+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Нефёдова Капиталина Алексеевна

2543 1

Нефёдова Капиталина Алексеевна

       Автор книги – Капиталина Алексеевна Нефёдова  – прошла нелёгкий путь от школьного учителя до профессора, известного в России своими трудами по управлению учреждениями образования, подготовке и повышению квалификации учителей и руководителей школ. 
      В её серьёзном исследовательском багаже более 100 публикаций научного и учебно-методического характера. Её знают и любят все педагоги Омской   области. Её ценят коллеги. Без неё трудно представить Омский областной институт повышения квалификации работников образования. Она человек светлого ума и блистательной логики, натура творческая и увлечённая, способная на нестандартные педагогические решения. Её энергии и жизненной силе можно по-доброму позавидовать. 

09.03.2013




 


 
 

Содержание стенда:


 

I. Годы жизни: преодоление

II. В память об Иване Ивановиче Сухоручкине - Герое Советского Союза (с. Артын)

III. Школа юности вечное начало

IV. Юбилей профессора Капиталины Алексеевне Нефёдовой

V. Бывших педагогов не бывает






 

Годы жизни: преодоление


Содержание

От автора ……………………………………………………….
О судьбе одной из крепких сибирских семей. Вместо предисловия.…
Мое деревенское детство (1926-1943)…………………………………
Начало педагогического пути (1944-1948)………………….
Годы жизни и труда в Оконешниковском районе (1948-1959)……….
Руководитель школы-интерната в г. Омске (1961-1964)…………
Омский областной отдел народного образования (1965-1966)….
Омский институт усовершенствования учителей (1966-1975)…….
Горьковский период трудовой деятельности (1975-1981)………
На ФПК Омского педагогического института (1981-1993)…………
Последние десятилетия трудовой деятельности  в Омском институте
повышения квалификации работников образования (БОУДПО 
«ИРООО»)(1993-2008)
………………………………………………
Эпилог….…………………………………………………………….
Фотогалерея

Д
емидов В.А. " На перекрёстке жизненных дорог судьбы не избежать



От автора 

 
Я люблю свое прошлое.
Я люблю свое настоящее.
Я не стыжусь того, что я
делала, и не жалею о том,
что уже не могу этого сделать.
                             С.Г. Коллет,
  французская писательница


Мы понимаем, как жить, 
когда жизнь наша уже прошла.
                                  М.Монтень


     От меня, очевидно, ожидают очередной статьи, книги, научно-методических рекомендаций, а я вдруг пишу автобиографическую повесть. Естественно, возникает вопрос: «Почему?». В наше время трудно кого-нибудь чем-то удивить. Многие брались за перо, чтобы рассказать о прожитом. Но это, как правило, известные люди, которые пожелали оставить потомкам описания событий, оказавших судьбоносное влияние на жизнь семьи, страны, времени, и выразить своё отношение к ним.
       Моя же биография предельно скромна, и стоит заметить, что она не исключительна для людей моего поколения – «это многих славный путь». 
Заставил же меня взяться за перо целый ряд обстоятельств.
Во-первых, прожита достаточно большая жизнь. Более шестидесяти лет отдано педагогическому труду, из них пятьдесят семь – системе образования Омской области, городу Омску.
    Во-вторых, в последние десятилетия общественностью отмечались мои юбилеи (60, 70, 75, 80 лет). В процессе их подготовки и проведения у людей возникали вопросы, как мне удалось получить хорошее образование, если я в конце 20-х годов ХХ столетия, в труднейшее для страны время, в три года осталась круглой сиротой!
      Не раз дети и внуки высказывали свои пожелания узнать о родословной нашей семьи и о моей жизни. Они мало что знают из моей биографии, особенно из детства. Им почти ничего не рассказывалось. Да, говорят они, мы знаем, что ты все время была на работе или дома за письменным столом.
Вот я и подумала: «Ну что ж, жизнь прожита –  пора подвести итоги». 
       Писать о себе – это, прежде всего, рассказывать о людях, с которыми свела судьба, о времени и событиях, которые прошли за эти далеко не простые годы и десятилетия.
       Возможно, человеку, проработавшему многие годы на одном месте, написать о себе и окружающих людях значительно легче. На моем же жизненном пути было немало этапов и ступеней, переходов и переездов, а потому рассказать, тем более в деталях, считаю, мне не совсем удалось.
Не удалось написать подробно и о своей семье, о нашей родословной. Я мало что знаю о своих прародителях, даже их имен, да и спросить теперь уже не у кого.
        Моя же семья была обычной, учительской.
     Считаю, что со своим мужем, Иваном Ильичем Нефедовым, мы прожили дружно и достойно. Он тоже был педагогом, филологом, проработал около шестидесяти лет, был директором школы, заведующим РОНО, заместителем председателя райисполкома. Девять раз избирался депутатом райсовета (в Оконешниково и г. Омске). По характеру и по отношению к людям он был интеллигент. Двух сыновей растили практически без посторонней помощи, хотя забот об их воспитании было немало. Учились в школе и вузе они хорошо, и мы были счастливы. Научили их любить книгу, труд; быть верными друзьями, добрыми, честными и порядочными людьми в любых жизненных ситуациях. Но в то же время замечу, что сыновья и внуки не получили достаточно полного внимания с нашей стороны. Видимо, это судьба многих, особенно учительских детей. Мы все время были заняты работой, и даже дома все мысли о ней. Но и время, середина ХХ века, было не простым для родителей. Да, дети посещали детский сад, бывали в пионерских лагерях, то есть со стороны государства делалось много и много хорошего. Например, наши сыновья побывали в знаменитых здравницах: один – в Артеке, другой – в Орленке. Но дети того периода (не только наши) недополучали внимания родителей – мамы и папы были постоянно в делах: служебных и общественных. Надо было не просто трудиться, а с полной отдачей сил и времени, чтобы получить признание, быть отмеченным на трудовом посту. И не иначе!
        Наверное, наиболее счастливы были дети в семьях, где были бабушки и тем более дедушки, которые помогали растить детей. Мы, родители, видимо, полагали, что для воспитания детей достаточно нашего примера. И только на склоне лет понимаешь, что это далеко не так.
        На страницах моей книги названы имена многих людей, с которыми жизнь свела по совместной работе. Однако еще больше осталось неназванных, хотя они в моей памяти, особенно их доброе отношение ко мне, их великодушие и тепло.
       Более сорока лет мы в большой дружбе с Татьяной Ивановной Шамовой, д.п.н., профессором, членом-корреспондентом РАО, заслуженным деятелем науки.
     На протяжении ряда лет мною велась переписка с несколькими директорами институтов усовершенствования учителей, а затем руководителями и преподавателями факультетов повышения квалификации педагогов, видными учеными. Это Владимир Семенович Татьянченко – директор Челябинского ИУУ, профессор Челябинского педагогического университета; д.п.н., профессор Юрий Анатольевич Конаржевский; Марк Максимович Поташник – д.п.н., профессор, действительный член Академии педагогических наук России; Исаак Яковлевич Лернер, д.и.н., – действительный член Академии педагогических наук и многие другие.
         По сей день храню их письма – добрые, искренние, дружеские. До сих пор нахожусь в постоянном контакте с тремя подругами детства.
         Когда-то известная американская поэтесса Эдна Милли сказала, что «опубликовать свою книгу – значит добровольно выйти на публику без штанов». Еще более ответственно опубликовать повествование о себе, о своей семье, жизни и делах.
       Ведь не все на этом пути было гладко. Наряду с тем, что много-много раз испытывали мы удовольствие и радость за дела в семье или в профессиональном труде, но были и суровые испытания. И хотя боль переживалась, препятствия преодолевались, но откладывалось то, чего забыть нельзя: скрытая подлость, подсиживание, зависть и т.п.  Я соглашусь с тем, что всё это можно и нужно простить, но … забыть нельзя!
       По характеру, видимо, меня можно считать оптимистом; по отношению к семье и Родине – патриотом; к родным, близким, друзьям – человеком верным, преданным, любящим; по отношению к окружающим людям – прямолинейным, но не злобным. В общении с людьми мне все-таки присущи уважение, демократизм. Хотя многие говорили мне: «Мы Вас побаиваемся».
       Двадцать один год я преподавала в общеобразовательной школе. Любила свой предмет и учительский труд. Немало таких учеников, с которыми и сегодня поддерживаю дружеские отношения, радуюсь их телефонным звонкам, их житейским удачам, огорчаюсь вместе с ними, переживаю за их невзгоды.
     Более сорока лет преподавала далеко не простым «ученикам» – руководителям образовательных учреждений, педагогам, специалистам методических служб. Относилась и сегодня отношусь к ним с глубокой искренностью, уважением и даже любовью. Мне всегда было близким их внутреннее состояние, их нелегкий труд и выпавшая на их долю ответственность. Да, это великие труженики! Они работают и живут для людей!
      Я подсчитала свои выступления в разных городах России и СССР. И оказалось, что посетила более двадцати городов. Это Москва, Ленинград, Харьков, Рига, Душанбе, Усть-Каменогорск, Павлодар, Сургут, Нижневартовск, Новосибирск, Челябинск, Уфа, Брест, Казань, Тюмень, Барнаул, Таллин, Ставрополь и другие. В Омской области я не была только в трех из тридцати двух районов.      
       Обо всем и обо всех, видимо, рассказать невозможно, а вообще надо бы! Но невозможно объять необъятное.
        Данное повествование можно назвать исповедью неравнодушного к жизни человека, порой противоречивого и далеко не простого.
      На моем столе тридцать пять дневников и десятки записных книжек, сохранивших информацию о том, как расходовалось время, а вместе с ним и душевные силы. Многое в них повторяется. В записях – наблюдаемые уроки (их несколько тысяч), другие занятия, сотни посещенных школ; заметки, выводы об увиденном, протокольные записи многочисленных совещаний, собраний, научно-практических конференций. 
       Любое посещение учебного заведения – это огромный пласт впечатлений, информация для анализа, материал для раздумья. Но ведь при этом отдаёшь  и свои знания, свои душевные силы, ибо учитель, руководитель образовательного учреждения ждет от тебя оценки, выводов и, как правило, благоприятных. Подводя итоги, всегда думаешь о том, что и как сказать, чтобы это было и правдиво, и в то же время вдохновляло людей на новые удачные свершения. У меня почти не было формальных посещений, без внутреннего накала, определенного напряжения, хотя внешне всегда было, на мой взгляд, спокойно.
        Умела радоваться за людей, за их труд и достижения. Стремилась придерживаться известного изречения М.И. Цветаевой: «Можно шутить с человеком, но нельзя шутить с его именем».
        В заключение скажу, что в профессиональном плане у меня нет возраста.
        Наверное, это неплохо.
        Поздновато начато описание прошедшего, ну что же, как говорится, лучше поздно, чем… 
       Скажу честно, что-то писалось легко, а что-то с мучительной болью. Многие повествования мне хотелось бы дополнить деталями, расширить, но это ещё можно будет сделать, если будет у меня время и позволит зрение.
        Итак, уважаемый читатель, в добрый путь! 
 
 

Комментарии (1)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему:

/ 22 октября 2015, 11:54

Обожаю и люблю эту красивую во всех смыслах женщину! Долгих Вам лет, уважаемая Капиталина Алексеевна. Марченко Лидия Николаевна.

Ответить