблюдала за действиями этих учителей. Да, учителей! Для молодых волков это было не просто добывание пищи, а необходимый урок. Как и на школьных занятиях, главным условием успеха является внимание и запоминание. Волчата учились убивать жертву. Конечно, в поле их зрения попал и неожиданно появившийся человек, но это было постороннее явление, отвлекающее от темы урока. Дисциплиной на уроке руководит вожак, поэтому стая не отреагировала на возникшую помеху.

Не знала этого юная учительница. Страх перед волками был ей свойственен, как и любому жителю села. Дорога проходила всего в нескольких метрах от места трагедии, свернуть и спрятаться было невозможно.

Что заставило девушку принять решение, которое оказалось единственно верным, - продолжать идти, но не смотреть в сторону волков? Медленно, переставляя непослушные от страха ноги, она продолжала идти вперёд. Закрывать глаза не было необходимости, она и без того почти ничего не видела, но в ушах продолжал звучать этот страшный крик. Пройдя некоторое расстояние, стала прибавлять шаг. Всё делалось автоматически, без участия и контроля со стороны сознания. Недалеко от деревни увидела ещё несколько телят. Вбежав в деревню, только и могла закричать: «Бабы, там волки напали на телят». Что было потом, не помнила. В слезах добежала до своего дома, чтобы укрыться за его надёжными стенами. Вряд ли тогда она могла понимать, что тот телёнок, ценою своей жизни спас её.

Прошло много лет. Молоденькая учительница стала уважаемым, заслуженным педагогом, профессором. Однажды случайно прочитала, что при встрече с волком нельзя смотреть ему в глаза, обязательно нападёт. Не знала она этого правила, но гармония жизни в природе человека и хищника подсказала это неожиданное и спасительное решение.

Август 2015 г.

 

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: