+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Борсуковский Борис Александрович

69 0

Борсуковский Борис Александрович

Человек который пытается заглядывать в неведомое, составлять проекты и реализовывать их в действительности.

8 951 423 2820

07.08.2018
















 

БАБУШКИН ВНУЧОК-СЫНОК
(Вагонные беседы)
 

        
Сколько интересных повествований можно услышать, путешествуя в вагонах поездов дальнего следования! Постараюсь подробно передать один из них, опуская содержание самого путешествия. Его рассказала миловидная, интеллигентная бабушка, возраста между пятидесяти пяти и шестидесяти пяти лет, которая ехала к внуку в гости. Хотя современным бабушкам нередко около сорока, а выглядят они лет на тридцать, но народившиеся внуки невольно награждают их почётным званием – бабушка. Само повествование заняло не многим более получаса, но запомнилось искренностью чувств и глубиной переживаний.

В уважении к социальному статусу будем называть её по имени-отчеству – Тамара Петровна. Ранее, при знакомстве, соседи узнали, что она педагог со стажем более двадцати лет, но по причине хронического воспаления лимфатических узлов голосовых связок стал пропадать голос. Врачи настаивали на уменьшении речевой нагрузки, но разве в школе такое возможно? Пыталась, продержалась ещё три года, но всё же школу пришлось оставить. Следующие места работы для характеристики Тамары Петровны большого значения не имели, поэтому их опустим. Отметим только, что имя Тамара, как правило, характеризует привлекательность внешности и силу её характера. Соседи по купе за сутки знакомства не по одному разу рассказали свои жизненные истории, но Тамара Петровна участвовала в них лишь своим задумчивым, но искренним вниманием. Все спутники были примерно одного возраста, поэтому в начале знакомства больше говорили о работе, потом о политике  и, наконец, перешли на обязательную тему - о любимых внуках. Тамара Петровна своим вниманием привычно участвовала в разговорах. Однажды соседка, которая просила называть её баба Валя, поинтересовалась: «Тамара Петровна, а у вас есть внуки?» Вопрос был вполне ожидаем. Ответ Тамары Петровны вылился в предлагаемое повествование.

- Есть, четверо, - с улыбкой ответила Тамара Петровна, - еду к старшему. Год его не видела – телефон да интернет, но разве они заменят живое общение.

- Сколько ему лет? – допытывала любопытная баба Валя.

- Большой уже, студент. Лето подрабатывал. Мы с наших пенсий помочь не можем, а жить в Москве дорого. Младшие-то дома, с ними проще. За старшего тревога большая – сидит днями и ночами за компьютером: учится и работает с ним. Скоро сессия начнётся, хоть подкормлю его.

- Да уж эти студенты, - философски вздохнула баба Валя и добавила, - а родители-то как? Мать к нему съездила?

- Да я и есть бабушка-мать, - после продолжительной паузы, видимо, приняв какое-то непростое решение, ответила Тамара Петровна. – Не удивляйтесь.

Мой сын женился рано. Студент. Повстречал в университете девушку, влюбился, решили пожениться. Наши доводы, что нужно завершить учёбу, услышаны не были. Сын отличается добрым, но упрямым характером. Его самостоятельность нередко отзывалась у нас обоснованной тревогой, вот и решили, что пусть рядом будет любимая девушка, тем более, что искренность их чувств сомнений не вызывала.   

Через год у них родился сын. Медсестра, сообщив нам по телефону радостную весть, умилительно добавила: «Хорошенький такой!» Пять человек двух семей жили в двухкомнатной квартире, теперь добавился шестой, но такой желанный. С первых же дней взяла над внуком шефство – вырастила двух детей, опыт. Молодые не возражали – на учёбу требовалось время. Я ещё работала в школе, муж – преподаватель института, родители – студенты. До пенсии нам далеко. Составили текущий, хотя и довольно напряжённый, график ухода за младенцем. Приходилось жертвовать временем на работе, но это не в тягость. Внучок просто купался в нашей любви и заботе, отвечая нам успехами своего развития. Каким родителям, тем более бабушкам и дедушкам они не знакомы! Так пролетело три года. Наши студенты, уверенные, что ребёнок не окажется без присмотра, всё больше задерживались в университете, да и развлечься успевали. Я вынуждена была покинуть школу, но пока не работала. Денег не хватало, но, ограничивая себя в расходах, не бедствовали. Тревожило, что любящие своего ребёнка родители не уделяют ему достаточного внимания. Ребёнок, подрастая в нашей большой семье, конечно, не понимал моих тревог. Да и что они по сравнению с радостью ощущения этого милого маленького чуда.

Но вот родители получили свои дипломы, появилась ещё одна ответственная забота – работа. Я тоже устроилась в одну из фирм, где не требовалось постоянного присутствия, а позже открыла свой небольшой бизнес. Стала назревать бытовая ситуация, когда молодёжь стала стремиться к самостоятельности своей семьи, тесновато стало в нашей квартирке. Мы с мужем понимали суть возникающей проблемы, но решительно не принимали и не представляли, что останемся без ежедневного общения с внуком. Но решаем не мы, осталось только скорбно согласиться.

Дети сняли в другом районе города, но ближе к работе, комнатку в коммунальной квартире. Внука сумели отдать в детский сад, который находился чуть ли не во дворе дома. Но эксперимент с садиком довольно быстро развалился по причине нежелания внука его посещать. Уже через неделю остро встал вопрос: «Что делать?» В течение месяца искали ответ на этот мучительный вопрос. Однажды, в воскресенье, муж рано утром приехал к молодёжи и застал их спящими, а внука, тихонько сидящего за столом, не выдержал и решительно потребовал, чтобы собрали вещи ребёнка, он его заберёт к нам домой. Удивительно, но возражений не последовало. Родители ребёнка собрали, вещи упаковали, поцеловали и отпустили.

Так внучок вернулся в нашу семью, а с ними привычные заботы. Прибавилось их и у нашей дочери. Она училась в шестом классе. После школы выполняла домашнее задание и шла с Сашей, так зовут внука, гулять. Мы же по очереди ходили на работу, нередко вместе с внуком. В экстренных случаях выручали сваты, забирая внука на несколько дней к себе. В самом крайнем случае на пару часов можно было оставить у соседей. Родители приезжали в гости, но никогда не забирали сына к себе. Но это всё бытовые заботы.

Саше исполнилось пять лет. Меня стало беспокоить то, что внук почти не общается со сверстниками, домашний ребёнок. Во дворе он играл с ребятнёй, но инициатором игр не был. Да и игры всё более связаны с копанием в песке. Скоро в школу, а он не знает, что такое детский коллектив. Дома, среди заботливых взрослых, подвижный, энергичный, а как будет чувствовать себя среди сверстников? Не потеряется ли среди них? Всё же общение в детском саду приносит пользу. Мы помнили и опасались результата первого опыта, повторять который не хотелось. Но и оставлять проблему без решения считали неразумным.

Однажды услышали, что в городе есть частная школа-детсад. Разузнали о ней, съездили, поговорили с директором, определились с финансовыми возможностями. Решили, что если родители берут на себя оплату посещения садика, то мы будем Сашу туда отвозить и забирать. Расстояние от нашего дома до школы довольно большое – шесть остановок автобусом, да до школы идти ещё метров пятьсот. Но тревога за будущее внука требовала неотложного решения. Удивительно то, что внук легко вошёл в детский коллектив, тем самым сняв нашу тревогу о посещаемости. На следующий год он перешёл в группу подготовки к школе. Своими способностями довольно прочно вышел в лидеры, хотя дети в группе были неплохо развиты. Мы старались не упустить развитие ребёнка, но времени и возможностей катастрофически не хватало. Дед читал и придумывал сказки, научил считать. Дочь учила с ним алфавит. За мной было общее руководство воспитанием и развитием.

Пять лет Саша проучился в школе. По всем предметам одни пятёрки. Активист и заводила в классе. В классе всего-то восемь учеников. За урок учитель успевал поработать с каждым из них. После занятий - набор мероприятий, прогулки, футбол во дворе. Школа хорошая. Её удалённость нас не смущала. Полный день пребывания учеников вполне устраивал. Дети после уроков под присмотром воспитателей готовят домашнее задание, отдыхают, а, главное, накормлены.

Но снова на нас накатило беспокойство. Начинается изучение более сложных учебных предметов: биология, физика, химия. В школах для преподавания этих предметов создаются оборудованные кабинеты, в которых собраны разнообразные приборы, экспонаты, химические реактивы и посуда. В нашей маленькой, уютной школе этого не было или существенно ограничено. Мне знакомы недостатки «преподавания на пальцах» без наглядности – формируется запоминание без достаточного понимания. В этом возрасте у детей активно формируется мышление, чему служат наглядность, опыты, эксперименты. За семь лет воспитания  и обучения в школе мы привыкли к ней, благодарны педагогическому коллективу, но пришло время её покинуть. Перевели Сашу, с его-то пятёрками, в одну из лучших гимназий города, которая располагалась намного ближе к дому.

Но случилась беда откуда не ждали – родители развелись. Я много размышляла над этой трагедией, укоряла себя, старалась смягчить для внука этот удар. Бытовая неустроенность, постоянная нехватка денег, независимость характеров, мелкие и крупные ссоры, конечно, не способствуют семейному благополучию. Главное цементирующее условие каждой семьи – дети, а мы своей заботой лишили её этой прочности. Всё наше внимание обращено на внука, а родители - взрослые люди, сами разберутся в своих отношениях. Через полгода сын на несколько лет уехал работать за границу, а Лера попыталась создать новую семью. Мы с мужем болезненно переживали эту трагедию, особенно беспокоясь за внука. Он был вроде бы прежний, но душевную надломленность выдавали грустные глаза. Понимали, что семью уже не вернуть, но ребёнок стал сиротой при живых родителях. Мы - его защита и опора, но взрослеющий ребёнок пытается найти ответ: почему он постоянно жил без матери и отца, хотя они были недалеко? Они приезжали к нему, привозили подарки, были всегда вместе, но почему он не с ними? Он же их любит, нуждается именно в их заботе. Конечно, не представляет своей жизни без бабушки и дедушки, их заботы и внимания, но этого же, пусть бессознательно, он ожидает от мамы и папы. Думали ли так же родители? Наверное, но слепая уверенность, что сыну лучше у бабушки, преобладала. А их основная задача – помогать материально.

Удивительно, что в классе внука ещё две девочки постоянно жили у стариков, а родители недалеко от них в отдельных квартирах. Что это - прагматизм века? Современным бабушкам ещё работать да работать до пенсии, но ответственности за воспитание внуков у многих из них больше, чем у родителей? Я же сама, через свой эгоизм, лишила родителей их ребёнка, хотя они не очень-то и возражали.

Лера поселилась недалеко от нас. На семейном совете решили, что Саша должен жить у мамы. Если возникают какие-то проблемы, то мы рядом. Прошёл месяц, но радости в глазах внука не прибавилось. Он не жаловался, но при встречах грустил и не хотел нас отпускать. Это невыносимо! Лера на работе, а ребёнок предоставлен сам себе. Как он там? Мы извелись в догадках. И вот дед пошёл на квартиру к внуку, собрал учебники и тетради и привёл внука домой. Лере, конечно, позвонили, а через день она привезла остальные вещи Саши.

Внук окончил школу. На выпускном вечере родителей не было. Затем поступление в университет, и привычная помощь деньгами, которые, конечно, нужны. Внук давно стал для нас младшим сыночком, а мы для него родителями. Наша дочь для него, что заботливая мама, хотя он считает её сестрой. Как дальше сложится его жизнь? Много ли вреда мы нанесли?

Тамара Петровна грустно замолчала. Все слушателям было понятно, что у неё есть ещё что сказать, но она решила не вдаваться в подробности. И так рассказом она выплеснула боль своей души, но стало ли ей от этого легче. Любовь и радость за внука несомненны, но распалась семья, не испытав любви и близости сына.

- Перемелется всё, - отозвалась баба Валя, - главное, чтобы парнишка в жизни не потерялся. Разберётся.

У меня тоже сложилось впечатление, что разберётся. Он получил заботу и любовь от близких ему людей, даже от бестолковых родителей. Главное, чтобы осмысление своей детской и юношеской жизни, не привело к осуждению. Бог всем нам судья! А мы должны научиться делать выводы, понимать и принимать их. А бабушка всю жизнь будет заботиться о своём внучонке-сыночке, радоваться его успехам, огорчаться неудачам и надеяться, что своей чистой любовью смогла сформировать условия для его счастья. 
 
 

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: