+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Борсуковский Борис Александрович

62 0

Борсуковский Борис Александрович

Человек который пытается заглядывать в неведомое, составлять проекты и реализовывать их в действительности.

8 951 423 2820

29.07.2019


Оглавление:

Корни моего рода:

     - Введение
    - О памяти жизни
    - Наши родители

Род Барсуковских


Род Борсуковских - отец





















 

Корни моего рода
 

Я, Борсуковский Борис Александрович, 1950 года рождения, кандидат педагогических наук, доцент социальной педагогики, руководитель Центра социального развития «Благолетие» (blagoletie.ru) хочу предварить повествование о родах моих родителей вступлением, в котором попытаюсь обосновать необходимость для каждой семьи в формировании родовых архивов.
 

ВВЕДЕНИЕ

 
Человек обречён жить среди людей, вольно или невольно, грамотно или безграмотно, традиционно или творчески  выстраивая социальные отношения с окружающим его обществом. Какое оно это общество? Понимает ли человек его сущность? Как комфортно и достойно жить в нём? Что связывает Человека и Общество? Это малая часть полезных вопросов, которые нужно задавать и отвечать, чтобы найти своё достойное место среди людей, так как общество и отношения в нём непрерывно изменяются.

Как почувствовать, увидеть, поспевать за ускоряющимся темпом социального развития? Можно ли это сделать в одиночку или необходима коллективная работа? Можно ли успешно жить народом, семьёй, личностью не зная корней своего народа и семьи? Какое влияние могут оказать родовые корни на современные семьи? Почему восточные народы знают о своих предках многих поколений, а русские, в основном, не более двух – трёх? Знали ли наши предки о своих народных и семейных корнях? Что дают современному человеку эти знания? Какой уровень информации о предках достаточен для личности русского человека? Достаточно ли информации о народе, которую можно получить из исторической и художественной литературы? История нужна для осведомлённости или она играет более значимую роль в развитии народа, семьи и личности? Генеалогическое древо – это корни вверх? Современный путь развития российского общества приведёт к распаду культур народов и их исчезновение? Могут ли народы России превратиться в население? Может ли подобное произойти с другими народами?

История предков интересна  каждому человеку. Хочется знать, кем они были, чем занимались, что пережили? Может быть, среди них найдутся известные люди или  обнаружатся общие корни с представителями знатных русских родов, а, может, они обычные хорошие люди, давшие жизнь твоим родителям, а те, в свою очередь, подарили радость жизни тебе. Нам нужно искать, архивировать и сберегать эту связующую нить между поколениями?

Слово «род» является корнем слова «Родина», а история рода - продолжением истории своего народа. Семья является важнейшим институтом воспроизводства общества и основой первичной социализации личности в процессе взаимодействия поколений. Именно в семье межпоколенческие отношения развиваются наиболее глубоко. Для этого должно выполняться необходимое условие - владеть информацией о жизни, как ушедших, так и живущих родичей. Многие социальные трансформации сопровождаются кризисными явлениями, переходящими из сферы общества в семью, и наоборот. Произошли значительные потери в культуре родового и семейного общения, в осуществлении родовых воспитательных функций. Ослаблены социальные отношения в семье, несовершенны формы и механизмы их регулирования. Молодёжь, сознательно и бессознательно находясь под влиянием родовых традиций, переданных им воспитанием в семьях в детстве и юности, не зная истории своего рода, не понимая их природы и значения, не гордясь ими, легко растрачивает его ценности, превращаясь в безликое население.

Для образованной современной молодежи непросто усваивать опыт старших, что углубляет различия, создает противоречия и конфликты между ними. Она, не обладая опытом жизни, более подвижна и склонна без достаточной оценки к принятию решений, разрывая отношения с родом, допуская социально-генетические ошибки, последствия которых непредсказуемы. У каждого народа непрерывно меняются семейные отношения, но сохраняются основные ценности, заложенные в процессе социализации, определяющие духовный мир, формы общения и поведения, виды деятельности. Эти ценности необходимо интуитивно воспринимать, но и понимать и принимать их значение и развитие.

Огромную помощь могут принести семейные архивы, в которых в фотографиях, письмах, записях, наградах и многих других документах сохраняется не только информация рода, но и осмысление значения этих корней для современников и потомков. Устная память коротка и неустойчива.  Не систематизированный набор документов не является архивом и не приносит большой пользы: лица родственников на старых фотографиях уже не узнаваемы; содержание писем отрывочно, хотя и интересно, но кто их читает; значение старых вещей утеряно.

Создание родового архива – большой и длительный процесс. Классический архив – это сохраняемые, приведённые в систему документы, отражающие события эпохи или определённого отрезка времени развития народа и государства. Жизнь человека, его судьба является неким приложением к этим документам. Этот подход явно отражён в экспозициях многих социальных музеев, в которых основные площади стендов занимают материальные экспонаты.

Семейные архивы относятся к архивам социальным. Документы важны не сами по себе, но для подтверждения описания жизни субъектов рода, изложения наглядности их судеб. Содержание судеб членов рода является основой памяти семейного архива.

 

О памяти жизни
 

Жизнь - это удивительное состояние мироздания. Оно потрясает воображение, уводит за пределы понимания уже тем, что имеет способность к саморазвитию. Какова её цель, как для личности, так и для человечества?! К чему она ведёт, чему призвана служить? Как понять, принять и следовать ей! Бесцельность ведёт к бессмысленности, лежащей в основе всех мировых катастроф.

Жизнь человека отличается от жизни растений и животных активным влиянием сознания. Сознание – это благо или злой рок человека? Пусть каждый думающий человек, способный размышлять и рассуждать, даст на него свой ответ. Хотя по сути ответов всего два: «благо» или «рок». Для человека важен процесс и результат размышлений, который наполняет жизнь содержанием и смыслом. Если жить без поиска высшего смысла, то зачем отягощать её сознанием? Или сознание необходимо только для того, чтобы раскрасить существование удовольствиями (не стоит пытаться перечислять все многочисленные формы и виды этого состояния), которые не может создать природа, а потом исчезнуть в вечном небытии: «Жизнь только миг между прошлым и будущим». Бессмысленность «мига», как психическая заноза, создаёт болезненное восприятие жизни. Не получается у человека просто жить и не рассуждать, не переживать о ней, чему особенно мешает память. Человек привык регулировать своё бытие, управлять им, добиваться результатов. Именно результаты: большие и малые, хорошие и плохие, выстраданные и случайные, достойные и недостойные – являются основой памяти о жизни человеческой. Какова продолжительность этой памяти? Кто соберёт её крупицы в жизненное повествование?  Кто даст ответы на вопросы: «Как жил? Что видел? Что сделал? Что понял?»

Рассуждения, что человек стремится прожить так, чтобы о нём как можно скорее забыли, есть приём самозащиты от осознаваемых или придуманных неудач. Принимая неизбежность смерти, каждый из нас желает продлить свою жизнь, оставшись в памяти близких ему людей, хотя бы детей и внуков. Подтверждением могут стать фотографии, на которых люди с удовольствием запечатлевают фрагменты жизни. Только ли для того, чтобы лишний раз посмотреть на себя любимого? Показываем фото друзьям, знакомым и малознакомым людям, но почему-то перестали прописывать на обратной стороне карточки время, место, имена людей, попавших в кадр. Цифровые фотоснимки эту раннюю традицию сохранения информативного пояснения окончательно уничтожают. Что остаётся?!

Не в традициях нашего народа привычка составлять семейные архивы и тому много причин, анализ которых выльется в объёмное исследование. Выделим некоторые из них.

1. Многовековая безграмотность основной массы населения России. Записать воспоминания было не кому. Устная память ограничена.

2.   Недооценка значения жизни каждого человека.

3. Непонимание влияния судеб предков (социальная генетика) на судьбы потомков.

4. Трагические этапы жизни народа, в которых, чтобы выжить, приходилось скрывать, нередко уничтожать корни своего рода.

5. Природная лень современного человека к письменному творчеству. Много говорят, но мало пишут.

Семейных архивов в нашей стране единицы, а то и её сотые доли. Творческих людей, желающих их сформировать, значительно больше. Но желание не есть результат, часто оно остаётся не осуществлённым по причине обычной лени. Находим отговорки своей занятости, незрелости, откладыванием на потом. А потом ещё на потом… Согласен, что письменная речь существенно отличается от речи устной, намного сложнее. Не каждый человек владеет грамотной письменной речью, но можно же попросить помощь. Затраты времени и денежных средств окупятся стократно благодарностью внуков и правнуков. Архив необходим потомкам, основы которого важно закладывать сегодня. Он должен непрерывно пополняться, обобщаться и передаваться новым ветвям рода. Только гордость за историю прошлого делает сообщество людей народом, так и гордость за корни своего рода является необходимым условием развития семейных отношений.
 
Жизнь каждого человека уникальна!  Никто, никогда во всей Вселенной не сможет её повторить.        
                                                      
 
 
Отец
Борсуковский Александр Николаевич

(21.01.1923 – 17.06.1970)
 
 

Мама
Борсуковская (Алексеенко) Анна Миновна

(18.10.1923 – 17.12.2004)

 

Наши родители


Сколько упущено возможностей услышать, расспросить, уточнить о жизни моих родителей, дедушек и бабушек. Ничего не знаю о прадедах. Обидно! Прозрение наступает тогда, когда изменить ничего не можешь. Сотни вопросов и сплошные догадки вместо ответов.  Но есть хоть какая-то возможность поправить ситуацию. Есть наша память, постараюсь не растерять, осмыслить жизнь наших родных, любимых людей. Большую помощь в уточнении сведений о наших родственниках оказывала моя сестра Борисенко (Борсуковская) Галина Александровна. Мы продолжаем жизнь наших предков, достойны ли этой большой ответственности? Полагаю, что писать лучше от своего лица, так мне удобно и самому более понятно.
 
По характеру я больше Борсуковский. Хотя с родней отца почти не знаком, но через его жизнь формировалось начальное состояние моей личности.

 
 
                                                                                    

 
По матери - Алексеенко. Видел деда Мину Максимовича и бабу Пелагею Карповну, наверно, всех родственников, любил их, но все же Борсуковский. Думаю, что род отца был более жёстким, решительным, чем род мамы. Мне трудно обосновать это, но в воспоминаниях о поведении отца, дяди Вани, тети Лиды (родные брат и сестра) сложился этот вывод.
 
1956 год. С дедом Миной Максимовичем
(Галина, Геннадий Сосунов, мама, Борис, Мина Максимович)
 
Пелагея Карповна , Анна Миновна, Дударева…   1970 год.

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: