Щербаков Евгений Павлович
Щербаков Евгений Павлович родился 27 апреля 1935 г. Учился в школе с. Аромашево Тюменской области. В 1954 г. по¬ступил в Омский государственный институт физической культу¬ры. После окончания института стал работать ассистентом кафедры физического воспитания. Работая со студентами, он по¬нял, что необходимо учиться дальше, особенно в области психологии. Поэтому он вернулся в институт физической культуры и стал изучать проблемы психологии спорта.
В 1970 г. он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование интереса к спорту у школьников (4-10 кл.) и экспериментальное обоснование возможности управления им при спортивной ориентации» (шифр 13.734 - Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки).
В ходе исследования было проанализировано 1498 сочинений на тему «Мой любимый вид спорта и почему я его выбрал». Обследованы были учащиеся школ г. Омска в возрасте от 10 до 18 лет. Опрошено и обследовано 187 мастеров и кандидатов в мастера спорта, изучены физическая подготовленность, свойства нервных процессов.
Был разработан метод, с помощью которого определяется сформированный интерес как активно-действенное отношение. По содержанию диссертация была на стыке социологии, психологии и педагогики.
В 1967 г. впервые в стране с трибуны Всесоюзной конференции Е. П. Щербаков заявил о том, что выбор вида спорта для систематических занятий не зависит от свойств нервной системы (Тезисы 2-ой Практической конференции по физическому воспитанию, физиологии спорта, врачебному контролю и лечебной физической культуре, посвященной 50-летию Советского государства. Пермь, 1967. С. 56-57).
Это было показано в автореферате и в самой диссертации в разделе «Свойства нервных процессов и умение владеть собой в сложной игровой обстановке», а также в материалах 9-ой Всесоюзной научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии (под ред. А. А. Маркосяна. Т. 2. ч. 2. - М. : НИИВФП, 1969.-С. 357-358).
Заявление в г. Перми о том, что выбор вида спорта для систематических занятий не зависит от свойств нервных процессов было достаточно смелым поступком, так как корифеями изучения свойств нервных процессов в СССР тогда были В. С. Мерлин и Б. А. Вяткин. К ним на учебу приезжали психологи не только из Москвы и Ленинграда (ныне СПб.), но и из-за рубежа.
Положение о том, что выбор вида спорта для систематических. занятий не зависит от свойств нервных процессов приняли не все. Так, Е. П. Ильин (СПб.) был категорически не согласен с этим по-ложением и убежден в обратном. Он настолько рассердился, что в своём учебном пособии «Психология воли» (СПб., Москва, Харь¬ков, Минск, 2000), опубликованной в серии «Мастера психологии», показал в списке литературы всего один источник Е. П. Щербакова: учебное пособие для студентов «Теория воли и оперативная оценка волевых качеств спортсмена» (г. Омск, ОГИФК, 1986, 87 с). Тогда как по психологии воли Е. П. Щербаков защитил докторскую диссертацию «Функциональная структура воли» (шифр 19.00.01 -Общая психология, психология личности, история психологии. Ле-нинград, 1990 г.). В автореферате указано, что по теме диссертации опубликовано 50 печатных работ с их названиями и исходными данными. Отдельные положения, использованные Е. П. Щербако-вым в учебном пособии, были подвергнуты его критике. Е. П. Ильин знал работу, так как был членом совета Д-063.57.23 по защитам док¬торских диссертаций по психологии Ленинградского университе¬та, в котором защищалась диссертация.
В науке должна быть служба, отмечающая новые прогрессив¬ные научные идеи. В науке новое часто бывает не всегда понятным сразу большинству занимающихся научными изысканиями. Новые идеи могут быть причислены к значимым ошибочно, но в этом не будет большой ошибки, так как эти идеи будут подвергаться про¬веркам другими исследователями. Старые идеи будут реализовываться в практике по мере изменения жизненных условий.
Прогрессивные идеи, появившись при защите диссертации в публикациях автора, со временем остаются в тени и забываются. Обусловлено это особенностями характера автора - не выстав¬лять себя: выставление может быть неправильно понято научным сообществом. Тем не менее, если не будет показываться прогрес-сивное, новое, то идеи будут оставаться неизвестными. Поэтому учёному следует позаботиться о том, чтобы результаты его ис-следования были доведены до сведения научной общественности.
Диапазон научных интересов Е. П. Щербакова просматрива¬ется в названиях опубликованных работ. В настоящее время он интересуется неклассическим подходом к пониманию структуры личности и видов деятельности.
Е. П. Щербаков работал членом советов по защите доктор¬ских диссертаций:
- по психологии при НГПУ Д.113.38.01 (шифр 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии) с 1996 по 2000 г.;
- по педагогике при ОмГПУ К.212.177.01 (шифр 13.00.02 - Тео¬рия и методика обучения и воспитания изобразительному искусству);
- при СибГУФК Д.046.06.01 (по теории и методике физиче¬ского воспитания и спортивной тренировки) с 1997 по 2002 г.
В настоящее время - член совета Д.212Л77.02 при ОмГПУ (шифр 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и обра¬зования и 13.00.08 - Теория и методика профессионального обра¬зования).
ИНТЕРВЬЮ Е. П. ЩЕРБАКОВА,
ДАННОЕ А. Н. ПЕРЕПЕЛОВУ
Евгений Павлович! Я немного старше тебя, мы знаем друг друга уже много лет. У нас хорошие дружеские отношения и по¬этому мы можем называть друг друга на «ты». Я помню, когда мы готовили кандидатские диссертации, вместе с тобой проходили по кафедре психологии Центрального института физической культуры г. Москвы. Тогда ты несколько опередил меня, и я присутствовал у тебя на защите кандидатской диссертации в 1970 году. Много раз наши пути сходились, но наступает период подведения итогов своей жизнедеятельности. Надо периодически подводить итоги, чтобы правильно действовать. Я задам тебе не¬сколько вопросов, пожалуйста, ответь на них.
А. Н.: В 1958-м ты закончил Омский государственный институт физической культуры, а в 1990 г. стал доктором психоло¬гических наук, профессором кафедры педагогики и психологии. Вкратце расскажи, как это было?
Е. П.: После окончания учебы в ОГИФК я стал работать ассистентом кафедры физического воспитания Омского государственного педагогического института.
Занятия проводились на открытом воздухе и в небольшом зале по улице Интернациональной (ныне факультет иностранных языков). Я видел, что студенты первого и второго курсов многого нe знают и многого не умеют делать, на занятиях скованны, сильно стесняются, возможно, из-за своей спортивно-физкультурной формы. Занятия на открытом воздухе зимой диктовали необхо¬димость создания собственной программы и методики их проведения исходя из интересов и возможностей студентов. Студенты первого, а далее второго курса не просто занимались различными видами физических упражнений. Они должны были, исходя из своих интересов, избрать для себя виды спортивных занятий: легкой атлетикой, лыжным или конькобежным видами спорта, волейболом или баскетболом и т. д. Такая специализация позволяла углублять знания, умения и навыки в определенном виде спорта. Студенты имели определенные результаты, могли соревноваться между собой и выступать за институт в массовых соревнованиях, а лучшие из них, занимающиеся в спортивных секциях, выступали на первенствах города и области. Сам активно занимаясь спортом и работая со спортсменами, я понял, что надо учиться дальше, осваивать психологию, и в 1966 г. перешел на должность младшего научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории Омского государственного института физической культуры. Психо¬логов спорта не было. В 1968 г. меня пригласили на кафедру педагогики и психологии Института физической культуры. Само¬стоятельно штудировал психологию, был на курсах повышения квалификации, на семинарах в г. Москве.
Без учебы в аспирантуре в октябре 1970 г. я защитил кандидатскую диссертацию во Всесоюзном научно-исследовательском институте физической культуры и спорта в г. Москве по педагогике на тему «Исследование интересов к спорту у школьников (4-10 кл.) и экспериментальное обоснование возможности управ¬ления им при спортивной ориентации». Диссертация базировалась на таких отраслях науки, как психология, социология и педагогика. Защищаться по педагогике было трудно, так как преобладала психология.
В 1976 г. я учился на краткосрочных курсах в МГУ и в Центральном институте физической культуры. Позднее стал доцентом кафедры педагогики и психологии ОГИФК, с 1980 по 1990 г. работал заведующим на этой кафедре.
В 1990 г. мной была защищена докторская диссертация по общей психологии на тему «Функциональная структура воли». Защита проходила на факультете психологии Ленинградского университета. В 1993 г. я вернулся в Педагогический институт г. Омска в связи избранием по конкурсу на заведование кафедрой педагогики и психологии начального обучения, где проработал в этой должности 10 лет. В настоящее время работаю в должности профессора на этой же кафедре.
А. Н.: Что значит быть первым доктором в сфере какой-то науки в городе — центре области? Есть ли такие обязанности?
Е. П.: Обязанности «первого» официально отсутствуют, их нет. В науке существует потребность в специалистах высокого уровня знаний, признанных в научном сообществе. Ты становишься примером того, что при желании и настойчивой работе возможна реализация цели: стать доктором наук. Это вполне ре¬ально и доступно, только этому нужно посвятить свою жизнь. Специалисты высокого уровня нужны и в качестве организаторов системы образования.
А. Н.: Ты был первым в Омске доктором психологических наук, а кто был вторым, третьим?
Е. П.: Вторым доктором психологических наук в г. Омске и области стала Л. Н. Антилогова, защитившаяся в 2000 г. в Новосибирском государственном педагогическом университете, в котором я уже являлся членом совета по защитам докторских диссертаций. Третьим доктором психологических наук стал А. С. Шаров, защитившийся в том же совете г. Новосибирска в 2001 году.
А. Н.: А мог ли ты защититься раньше 1990 года?
Е. П.: Да, мог. Я был членом КПСС. Моя докторская была практически готова, но меня избрали в партком ОГИФК. Первый секретарь райкома КПСС Октябрьского района г. Омска сказал так: «Первым и важнейшим делом является партийная деятельность, а не ваша докторская диссертация». И мне пришлось вы¬полнять общеинститутские задачи и функции деканов педагогического и спортивного факультетов ОГИФК. Я был назначен ответственным за воспитательную работу. Диссертация была отло¬жена. Задержка во времени составила 5-6 лет.
А. Н.: Скажи, какое ощущение ты испытывал, когда стал первым доктором психологических наук?
Е. П.: Смешанное чувство. Были люди, которые искренне поздравляли, были и такие, которые проявляли безразличие, даже холодность, что, вероятно, связано с завистью.
Быть первым доктором наук по психологии - тяжелое бремя. Были постоянные обращения за рецензиями на учебные пособия, инновационные учебные программы, научные исследования. По-скольку в обществе существует такая потребность, то я посчитал, что нужно быть полезным людям, стал безоговорочно исполнять роль и функции эксперта, рецензента. Вся эта работа осуществляется на общественных началах, бескорыстно, так же, как выступления на защитах диссертаций в качестве официального оппонента. Просьба выступить официальным оппонентом на защите диссертации - это доверие научного руководителя, совета по защитам, самого соискателя. Такое доверие нужно заслужить знаниями и умениями показать достоинства работы, увидеть в диссертации то, что не заметили соискатель и научный руководи¬тель, то есть возвысить достоинства работы и в то же время отме¬тить упущения и недостатки.
А. Н.: Что является твоим хобби?
Е. П.: С возрастом интересы менялись: сначала это была рыбалка, потом автомобиль, сбор грибов, в настоящее время - дача. Но наука занимает большую часть моей жизни. Наука - это и работа, и хобби. Науке нужно посвящать всю свою жизнь: приходится заниматься и в период отпусков, в выходные и праздничные дни, чтобы были результаты. Во время существования прошлой идеологической системы можно было воспользоваться льготной путевкой в санаторий или профилакторий, я от всего отказывался во имя науки. И сегодня у меня нет времени для чтения художественной литературы, прогулок. Вместо чтения художественной литературы приходится создавать свою, связанную с наукой. Нужно быть не потребителем, а создателем - производи¬телем. Сам процесс меня увлекает, не замечаю, как проходит время. Однако без чтения литературы, без новой информации наступает психическое утомление.
Когда я интенсивно занимался наукой, то даже не смотрел художественные фильмы. В дальнейшем это вызывало у меня сожаление. Люди делятся впечатлениями, вспоминая о каком-то фильме или произведении, но, к сожалению, в моей памяти они не отложились из-за занятости. Сейчас стараюсь наверстывать упущенное.
А. Н.: Какое значение имеет поддержка опытным ученым молодого человека, начинающего научную деятельность?
Е. П.: Очень большое. Особенно большое значение имеют высказывания по отношению к тебе авторитетных, уважаемых тобой людей. Два примера из моего личного опыта, когда я уже был кандидатом педагогических наук, доцентом.
М. Е. Бударин, много сделавший в области культуры Западной Сибири, г. Омска и в сфере науки (история), был для меня большим авторитетом. Мы с ним жили в одном доме. Однажды утром, идя на работу, я обогнал его, поздоровался с ним. Он знал меня по работе в педагогическом институте с 1958 по 1966 годы. Кроме преподавательской деятельности в педагогическом инсти¬туте я на общественных началах был председателем правления спортивного клуба, командиром народной дружины: 1) институт курировал присутствие и поведение детей в кинотеатрах «Луч», «Пионер», имени В. Маяковского; 2) обеспечение порядка во время студенческих вечеров в самом институте. М. Е. Бударин тогда спросил меня: «Как у тебя дела с докторской?». Не помню, что я ему ответил, пошел вперед и услышал утверждающее: «Будет у тебя докторская. Все равно будет!». В дальнейшем эти его слова я чувствовал в периоды, когда мне было трудно.
Второй пример. Я пытался разобраться в ассоциативном экс-перименте по изучению интереса к спорту, как активное отноше¬ние сказывается на уровне подсознания (через неосознаваемые компоненты). Тогда в педагогике проективные методики не ис-пользовались, они были закрытыми. Для решения этой задачи я стал искать возможности войти в контакт с психологическими ла-бораториями УВД и областной психиатрической больницы. Оказалось, лаборатория УВД такими методиками тогда не пользовалась, а профессор психиатрической больницы познакомил меня с некоторыми методиками, которые не отвечали направленности моих исследований (электроэнцефалография, пятна Роршаха).
Я рассказал об этом В. С Ивановой. В. С. Иванова - первый кандидат психологических наук в г. Омске, доцент, человек большой культуры и знаний в области психологии. Она выслушала меня и сказала: «Ничего. Будет и у нас свой профессор пси¬хологии». При этом выразительно кивнула мне, сопроводив это пристальным взглядом.
А. Н.: Чему ты отдаешь предпочтение: науке или проведе¬нию учебных занятий?
Е. П.: В исследовательской деятельности переживаются интеллектуальные чувства: догадка, удивление, восхищение. Больше положительных переживаний я ощутил в научной деятельности.
В педагогической деятельности слушатели благодарят за лекцию или семинарское занятие, за семестр учебных занятий. Это может быть просто проявлением культуры или воспитанности.
Есть тайны общения педагога и обучающихся. Если обучающиеся воспринимают что-то новое и ценное для них, то это происходит неуловимо, молча, т. е. в это время слушатели поглощены услышанным. Для преподавателя не всегда бывает понятным, что произошло со слушателями. Спустя некоторое время эффект мол-чаливого и тихого восприятия слушателями сказанного преподавателем раскрывается в новых позициях слушателей, совпадающих с мнением преподавателя. В педагогике результат деятельности является отдаленным, а потом, со временем, все забывается.
Иное дело в науке. Ученый ставит перед собой цели, зада¬чи, которые могут иметь еще и неосознанный до конца смысл. Но открытие для себя ответов на вопросы позволяет сразу же испытывать большое эмоциональное удовлетворение и вдохно¬вение на дальнейшие действия.
А. Н.: Я, как судья республиканской категории, на протяже¬нии многих лет судил соревнования по легкой атлетике на пер¬венство г. Омска и области, где видел тебя неизменным участни¬ком спортивных соревнований.
Е. П.: Да, действительно, работая с 1958 г. по 1966 г. в ОмГПИ, я выступал за сборную вуза по легкой атлетике, старался быть примером для студентов. Трижды мне пришлось выступать в десятибо-рье, которое проводится в течение двух дней. Это бег 100 м, прыжки в длину, толкание ядра, прыжки в высоту, бег на 400 м, бег 110 м с барьерами, метание диска и копья, прыжки с шестом, бег 1500 м. После второго дня ощущаешь полное изнеможение. Однажды на первенство города по легкой атлетике Педагогический институт занял третье место среди всех вузов после ОГИФКа и СибАДИ, хотя ОмГПИ традиционно бывает укомплектован только женским составом, мужчины полностью не закрывают зачетные места.
А. Н.: Опубликованные работы свидетельствуют о творческих усилиях ученого. По списку опубликованных работ видно, что публикации по годам распределены неравномерно. В некоторых годах их было мало, тем не менее, в другие годы научная работа была плодотворной и даже бурной.
Е. П.: Наука не может быть идеально равномерной. По адми-нистративной линии отчет может быть в соответствии с планом. Наука, дело созидательное - творческое. Отдельные годы связаны с накоплением материалов, другие - с внедрением результатов в практическую работу. Много сил, времени и энергии требуют за-щиты диссертаций.
А. Н.: Каково, по твоему мнению, состояние науки в г. Омске и Омской области по сравнению, например, с г. Новосибирском?
Е. П.: Значительно выше наука в г. Новосибирске. Наука в г. Омске не пользуется популярностью так, как искусство. В ис¬кусстве, культуре не только в г. Омске, но и в столице нашей страны молодые люди быстро становятся заслуженными артистами. Это делается для повышения их статуса и увеличения их низкой заработной платы. Люди, занимающиеся наукой, обычно выполняют двойную тягу: научную и преподавательскую, при этом не становятся заслуженными.
В вузе наука особенно не стимулируется. Считается, что остепенённость обеспечивает статус вуза и «большую» заработную плату преподавателю. Но вуз оплачивает преподавателю за его учебную работу. Когда я сдал заведование кафедрой, мне выделили столик с тумбочкой, другие преподаватели ютились по два человека за подобным же столиком. С приходом рыночной экономики у нас в стране появилось понятие «офис». Это понятие так и осталось понятием. Доктору наук, занимающемуся наукой, надо бы иметь более удобное место для работы.
О том, что наука в г. Омске не востребована, свидетельствует пример составления перспективных планов развития Омска. В планах развитие науки не предусмотрено, отсутствуют научно-исследовательские лаборатории или научные группы, нет плана научной деятельности.
А. Н.: Были ли у тебя возможности пойти на более высокую руководящую должность?
Е. П.: Да, были, когда я стал доктором наук. Обстоятельства сложились так, что коллектив должен был избрать нового ректора. Тогда моя кафедра предложила мою кандидатуру. Было пять кандидатов. В тот момент я посчитал, что не исчерпал своих возможностей в науке. Думая, что мне нужно будет заниматься в основном хозяйственными вопросами, снял свою кандидатуру. Был и еще один случай, когда мне предлагалась должность проректора по научной работе. Руководящая должность меня не прельщала.
А. Н.: Какие трудности ты испытываешь в своей жизни?
Е. П.: В период перестройки в обществе, в стране ты должен иметь свое мнение на имеющиеся явления. Своим мнением ты утверждаешь будущее пусть даже небольшому кругу людей. Трудно, когда идет попрание нравственности, на первое место ставятся деньги.
В настоящее время в учебное заведение принимаются люди без конкурса, на коммерческой основе. Они слабо образованы и многого не умеют делать, у них нет должной мотивации к уче¬нию. Происходит девальвация знаний. На экзаменах, даже выпускных, положительные оценки не всегда соответствуют уровню знаний и умений.
Научная работа должна строиться на благородном, возвы-шенном, нравственном. Большая занятость в учебной и научной работе приводит к тому, что становишься заложником своих обязанностей. У меня постоянно лежит какая-то диссертация или часть диссертации - рецензируемый материал, собственные ма¬териалы, готовящиеся к публикации или к выступлению.
Бывают случаи, когда подопечные не выполняют свои работы в намеченные сроки. Из-за этого ты становишься постоянным должником. Что-то остается незавершенным. А это уже касается организменной основы человека. В мозгу функционирует доми¬нанта - устойчивый очаг возбуждения (А. А. Ухтомский), свя¬занный с интересами, потребностями человека. Этот отдел рабо¬тает не только в бодрствующем состоянии, но и когда человек спит. Исследования показали (Б. В. Зейгарник), что если появля¬ются препятствия (новые потребности или непосредственные задачи), то доминанта притупляется, после преодоления препятствий вновь возникает прежняя доминанта. Если связанное с доминантой не реализуется, человек испытывает неудовлетворенность. А это может привести к стрессу (достаточно сильному на¬пряжению). Длительное напряжение может перейти в устойчивое состояние. Неблагоприятное эмоциональное состояние сказывается на здоровье. Формируется так называемое «эмоциональное выгорание», что присуще профессиям «человек - человек».
Следующий аспект - общение. Общаться с человеком надо с соответствующим вниманием. В период общения происходит большая растрата нервно-психической энергии. Сам учебный процесс выматывает преподавателя настолько, что необходим отдых, уединение. При сверхперегрузке лучше не ходить в театр, так как на эмоциональном состоянии сказывается не только сам спектакль, но и встречи, общение.
А. Н.: Что является глобальным стимулом для занятий наукой?
Е. П.: Социально-психологические явления следует рассматривать и понимать как живые, в основе которых лежат: актуальность решаемых задач; люди, участвующие в его деятельности; организация мероприятий, направленных на достижение результатов. К таким социально-психологическим явлениям относится и сфера научной деятельности.
Взлет научных изысканий во многом обусловлен востребо-ванностью соответствующей сферы деятельности в обществе. Проблемы физической культуры и спорта оказались весьма вос-требованными в нашем государстве в 50-80 гг. прошлого столе¬тия, когда шла идеологическая борьба между странами капитали-стической и социалистической ориентации. Физическая культура и спорт являются отражением достижений культурной и социально-экономической сфер жизнедеятельности общества, страны. Значимость выступления сборных команд на международной арене была настолько велика, что при сборных командах РСФСР ра¬ботали научные бригады, в составе которых были специалисты разных научных направлений в зависимости от специфики вида спорта. Я работал в течение нескольких лет в составе сборной молодежной команды девушек по ручному мячу (руководитель В. С. Косинцев). Выезжал на тренировочные сборы команды Рос¬сии по легкой атлетике (руководитель В. К. Бальсевич). Научная деятельность стимулировалась также организацией и участием в научных конференциях. Поездки, проживание в гостиницах, суточные— все оплачивалось госбюджетом.
Продвижение научных исследований видно на примере двух педагогических вузов города - ОмГПУ и СибГУФК, хотя по объе¬му факультетов, количеству кафедр эти два вуза были несопоста¬вимы: ОмГПИ был в несколько раз больше тогдашнего ОГИФКа, а где больше массовость, там должно быть больше талантов, од¬нако массовость проигрывает энтузиазму.
А. Н.: В чем, на твой взгляд, причина того, что представители физкультурного вуза превзошли представителей педагогического?
Е. П.: Один из заведующих кафедрой педагогики (и психоло¬гии), много лет, проработавший в Омском государственном педагогическом институте, однажды высказался о том, что физкультурники «закручивают» кандидатские диссертации и легко их делают, как бы незаслуженно. Это было связано со сложившимся в свое время мнением, что «физкультурники» - это малообразо¬ванные специалисты, просто инструкторы физкультуры, люди в спортивных костюмах, затейники в проведении свободного времени. Институт физической культуры дает хорошее широкое и специальное образование по анатомии, общей и спортивной фи¬зиологии, биомеханике (биофизике), лечебной физической культуре, социологии, общей и спортивной психологии, педагогике, гигиене и др. Большой и разнообразный диапазон знаний, непосредственно относящиеся к психике и организму человека. Это дает хорошее основание к занятиям наукой о человека.
Большое значение имеет атмосфера, способствующая занятиям наукой. Приведу пример. Первым кандидатом психологических наук в г. Омске была В. С. Иванова, защитившаяся в г. Москве. Наука в ОГИФКе функционировала интенсивно. И доцент кафедры педагогики и психологии Омского педагогического ин¬ститута В. С. Иванова, заинтересованная научными изысканиями, перешла из педагогического института в институт физической культуры, который расположен на противоположном от её места жительства конце города. Переход на работу с длительной дорогой, с пересадками, со сложностями в работе транспорта свиде¬тельствует не только о большом желании заниматься наукой (она была очень чувствительным человеком), но и говорит о том, что в ОГИФКе в то время процветала наука, в связи с этим работать там было интереснее. Этот пример напоминает далекий случай в мировой практике в середине XVII века, когда французский юноша Р. Декарт, решивший посвятить себя науке, стал учиться не во Франции, а поехал учиться в Нидерланды, в Голландию, потому что там процветала наука, были хорошие библиотеки.
А. Н.: Как сказывается на учебном процессе научно-исследовательская работа преподавателей?
Е. П.: Обычно считается, что преподаватели, занимающиеся наукой, вдохновляют студентов к занятиям в большей мере, чем те, кто наукой не занимается.
Когда я в 1993 г, пришел работать на факультет начального обучения ОмГПУ, по дисциплине на госэкзаменах выставлялось 3-4 выпускные квалификационные работы (ВКР) и это считалось большим событием. Доверялось выполнение ВКР лучшим сту-дентам. В физкультурном вузе было больше ВКР, явно имелись признаки опережения. Я, став заведующим кафедрой педагогики и психологии ОмГПИ, поставил цель: только по дисциплине «Педагогика и психология» подготовить 15 работ. Заведующими других кафедр факультета и отдельными преподавателями факультета это было встречено с неприятием: «Е. П. Щербаков занимается не серьезным делом». Сейчас по кафедре педагогики и психологии на выпускных экзаменах сдается экзамен по педагогике и психоло-гии, как по наиболее важному комплексному предмету, без выполнения ВКР, а на других кафедрах факультета по выбору студенты пишут и защищают ВКР. В настоящее время сдача комплексного экзамена стало более трудным делом, чем защита ВКР.
А. Н.: Можно сопоставить открытие ученых советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций в ОмГПУ и ОГИФК?
Е. П.: Да, такое сопоставление сделать можно. В г. Омске первый совет по защитам кандидатских диссертаций по педаго¬гике был открыт в ОГИФКе в 1983 г. (шифр 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры), тогда как в педагогиче¬ском институте совет по защитам кандидатских диссертаций по педагогике был открыт только в 1995 (шифр 13. 00. 01 - Общая педагогика, история педагогики и образования). Педагогический вуз отставал от физкультурного вуза на 12 лет.
Совет по защите докторских диссертаций по педагогике был создан в ОГИФКе в 1995 г., тогда как в педагогическом университете докторский совет по педагогике открылся только в 2002 г. Семь лет - значительный период для накопления опыта, традиций.
Первым доктором наук по педагогике в г. Омске стал омич Анатолий Михайлович Дикунов, который учился в Центральном институте физической культуры в г. Москве. Он жил и работал в родном Омске и в 1972 г. защитил докторскую диссертацию в Москве. Вторым доктором педагогических наук был омич Юрий Павлович Си-маков (ОГИФК), который защитил докторскую диссертацию в г. Москве в 1985 г., а третьим стал М. Н. Аплетаев (ОГПИ), защитивший докторскую в 1990 г. В ОГПИ был доктор наук по филологии Г. Г. Едич. Затем докторские диссертации по педагогике защи¬тили: В. А. Аикин (1995) - СибГАФК; И. И. Сулейманов (1997) -СибГАФК; И. Т. Лысаковский (1997) - СибГАФК; Н. В. Астафьев (1997) - СибГАФК - специальная педагогика; С. А. Маврин (1997) - ОГПИ; Г. С. Лалаков (1998) - СибГАФК; А. И. Кравчук (1999) - СибГАФК; В. Н. Коновалов (1999) - СибГАФК; Н. В. Чекалева - ОмГПУ; Л. А. Шипилина (1999) - ОмГПУ; С. В. Барбашов (1999) - СибГАФК; И. А. Маврина (2000) - ОГПИ и т. д. Как видим, представители института физической культуры опередили представителей педагогического института по защите докторских.
В настоящее время в педагогическом университете открыты советы по методикам обучения по отдельным дисциплинам. На протяжении многих лет ректор Омского государственного педагогического университета К. А. Чуркин делает много для развития науки.
А. Н.: Ты действительный член Петровской академии наук и искусств. Расскажи о ней.
Е. П.: Петровская академия наук и искусств была учреждена в 1991 г. сообществом ленинградских ученых, желающих сделать Россию более процветающей. Б. Н. Ельцин тогда подписал Указ «О ликвидации АН СССР». В то время все республики СССР имели свои Академии наук, кроме самой большой - РСФСР. Указ был обозначен не о реорганизации, а именно о ликвидации, то есть все имущество Академии могло быть продано «с молотка». И не без усилий президента ПАНИ Л. А. Майбороды этот Указ был отменен.
В период формирования Петровской академии наук и искусств газета «Правда» писала, что ученые третьего сорта пытаются создать Академию. Газета «Правда» назвала ученых ленинградской школы даже не второго, а третьего сорта. Между учеными Москвы и Ленинграда всегда было соперничество, но так назвать ленинградских ученых в газете «Правда» выглядит, мягко говоря, некрасиво. В такой большой стране, где существуют сот¬ни и тысячи направлений, каждое исследование является полезным. Направления, как ручейки, сливаются в единую реку, обра¬зуют огромные знания, полезные народу, нашему отечеству.
Академия - это сообщество, собрание ученых, объединенных единой целью. Нынешняя ПАНИ правопреемник императорской (Санкт-Петербургской) Академии наук и художеств, основанной императором России Петром Великим. Он хотел видеть в Академии помощницу государю и народу по всем направлениям жизни страны. В ней были губернаторы, священники, поэты, естество-испытатели, врачи. И задача Академии была: «...добывать факты материального и духовного мира и нести их в народ».
А. Н.: Есть мнение, что общественные академии не нужны, особенно часто об этом говорят руководители учебных заведений.
Е. П.: Желание людей работать на благо общества, государства -это благородная позиция. Такие позиции, желания государство должно поддерживать и поощрять, хотя бы морально. Находясь в общественной организации, научный деятель работает на общественных началах, заработную плату за это он не получает. Конечно, академики РАН имеют более почетный статус, они и получают материальное вознаграждение. Необходимо не разделение, а объединение усилий всего научного сообщества страны.
Комментарии (0)
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: