+7 (913) 613 59 62

Войти
Регистрация

Концепция музея разработана Центром социального развития "Благолетие"
Сайт музея создан благодаря финансированию Омского областного общественного фонда поддержки работников правоохранительных органов "ЩИТ", на средства победителя городского конкурса социальных проектов 2012 г.
На стендах музея «Книга жизни» Вы имеете уникальную возможность  поведать потомкам о своей жизни, о родных и близких людях, друзьях, коллективах и организациях. Сделать это несложно. Было бы желание, мы вам поможем.

Подробнее о музее

Нефёдова Капиталина Алексеевна

588 0

Нефёдова Капиталина Алексеевна

       Автор книги – Капиталина Алексеевна Нефёдова  – прошла нелёгкий путь от школьного учителя до профессора, известного в России своими трудами по управлению учреждениями образования, подготовке и повышению квалификации учителей и руководителей школ. 
      В её серьёзном исследовательском багаже более 100 публикаций научного и учебно-методического характера. Её знают и любят все педагоги Омской   области. Её ценят коллеги. Без неё трудно представить Омский областной институт повышения квалификации работников образования. Она человек светлого ума и блистательной логики, натура творческая и увлечённая, способная на нестандартные педагогические решения. Её энергии и жизненной силе можно по-доброму позавидовать. 

10.03.2013

 

Омский областной отдел народного образования
 (1965-1966)



Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека – одно и то же.
                                           Вольтер


      Омский областной отдел народного образования, куда я была переведена на работу инспектором школ, располагался в 60-годы в небольшом двухэтажном здании по ул. Республики (ныне ул. Ленина – прим. автора).
      Коллектив был небольшой, на мой взгляд, дружный, мобильный, работоспособный. Отдел школ возглавлял Николай Александрович Мироненко, с которым мы учились в одной группе учительского института. И вот через полтора десятка лет судьба свела трудиться бок о бок.  Как руководитель он был исключительно работоспособный, грамотный, как человек – порядочный.
     В отделе десять инспекторов, и большинство из них опытные, глубоко знающие школьный образовательный процесс люди, владеющие в определенной степени технологией инспектирования, знанием директивных и нормативных документов.
    За каждым инспектором закреплялись два-три района сельских и один городской. Мне поручают курировать (инспектировать) и изучать отдельные направления жизни школ и других образовательных учреждений в двух сельских районах: Муромцевском и Калачинском, и в одном городском районе – Куйбышевском. В сельской местности были многочисленные малокомплектные школы. Так, в Муромцевском районе в 1965-1966 учебном году было всего шесть средних школ, а вот восьмилетних – 26, начальных еще больше – 60. Однако восьмилетние школы, по сельским меркам, имели неплохую наполняемость: от 100 до 200 и более учащихся.
      Основной вопрос, подлежащий инспектированию, –  осуществление всеобуча, т.е. охват детей школьного возраста обязательным обучением. В процессе инспектирования сверялась фамилия каждого ученика по школьной алфавитной книге, подоходной книге сельского совета с наличием его в классе. Действительно, шла борьба за всеобщее восьмилетнее (девятилетнее), а затем и среднее образование. Чего, к слову сказать, сейчас нет – а жаль!
     Если уезжал ученик на другое место жительства, то оттуда должна быть выслана справка, что он не потерялся, а учится в таком-то образовательном учреждении.
      Много времени затрачивалось на все эти дела, но зато болтающихся детей школьного возраста  не было. А если какой-то ребенок не ходил в школу по уважительной причине, тут же искали способ, как ему помочь. Для обеспечения полного охвата детей был создан специальный фонд всеобуча. Нуждающимся детям помогали одеждой, обувью, организацией бесплатного питания и т.д. В то же время при средних и неполных средних школах строились пришкольные интернаты, где в соответствии с нормами СанПина и педагогическими требованиями организовывалась их жизнь. Где было необходимо и возможно, осуществлялся подвоз детей к школе. Инспектором изучался весь комплект мер реализации Закона о всеобуче детей в районе. Любое районное или областное итоговое совещание начиналось с информации и ее анализа по выполнению Закона о всеобуче. И эта сложнейшая государственная задача решалась более-менее успешно. На контроле в районо и облоно постоянно был список детей школьного возраста, не посещающих школу по какой-либо причине.
Инспекторскому контролю подвергались такие направления деятельности школы, как:
     - работа с педагогическими кадрами по совершенствованию их профессиональных знаний и умений. Это, прежде всего, организация методической работы непосредственно в школе и районе. Работа с прибывшими в район молодыми специалистами. Организация заочного обучения в вузах, улучшение качественного состава кадров. Отмечу, что спрос с директоров по этому вопросу был достаточно жестким;
      - организация трудового обучения и осуществление профориентации учащихся. Естественно, уклон был на ориентацию выпускников сельских школ к работе в сельском хозяйстве, получение специальностей, в которых остро нуждалось сельское производство. Главное – подъем села, деревни, их производственного и культурного уровня, сближение города и села. В 60-70-е годы будет немало сделано: построены школьные здания нового типа, сельские клубы, библиотеки, больницы, дворцы культуры, спортивные сооружения. Ставилась задача – в центре каждого колхоза, совхоза иметь среднюю школу и другие учреждения культуры и оздоровления людей;
       - организация воспитательного процесса в школах, других образовательных учреждениях, оздоровление учащихся в летнее время;
    - состояние управления, деятельность руководителей школы по внедрению плановости в работе, научной организации труда, осуществлению внутришкольного контроля. Много внимания уделялось работе с жалобами трудящихся (родителей, учащихся, общественности). Нередко со стороны руководителей районов поступали в облоно просьбы помочь, проверить или оценить опыт работы школ их района. Руководители средних школ на местах обычно назначались по согласованию с областным отделом.
       В процессе инспектирования использовались разные методы получения информации:
    - изучение документации: классных журналов, планов работы школы, методических объединений, самообразования педагогов, планов общественных ученических организаций и протоколов педсоветов, ученических тетрадей, дневников и т.д.;
       - наблюдение учебных занятий (уроков и других);
       - беседы с педагогами, учащимися, родителями;
       - наблюдение проводимых внеклассных мероприятий, оценка их качества;
       - изучение взаимодействия школы с общественностью, окружающей средой (сегодня это связь с социумом);
       - проведение контрольных работ, устного опроса знаний.
     Тщательно анализировалось расписание занятий, режим работы школы. Так, в классных журналах смотрели не только учет знаний, но и подсчитывали количество часов, израсходованное на изучаемую тему, насколько оно должно совпадать с нормой, установленной программой. В стране действовали единые требования.
      Районы инспектировались фронтально. И тогда создавалась бригада – группа инспекторов, которая выезжала в район, и каждый имел свои вопросы для изучения. В этом случае более основательно изучались вопросы, касающиеся образовательного учреждения, а также деятельности самого районо, его аппарата. По итогам фронтальной проверки в каждой инспектируемой школе проводился итоговый педсовет, а в районе – совещание руководителей образовательных учреждений. 
    Однако любая проверка-инспектирование начиналась со встречи с руководителями района – райкомом КПСС и райисполкомом. Это была своего рода субординация, дань уважения органам власти. Объясняли цель приезда, рассказывали о предполагаемом объеме работы, сроке пребывания в районе. На заключительном совещании присутствовали представители руководящих органов района. Таков был порядок, и я считаю его правильным. Со всеми курируемыми районами у меня сложились хорошие отношения. В основу их было положено уважение к людям. И значительно позже, когда я буду работать в ИУУ и ФППК и преподавать на курсах инспекторам, будут разработаны требования к личности инспектирующего. Постоянно цитировала слова А.В. Луначарского о том, что «инспектор не должен выступать в роли громовержца». Проверяя, стремилась помочь в определении будущих действий, направленных на улучшение результатов, вместе с аппаратом районо выявляла причины тех или иных негативных явлений, совместно намечались меры по их преодолению. За десять месяцев работы в облоно не раз побывала не только во всех закрепленных за мной, но и в других районах области.
        В моих дневниках тех дней работы сохранились названия всех школ, наполняемость их учащимися, ФИО их руководителей, записи наблюдаемых уроков, бесед с педагогами, а также ФИО сотрудников аппарата Муромцевского и Калачинского районов. Но с особым вниманием перечитываю я записи об инспектировании моей родной Артынской школы.
      В августе 1965 г. и в январе 1966 г. удалось выступить на пленарной части районных совещаний, осуществить инспектирование около двадцати школ и Исилькульского педучилища.
        Во время проверки работы Полтавского района Омским обкомом КПСС я была включена  в состав этой бригады. Возглавлял проверку от обкома инструктор В.И. Лебедев – умная, светлая, глубоко порядочная личность.
      Мне было поручено изучить и представить справки об опыте работы районо и Центральной школы с. Полтавки. С большим интересом изучаю их работу.   Нахожу, что, действительно, трудятся люди самоотверженно, но во многом нерационально, разбросанно, а отсюда – слабая эффективность в итоговых результатах. Здесь окончательно складывается мое убеждение в необходимости целенаправленного обучения руководителей школы и заведующих районо теории и практике управления: планированию своего труда и деятельности самой организации, упорядоченности дел во времени и методах работы, в осуществлении инспекторских проверок, организации внутришкольного контроля и др. Для обкома подготовила положительный материал, но указала то, над чем бы надо поработать в целях наибольшей эффективности затрачиваемых сил и времени. Все эти поездки по области в составе бригад или самостоятельно многому учили, а изучаемые факты, явления, события заставляли постоянно анализировать их, оценивать, приобретать управленческий опыт.
        Будучи инспектором облоно, а затем директором ИУУ, я с особым желанием выезжала в командировку в Муромцевский район. Это моя Родина. 
       В самом райцентре жила и более тридцати лет трудилась в райкоме КПСС заведующей орготделом моя двоюродная сестра – Бородина Таисия Дмитриевна.  Естественно, вечером, после трудового дня, шла в ее семью как домой. Ее муж, Виктор Семенович Дьяков, крепкий, немногословный мужчина, был начальником АТХ. Он хорошо водил машину, и мы нередко вечером выезжали на природу. Подружилась я и с их сыном Владимиром, он заканчивал среднюю школу, затем поступил в летное училище, вырос внимательным, добрым к родителям, родным и окружающим. О таком сыне мечтает каждая мать.
Мы были  с Таей, так ее ласково звали, стали как родные сёстры. 
      Оформившись на пенсию, эта семья приезжает в Омск. А вскоре и мы вернулись из Горького. Семья моей сестры становится одной из самых близких в числе моих родных.
       Стремлюсь не забывать и родного села Костино. Бываю у них редковато, но с большой душевной радостью.
     В начале 1966 года облоно командировало меня в Москву на Всесоюзную научно-практическую конференцию по проблемам воспитания учащихся. По возвращении мне поручили выступить с сообщением о содержании данной конференции, её рекомендациях. Рассказать было о чём. Моё выступление директора школ города  выслушали с интересом. Так состоялась моя первая встреча с руководителями образовательных учреждений, положившая начало нашему дальнейшему сотрудничеству.
       О работе в Омском облоно сохранилось в памяти только доброе: дружный коллектив инспекторов, постоянная учеба, выполнение ответственных поручений, приобретение знаний о людях области, ее проблемах и т.д. Да и в коллективе облоно, в частности в школьном секторе, было у кого и чему учиться. Работа инспектора облоно мне нравилась, хотя ежемесячные командировки, причем длительные (иногда до 10 дней) были для семьи не только трудно-тягостными, но и вредными. Сыновья оставались почти беспризорными, а нередко и голодными.  
      Воскрешу в памяти и назову имена инспекторов того времени: Евдокимов Федор Андреевич, Завершинская Мария Степановна, Здравомыслова Надежда Николаевна, Корольков Николай Григорьевич, Лосев Вениамин Вениаминович, Никулина Степанида Яковлевна, Переплеткин Юрий Александрович, Перцович Лазарь Семенович, Пономарева Мария Александровна, Подковырова Людмила Яковлевна, Привалова Любовь Алексеевна, Родина Галина Ивановна.
       Возглавлял облоно Александр Иванович Азаров – руководитель требовательный и авторитетный. 
 
 

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться, или войти в систему: