+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Борсуковский Борис Александрович

38 0

Борсуковский Борис Александрович

Человек который пытается заглядывать в неведомое, составлять проекты и реализовывать их в действительности.

8 951 423 2820

03.01.2020























 

 

ШКОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ

 
В субботу на шесть часов вечера назначено родительское собрание. Александра, ученика девятого класса, оно не беспокоило: в отличниках не значился, троечником не был, серый хорошист с успехами по отдельным предметам, так что особого внимания его персоне не предполагалось. В те годы суббота была рабочим днём, но отпускали домой на час раньше, что называлось коротким днём.

Вечером ушёл на тренировку, а когда вернулся, то удивился, что родители ушли на собрание вместе, чего ранее припомнить не мог. Сел за выполнение домашних заданий, через час пришли родители. Как нормального подростка Сашу интересовали итоги собрания, но выражение лиц родителей было какое-то торжественно молчаливое. Расспрашивать не стал – молчат, не ругают, значит всё нормально. Снова уткнулся в учебники.
           
Через какое-то время мать позвала ужинать. Обратил внимание, что выражения их лиц почти не изменились, как будто словами они опасались растерять что-то торжественно приятное. Первой не выдержала мама: «На собрании Людмила Сергеевна читала твоё сочинение». Конечно, сразу догадался, о каком сочинении могла быть речь.
           
Позволю небольшое отступление. Александр любил читать. Конечно, взять в библиотеке интересную книгу было проблематично, но и то, что доставалось, прочитывалось запоем, нередко с фонариком под одеялом, так как родители, беспокоясь за отдых и зрение, выключали верхний свет. Тревога за зрение оправдалось – уже год носил очки. Школьные сочинения не любил. Писать о том, что думают критики о литературных героях, доставляло муку. Ну и что с того, что Добролюбов назвал Катерину «луч света в тёмном царстве», он этого не видел, потому повторять классика не хотелось. Конечно, писал что-то на уроках литературы, но не от души, а по необходимости. В девятом классе к классическим сочинениям стала добавляться свободная тема. Это было равносильно спасению. Название темы не беспокоило, прочитанных книг было достаточно, чтобы осмыслить её свободное содержание. Да и писал часто не по произведениям, а по своему пониманию и шестнадцатилетнему жизненному опыту.
           
За неделю до собрания Людмила Сергеевна дала домашнее задание: написать сочинение «Моя мама». По требованиям к сочинениям, оно должно предваряться эпиграфом. Долго искал подходящий и остановился на словах из стихотворения татарского поэта Муссы Джалиля: «Мы будем вечно прославлять, ту женщину, чьё имя МАТЬ». Оно было созвучно отношению Александра к маме. Ничего особенного не написал, но искренне рассказал о её жизни. Прошли десятки лет от того сочинения, невозможно воспроизвести текст, но его идеи памятны до сих пор.
           
Подъём в шесть утра, затопить печь, приготовить свежий завтрак. В семь часов подъезжал отец, который сходил в автохозяйство, завёл «голубку», как он ласково называл свой рефрижератор, завтракал и уезжал развозить продукты до 10, нередко и до 12 часов ночи. Полвосьмого поднимались Саша и сестра Галина, покушав, шли с друзьями в школу. Мама уходила на работу, оставив для них на обед суп и кастрюльку с киселём. Суп нужно разогревать на электроплитке, что редко входило в их планы, зато кисель можно пить холодным. Мать постоянно упрекала, что суп остался нетронутым, только на киселе и живут. Вечером суп всё же съедали, мама начинала занимать огородом – семейным кормильцем. Дети помогали. Саша отвечал за полив грядок. Летом и осенью допоздна что-то солили, консервировали, сушили, зимой всей семьёй лепили сотню другую пельменей.
           
Не только трудолюбие, черту многих матерей, отметил Александр. Время было трудное, на лавочке за оградой сидеть некогда, да и лавочек не было. Главное, что была материнская требовательная любовь, а от детей уважение и признательность к родителям. Мама никогда не наказывала их, но если оно следовало от отца, положено по статусу родителя, то через несколько минут уже уговаривала его отменить наказание и первая шла вызволять проказника из угла за печкой.
           
Об этом и писал в сочинении, не уповая на литературность слога, которым владел довольно слабо, но с чувством благодарности.
           
Вот Людмила Сергеевна, классный руководитель и преподаватель русского языка и литературы, вероятно, прочувствовав искренность рассуждений Александра, выделила его сочинение, зачитав на родительском собрании. Можно представить, с каким вниманием и гордостью слушали родители учителя, что наполняло их сердца. Он мог бы подобное сочинение написать и об отце, но тема была о матери. Сожалел, что она не называлась «Мои родители». Лет через пятьдесят о жизни отца всё же написал, но не на оценку, а от искреннего желания сохранить о нём память для потомков: детей, внуков и правнуков.  
           
Свободная тема сочинений стала визитной карточкой. Она выручала на школьном выпускном письменном экзамене по литературе, на вступительном экзамене в институт. Небольшой школьный эпизод оказался тем зёрнышком, которое спустя многие годы проросло в желании записывать воспоминания и осмысления прожитых лет, и переросли в темы рассказов о жизненных событиях, один из которых вы прочитали.
 
 

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: